10 мая в Липецке прошёл второй этап чемпионата Липецкой области по автомногоборью
В заездах приняли участие 19 пилотов в трёх зачётных классах. Подробности — в репортаже корреспондента «ПН» Настасьи Старковой, наблюдавшей за гонками в роли маршала.

Соревнования как профилактика ДТП
С самого утра на парковку L’City начали съезжаться машины — от скромных «Лад» до лощёных BMW. Автомногоборье — это не просто заезды на время, поэтому класс машины не важен, многое зависит от самого водителя. Главная цель — профилактика ДТП. Участникам нужно как можно быстрее и точнее пройти трассу, наполненную знакомыми фигурами: «змейка», «клевер», движение задним ходом, остановка на линии. Всё это — упражнения, известные каждому, кто учился в автошколе.
Без ошибок
На старт вышли 19 участников. Их разделили по трём классам: «макси», «передний привод» и «задний привод». По регламенту сначала два ознакомительных круга. Затем — два хронометрируемых, в которых нужно показать лучшее время с наименьшими штрафами (пенализация — так судьи называют ошибки. — Прим. ред.).
В отличие от автокросса или ралли-спринта, на которых я работала маршалом, автомногоборье — это почти камерная история. Асфальтовая площадка, чёткая разметка, никакой грязи и вылетевших на обочину машин. Но суть не в спокойствии. Суть в вопросе: почему кому-то хочется провести выходной, задним ходом маневрируя между конусами?
Маршал под номером 7
Станислава Викулина на гоночной трассе не узнать — ни оранжевого жилета, ни флага в руках. В этот день он был в «гражданском» и стартовал под номером 7. Маршал взял в руки не рацию, а машину под своё управление.
— Мне больше нравится участвовать в заездах, — признаётся Викулин. — В первую очередь это адреналин и азарт. Но, честно говоря, я просто люблю управлять автомобилем. Отдыхаю за рулём.
К своим успехам Стас относится спокойно. Его цель не кубок, а стабильное место в пятёрке:
— Я хорошо понимаю свои силы. На прошлом этапе занял третье место в своём классе. А вот в прошлом году был дисквалифицирован — сам виноват. Хотя круг вне заезда тогда получился отличный: чисто, уверенно, быстро.
Викулин — пример того, как любовь к автоспорту выходит за рамки одной роли. Иногда маршал тоже гонщик.

Интересно всегда
Михаил Григорьев из Ельца, 33-й номер, — один из тех, кто не представляет свою жизнь без мотора. Автоспортом увлекается с детства, а на трассу выходит уже около пяти лет. Пока выступает только на липецких соревнованиях.
— С каждым этапом улучшается всё: трасса, подход организаторов, — говорит он. — То повороты крутые, то участок на скорость. Интересно всегда.
Но главная тема даже не гонки, а семья. Михаил рассказывает про сына, которому всего два года. И хотя малыш остаётся дома, папа уверен: влияние уже чувствуется:
— Он растёт в этой атмосфере, у нас дома столько машинок — не счесть. Если бы мог, поехал бы рядом. Важно, чтобы дети направляли эмоции в правильное русло. Спорт, пусть даже такой азартный, — это шанс избежать агрессии и хаоса.
Второй старт
Дмитрий Скуридин из села Сенцово — новичок. В автоспорт попал случайно: наткнулся на рекламу в социальной сети «ВКонтакте», откликнулся — и вот он здесь, под номером 22.
— Реальность превзошла ожидания, — делится он. — Это невероятно весело и драйвово. Познакомился с кучей людей — теперь общаемся, встречаемся.
Дмитрий мечтает о ралли-спринте, но пока не хватает ни времени, ни подготовки. Зато на первом этапе автомногоборья занял уверенное второе место в классе «передний привод».
От танцев к тормозам
Кристина Киселёва из Липецка — номер 44 — провела за рулём 20 лет, но в соревнованиях участвует только в третий раз. До этого была по другую сторону трассы: работала маршалом на картинге.
— С детства нравился и картинг, и хореография. Я профессиональный хореограф, в прошлом с собственным коллективом. В какой-то момент просто оставила сцену и ушла в автоспорт, — рассказывает Кристина.
К переходу подтолкнул Виталий Сулемин — гонщик и технический комиссар, который обслуживал её машину. Через него и пришла в автоспортивную среду. Сначала — маршальство, потом — участие.
— Я делаю это для себя, — признаётся Кристина. — Каждая гонка — это не только эмоции, но и уверенность. После соревнований и в жизни за рулём чувствуешь себя спокойнее, управляешь машиной иначе.

Будущие этапы
Третий этап автомногоборья пройдёт 5 июля. Вход для зрителей свободный. Если вы ни разу не были на гонке, но чувствуете, что пора, — это отличный повод.
Личная рекомендация: приходите ближе ко времени хронометрируемых заездов — они задают ритм дня. После них начинается самое зрелищное: полуфиналы, финал и церемония награждения.
А если решитесь наблюдать с самого старта — берите с собой раскладной стул и перекус. Впереди — около пяти часов звука моторов, запаха шин и настоящих эмоций.
Историческая справка
История автомногоборья в России началась в 1963 году — тогда соревнования проходили исключительно на грузовиках. В последующие два десятилетия к ним добавили и легковые автомобили. С 1985 года в зачётах остались только они. В середине 1980-х правила попытались изменить: к вождению добавили бег на 3 км и плавание. Это новшество вызвало резкое недовольство среди участников, и в 1990 году на финале чемпионата в Волгограде спортсмены устроили забастовку. После этого легкоатлетическую и водную части из программы исключили.

Победители и призёры
Класс «задний привод»:
1-е место — Никита Бажулин (Лебедянь),
2-е место — Геннадий Панëвин (Воронеж).
Класс «передний привод»:
1-е место — Александр Кошелев (Воронеж),
2-е место — Михаил Григорьев (Елец),
3-е место — Михаил Середа (Липецк).
Класс «макси»:
1-е место — Дмитрий Викулин (Липецк),
2-е место — Дмитрий Перьков (Воронеж),
3-е место — Игорь Пешкин (Липецк).
«Абсолют»:
1-е место — Никита Бажулин (Лебедянь),
2-е место — Александр Кошелев (Воронеж),
3-е место — Михаил Григорьев (Елец).
Следите за анонсами соревнований в группе «Автоспорт Липецк»
Текст: Настасья Старкова
Фото: Станислав Викулин