Без трассы и в любую погоду на пути к победам.
Турниры, чемпионаты, первенства — вся гоночная жизнь сводится к борьбе за золото на последних кругах. Но как выигрывать титулы, если всё, что у тебя есть, — два часа практики в неделю и карт, который вот-вот «сойдёт» с трассы?
Липчане на подиуме областного чемпионата
23 февраля липчане Егор Андреев и Ярослав Жданов заняли 2-е и 3-е места в классе «Национальный» на чемпионате и первенстве Липецкой области по автоспорту, который проходил на территории рынка «Дионис» в Ельце. Гонщики соревновались в шести классах: «Пионер», «Кадет», «Национальный — юниор», «Национальный», «Мини», «Е».
Ожидания и реальность
Предвкушая увидеть хорошо обустроенный гоночный трек и большое скопление ребят, я с главной темой гонок «Формулы-1» в наушниках пошла к гаражам липецкой образовательной школы № 68 на улице Стаханова, 17. Здесь я должна была обнаружить «базу» региональной Федерации картинга.
Как только я сняла наушники, вдалеке послышались рычащие моторы.
— Будете на территории, идите на звук, — сказал мне в телефонном разговоре председатель Федерации картинга Денис Грязнов.
Так я и поступила… и обнаружила странную картину: четверо мальчишек, двое из которых ходят в шлемах по кругу, ожидая своей очереди погонять. Два карта, рассекающих по слабо расчищенной дороге вокруг огороженной баскетбольной площадки. И родитель с тренером на подхвате, чтобы вытащить машину, когда та в очередной раз закопается в сугробе.
Построить дом, вырастить сына и отправить его на картинг
После десяти минут наблюдений за потугами юных картингистов вытащить машину на дорогу, а потом ещё и завести её я направилась к гаражам. На улице стояло по меньшей мере четыре карта, над которыми с инструментами работали мужчины — папы гонщиков.
— Приходится заниматься картами самостоятельно, — признаётся Александр Трубицын, отец одного из спортсменов, — а кто другой это будет делать?
Тренеры не в стороне, но у них обязанности другие: наставить, показать, помочь. Основная цель обучения — научиться обходиться без учителя. Так сказано в распечатке в учительской. И если без учителя однажды получится, то без механика придётся нелегко.
Оглядев гараж внутри, я поняла, почему папы приходят в секцию по расписанию. Карты «общего использования» годятся на переработку и точно не дотягивают до машин, в которые можно посадить детей. Вот и приходится перебирать, кастомизировать и следить за техническими аспектами. А вместе с тем и за успехами и поражениями своих детей.
— Конечно, есть переживания, — говорит отец картингиста Михаила Юрий Богомазов. — А вдруг авария? Это довольно серьёзно. Спорт такой.
Впрочем, мысли отказаться от гонок на данном этапе ни у кого не возникает. Мужчины видят в своих детях потенциал и готовы вкладывать собственные финансы. К тому же почти все из них в прошлом и сами ходили на картинг. Наученные опытом скорости, сложными конструкциями, пропитанные запахом моторного масла, своих детей они растят в аналогичной обстановке.
Дорогое удовольствие
Лев Трубицын, победитель чемпионата и первенства Черноземья-2024 по картингу в классе «Супер Мини Parilla», рассказал, как увлёкся гонками, когда гулял недалеко от гаражей школы:
— Мы увидели автомобили, и я сразу захотел на картинг. Наш нынешний тренер сказал мне тогда: «Когда пойдёшь в школу, мы будем тебя ждать». После этого прошло несколько лет, я забыл о машинах, но папа напомнил и направил. Так я и стал заниматься здесь.
Александр Трубицын признаётся: сомнений в том, чтобы отдать сына на картинг не было.
— Его отец занимался автоспортом, сын тоже пошёл, — улыбается Александр.
Но путь в большой автоспорт тернист. Спортсмены и их родители признаются: картинг — дорогое удовольствие. Спонсоров мало, техника требует постоянного ремонта.
— Машина, которая стоит за вами, обошлась в два миллиона рублей, — поясняет Михаил Богомазов, подтверждая, что участие в соревнованиях требует значительных затрат.
Сейчас Миша — кандидат в мастера спорта. Карт готовится к его следующему достижению: стать мастером спорта.
— Нам не нужны каждый день деньги (от спонсоров. — Прим. ред.), но, чтобы вы понимали, комплект резины стоит 25 тысяч рублей, — говорит Юрий Богомазов. — Сын съездил на одну гонку, и резину можно выбрасывать, а на следующую — покупать новую. Это я уже не говорю про дождевую резину, форму, шлем.
Дорога к вершине
А парень-то растёт, ему сейчас шестнадцать лет. Несмотря на финансовые трудности и психологическое давление, юные спортсмены и их родители продолжают идти вперёд. Волнение перед стартом, страх ошибки и неудачи — постоянные спутники гонщиков.
— Самое сложное — сконцентрироваться на трассе и преодолеть внутренний страх, — говорит картингист Егор Андреев.
Впрочем, азарт и стремление к победе берут верх: каждый обгон, каждый финиш — это адреналин и радость от результата.
Однако мастерство — не единственное, что решает исход гонки. В автоспорте многое зависит от технических аспектов: настройки машины, давления в шинах, состава топлива. Гонщики признаются, что порой техника подводит в самый ответственный момент.
— Ехал первым, чуть ошибся — и сзади меня сбили, развернуло, в итоге приехал последним, — вспоминает Миша.
Но молодые картингисты стремятся к международным соревнованиям. Их вдохновляют легенды автоспорта, такие как Михаэль Шумахер, и мечта когда-нибудь выступать на крупнейших трассах мира. И пусть дорога к вершине нелегка, они уверены: каждая гонка — это новый шаг к победе.
Беседа из учительской: тандем родителей и тренеров
Картинг в Липецке — не увлечение, а настоящий вызов, требующий поддержки не только спортсменов, но и их родителей и наставников. Однако, как рассказывают картингисты, на пути к развитию этого спорта стоит множество сложностей: недостаточное финансирование, нехватка трасс и оборудования, отсутствие серьёзной поддержки на региональном уровне.
Тренеры признаются, что картинг остаётся самым доступным видом автоспорта, но перспективы для его развития в России пока туманны. Раньше существовала чёткая система поддержки: город и область ежегодно проводили соревнования, финансировали поездки и отбор на всероссийские турниры. Сегодня всё это легло на плечи самих спортсменов и их семей.
— Сейчас соревнования проводятся за счёт родителей. Если у тебя есть деньги, ты участвуешь, если нет — остаёшься в стороне, — говорят педагоги дополнительного образования Денис Грязнов и Сергей Скирта.
Родители также отмечают, что не у всех есть возможность дать ребёнку шанс на серьёзный автоспорт.
— Был чемпион России из Липецкой области Кирилл Королевский, но его путь наверх полностью обеспечивала семья, — рассказывают тренеры.
Одна из главных проблем — отсутствие специализированной трассы в Липецке. В то время как в соседнем Ельце выделяются средства на развитие картинга, в Липецке спортсменам просто негде тренироваться.
— У нас даже почистить трассу некому, — сетуют тренеры.
Тем не менее, несмотря на все сложности, энтузиасты продолжают бороться за развитие картинга, вкладывая в него свои силы и средства. Они уверены: даже в непростых условиях можно воспитать чемпионов, если дать детям возможность заниматься любимым делом.
Инвестиционная сторона
Глядя на финансирование елецких картингистов, липецкие тренеры стараются не отчаиваться. Они с должным уважением говорят о поддержке Центра технического творчества «Новолипецкий».
Основанный в 2001 году центр «Новолипецкий» — преемник Центра научно-технического творчества детей и юношества. Сегодня там активно развиваются технические виды спорта и декоративно-прикладное искусство.
— Нельзя не сказать о центре и фонде «Милосердие», — говорит Денис Грязнов. — Благодаря финансовой помощи фонда у «Новолипецкого» широкий выбор различных секций. И при этом «Милосердие» про нас не забывает, старается вкладывать средства.
Не один фонд трудится на благо липецких картингистов. Среди спонсоров тренеры выделяют «СтальСоюз» и его директора Игоря Зайцева.
— Инструменты, запчасти приносят. То, что могут, — дополняет Сергей Петрович.
К слову, Игорь Зайцев отдал в секцию двух своих сыновей. Один из них, Кирилл, в 2021 году занял второе место в классе «Национальный» и выполнил норматив кандидата в мастера спорта по картингу. Второй, Фёдор, тоже не отстаёт. Приходит с папой в гараж и занимается: не только гоняет, но и копается в машинах.
— Это сближает, — признаётся Игорь Викторович, — когда вдвоём проводишь много времени, когда вместе с сыном находишь решение технических головоломок.
Комментарий департамента
Мне удалось связаться с департаментом по физической культуре и спорту города Липецка и задать вопросы о перспективах развития автоспорта в городе.
— Перспективы есть, — утверждает председатель департамента по физической культуре и спорту города Липецка Елена Стародубцева, — но к итоговому решению мы пока не пришли.
Департаменту известно о многочисленных обращениях тренеров и родителей. Одна из явных проблем проекта — территория. Построить гоночный трек надо в пределах города, но на достаточном расстоянии от спальных районов. Предложений по локациям не так много, но, по словам Елены Юрьевны, вопрос в обработке.
— Это личный интерес. Списывать со счетов развитие картинга и автоспорта в Липецке мы не планируем. Наоборот, хочется сделать наш город одним из мест притяжения любителей гонок, — комментирует Стародубцева.
Впрочем, говорить об этом рано. К вопросу получится вернуться только после утверждения решения по постройке гоночного трека для наших картингистов. Тогда же будет подниматься разговор и о финансировании спортсменов — сейчас государственная поддержка не осуществляется. И это не только наша, липецкая, ситуация.
Не летним картингом едины
Зимний и летний картинги отличаются конструкциями машин. В зимнем варианте карта посадка выше, а сиденье сдвинуто назад для уменьшения пробуксовки. Тормоза работают только на задних колёсах, передние отключены. Используются шипованные покрышки: на каждом колесе 140 шипов длиной до 1,5 мм. Также отличаются настройка подвески и балансировка, что помогает справляться с управлением на льду. Все параметры строго регламентированы.
Забавный факт: в 1990-х годах в Санкт-Петербурге проводились российские и международные соревнования по зимнему картингу. На них нередко приезжали финские гонщики, среди которых был и будущий чемпион (2007) «Формулы-1» Кими Райкконен.
В будущее с надеждами
Чтобы попасть на международные автогонки, требуется приложить немало усилий: заниматься картингом с детства, пройти различные гоночные серии, накопить опыт, проявить себя через победы, получить суперлицензию.
Но для российских спортсменов этот путь умножается «на два». Даже после побед в областных и межрегиональных турнирах вертикальный рост заканчивается, не успев начаться.
— Сама инфраструктура в России не развита, некуда расти, — отмечает Сергей Скирта. — Ребёнок достигает 18-летнего возраста, но и секция у нас до 18 лет. По возрасту он мог бы пойти в ралли или мотокросс, а у нас этого нет.
— Раньше в ДОСААФ был мотокросс, — дополняет Игорь Зайцев. — А ещё картинг, авиамоделирование, ориентирование, парашютисты, много всего. Работала Липецкая региональная федерация автомобильного спорта (ЛРФАС). А сегодня секция мотокросса одна, картинг тоже один. Надо дать ребятам выбор. Ведь это не просто развлечение в гараже и на треке. Это для ребёнка творческий, незаурядный способ самовыражения в жизни.
Очень хочется увидеть российских спортсменов на международных чемпионатах. Но это станет возможно, только если автоспорт получит системную поддержку. И начинать нужно, несомненно, с регионов.
Чтобы ребята могли побеждать, нужны условия для роста: трассы, больше городских и областных чемпионатов. Им важно получить хорошую технику и больше практики. Только такой «ансамбль» способен дать миру новые российские имена в автогонках. Надеемся, имена из Липецкой области тоже.
Текст: Анастасия Старкова
Фото: Настасья Старкова и из архивов героев сюжета