Выживать, чтобы гонять

Выживать, чтобы гонять

Без трассы и в любую погоду на пути к победам.

Турниры, чемпионаты, первенства  вся гоночная жизнь сводится к борьбе за золото на последних кругах. Но как выигрывать титулы, если всё, что у тебя есть,  два часа практики в неделю и карт, который вот-вот «сойдёт» с трассы?

Липчане на подиуме областного чемпионата

23 февраля липчане Егор Андреев и Ярослав Жданов заняли 2-е и 3-е места в классе «Национальный» на чемпионате и первенстве Липецкой области по автоспорту, который проходил на территории рынка «Дионис» в Ельце. Гонщики соревновались в шести классах: «Пионер»«Кадет»«Национальный  юниор»«Национальный»«Мини»«Е».

Ожидания и реальность

Предвкушая увидеть хорошо обустроенный гоночный трек и большое скопление ребят, я с главной темой гонок «Формулы-1» в наушниках пошла к гаражам липецкой образовательной школы  68 на улице Стаханова, 17. Здесь я должна была обнаружить «базу» региональной Федерации картинга.

Как только я сняла наушники, вдалеке послышались рычащие моторы.

 Будете на территории, идите на звук,  сказал мне в телефонном разговоре председатель Федерации картинга Денис Грязнов.

Так я и поступила и обнаружила странную картину: четверо мальчишек, двое из которых ходят в шлемах по кругу, ожидая своей очереди погонять. Два карта, рассекающих по слабо расчищенной дороге вокруг огороженной баскетбольной площадки. И родитель с тренером на подхвате, чтобы вытащить машину, когда та в очередной раз закопается в сугробе.

Построить дом, вырастить сына и отправить его на картинг

После десяти минут наблюдений за потугами юных картингистов вытащить машину на дорогу, а потом ещё и завести её я направилась к гаражам. На улице стояло по меньшей мере четыре карта, над которыми с инструментами работали мужчины  папы гонщиков.

 Приходится заниматься картами самостоятельно,  признаётся Александр Трубицын, отец одного из спортсменов,  а кто другой это будет делать?

Тренеры не в стороне, но у них обязанности другие: наставить, показать, помочь. Основная цель обучения  научиться обходиться без учителя. Так сказано в распечатке в учительской. И если без учителя однажды получится, то без механика придётся нелегко.

Оглядев гараж внутри, я поняла, почему папы приходят в секцию по расписанию. Карты «общего использования» годятся на переработку и точно не дотягивают до машин, в которые можно посадить детей. Вот и приходится перебирать, кастомизировать и следить за техническими аспектами. А вместе с тем и за успехами и поражениями своих детей.

 Конечно, есть переживания,  говорит отец картингиста Михаила Юрий Богомазов.  А вдруг авария? Это довольно серьёзно. Спорт такой.

Впрочем, мысли отказаться от гонок на данном этапе ни у кого не возникает. Мужчины видят в своих детях потенциал и готовы вкладывать собственные финансы. К тому же почти все из них в прошлом и сами ходили на картинг. Наученные опытом скорости, сложными конструкциями, пропитанные запахом моторного масла, своих детей они растят в аналогичной обстановке.

Дорогое удовольствие

Лев Трубицын, победитель чемпионата и первенства Черноземья-2024 по картингу в классе «Супер Мини Parilla», рассказал, как увлёкся гонками, когда гулял недалеко от гаражей школы:

 Мы увидели автомобили, и я сразу захотел на картинг. Наш нынешний тренер сказал мне тогда: «Когда пойдёшь в школу, мы будем тебя ждать». После этого прошло несколько лет, я забыл о машинах, но папа напомнил и направил. Так я и стал заниматься здесь.

Александр Трубицын признаётся: сомнений в том, чтобы отдать сына на картинг не было.

 Его отец занимался автоспортом, сын тоже пошёл,  улыбается Александр.

Но путь в большой автоспорт тернист. Спортсмены и их родители признаются: картинг  дорогое удовольствие. Спонсоров мало, техника требует постоянного ремонта.

 Машина, которая стоит за вами, обошлась в два миллиона рублей,  поясняет Михаил Богомазов, подтверждая, что участие в соревнованиях требует значительных затрат.

Сейчас Миша  кандидат в мастера спорта. Карт готовится к его следующему достижению: стать мастером спорта.

 Нам не нужны каждый день деньги (от спонсоров.  Прим. ред.), но, чтобы вы понимали, комплект резины стоит 25 тысяч рублей,  говорит Юрий Богомазов.  Сын съездил на одну гонку, и резину можно выбрасывать, а на следующую  покупать новую. Это я уже не говорю про дождевую резину, форму, шлем.

Дорога к вершине

А парень-то растёт, ему сейчас шестнадцать лет. Несмотря на финансовые трудности и психологическое давление, юные спортсмены и их родители продолжают идти вперёд. Волнение перед стартом, страх ошибки и неудачи  постоянные спутники гонщиков.

 Самое сложное  сконцентрироваться на трассе и преодолеть внутренний страх,  говорит картингист Егор Андреев.

Впрочем, азарт и стремление к победе берут верх: каждый обгон, каждый финиш  это адреналин и радость от результата.

Однако мастерство  не единственное, что решает исход гонки. В автоспорте многое зависит от технических аспектов: настройки машины, давления в шинах, состава топлива. Гонщики признаются, что порой техника подводит в самый ответственный момент.

 Ехал первым, чуть ошибся  и сзади меня сбили, развернуло, в итоге приехал последним,  вспоминает Миша.
Но молодые картингисты стремятся к международным соревнованиям. Их вдохновляют легенды автоспорта, такие как Михаэль Шумахер, и мечта когда-нибудь выступать на крупнейших трассах мира. И пусть дорога к вершине нелегка, они уверены: каждая гонка  это новый шаг к победе.

Беседа из учительской: тандем родителей и тренеров

Картинг в Липецке  не увлечение, а настоящий вызов, требующий поддержки не только спортсменов, но и их родителей и наставников. Однако, как рассказывают картингисты, на пути к развитию этого спорта стоит множество сложностей: недостаточное финансирование, нехватка трасс и оборудования, отсутствие серьёзной поддержки на региональном уровне.

Тренеры признаются, что картинг остаётся самым доступным видом автоспорта, но перспективы для его развития в России пока туманны. Раньше существовала чёткая система поддержки: город и область ежегодно проводили соревнования, финансировали поездки и отбор на всероссийские турниры. Сегодня всё это легло на плечи самих спортсменов и их семей.

 Сейчас соревнования проводятся за счёт родителей. Если у тебя есть деньги, ты участвуешь, если нет  остаёшься в стороне,  говорят педагоги дополнительного образования Денис Грязнов и Сергей Скирта.

Родители также отмечают, что не у всех есть возможность дать ребёнку шанс на серьёзный автоспорт.

 Был чемпион России из Липецкой области Кирилл Королевский, но его путь наверх полностью обеспечивала семья,  рассказывают тренеры.

Одна из главных проблем  отсутствие специализированной трассы в Липецке. В то время как в соседнем Ельце выделяются средства на развитие картинга, в Липецке спортсменам просто негде тренироваться.

 У нас даже почистить трассу некому,  сетуют тренеры.

Тем не менее, несмотря на все сложности, энтузиасты продолжают бороться за развитие картинга, вкладывая в него свои силы и средства. Они уверены: даже в непростых условиях можно воспитать чемпионов, если дать детям возможность заниматься любимым делом.

Инвестиционная сторона

Глядя на финансирование елецких картингистов, липецкие тренеры стараются не отчаиваться. Они с должным уважением говорят о поддержке Центра технического творчества «Новолипецкий».

Основанный в 2001 году центр «Новолипецкий»  преемник Центра научно-технического творчества детей и юношества. Сегодня там активно развиваются технические виды спорта и декоративно-прикладное искусство.

 Нельзя не сказать о центре и фонде «Милосердие»,  говорит Денис Грязнов.  Благодаря финансовой помощи фонда у «Новолипецкого» широкий выбор различных секций. И при этом «Милосердие» про нас не забывает, старается вкладывать средства.

Не один фонд трудится на благо липецких картингистов. Среди спонсоров тренеры выделяют «СтальСоюз» и его директора Игоря Зайцева.
 Инструменты, запчасти приносят. То, что могут,  дополняет Сергей Петрович.

К слову, Игорь Зайцев отдал в секцию двух своих сыновей. Один из них, Кирилл, в 2021 году занял второе место в классе «Национальный» и выполнил норматив кандидата в мастера спорта по картингу. Второй, Фёдор, тоже не отстаёт. Приходит с папой в гараж и занимается: не только гоняет, но и копается в машинах.

 Это сближает,  признаётся Игорь Викторович,  когда вдвоём проводишь много времени, когда вместе с сыном находишь решение технических головоломок.

Комментарий департамента

Мне удалось связаться с департаментом по физической культуре и спорту города Липецка и задать вопросы о перспективах развития автоспорта в городе.

 Перспективы есть,  утверждает председатель департамента по физической культуре и спорту города Липецка Елена Стародубцева,  но к итоговому решению мы пока не пришли.

Департаменту известно о многочисленных обращениях тренеров и родителей. Одна из явных проблем проекта  территория. Построить гоночный трек надо в пределах города, но на достаточном расстоянии от спальных районов. Предложений по локациям не так много, но, по словам Елены Юрьевны, вопрос в обработке.

 Это личный интерес. Списывать со счетов развитие картинга и автоспорта в Липецке мы не планируем. Наоборот, хочется сделать наш город одним из мест притяжения любителей гонок,  комментирует Стародубцева.

Впрочем, говорить об этом рано. К вопросу получится вернуться только после утверждения решения по постройке гоночного трека для наших картингистов. Тогда же будет подниматься разговор и о финансировании спортсменов  сейчас государственная поддержка не осуществляется. И это не только наша, липецкая, ситуация.

Не летним картингом едины

Зимний и летний картинги отличаются конструкциями машин. В зимнем варианте карта посадка выше, а сиденье сдвинуто назад для уменьшения пробуксовки. Тормоза работают только на задних колёсах, передние отключены. Используются шипованные покрышки: на каждом колесе 140 шипов длиной до 1,5 мм. Также отличаются настройка подвески и балансировка, что помогает справляться с управлением на льду. Все параметры строго регламентированы.

Забавный факт: в 1990-х годах в Санкт-Петербурге проводились российские и международные соревнования по зимнему картингу. На них нередко приезжали финские гонщики, среди которых был и будущий чемпион (2007) «Формулы-1» Кими Райкконен.

В будущее с надеждами

Чтобы попасть на международные автогонки, требуется приложить немало усилий: заниматься картингом с детства, пройти различные гоночные серии, накопить опыт, проявить себя через победы, получить суперлицензию.

Но для российских спортсменов этот путь умножается «на два». Даже после побед в областных и межрегиональных турнирах вертикальный рост заканчивается, не успев начаться.

 Сама инфраструктура в России не развита, некуда расти,  отмечает Сергей Скирта.  Ребёнок достигает 18-летнего возраста, но и секция у нас до 18 лет. По возрасту он мог бы пойти в ралли или мотокросс, а у нас этого нет.

 Раньше в ДОСААФ был мотокросс,  дополняет Игорь Зайцев.  А ещё картинг, авиамоделирование, ориентирование, парашютисты, много всего. Работала Липецкая региональная федерация автомобильного спорта (ЛРФАС). А сегодня секция мотокросса одна, картинг тоже один. Надо дать ребятам выбор. Ведь это не просто развлечение в гараже и на треке. Это для ребёнка творческий, незаурядный способ самовыражения в жизни.

Очень хочется увидеть российских спортсменов на международных чемпионатах. Но это станет возможно, только если автоспорт получит системную поддержку. И начинать нужно, несомненно, с регионов.

Чтобы ребята могли побеждать, нужны условия для роста: трассы, больше городских и областных чемпионатов. Им важно получить хорошую технику и больше практики. Только такой «ансамбль» способен дать миру новые российские имена в автогонках. Надеемся, имена из Липецкой области тоже.

Текст: Анастасия Старкова
Фото: Настасья Старкова и из архивов героев сюжета