В Минздраве пояснили, как будут работать школьные медики.
Ввести штатную должность «специалиста по оказанию медпомощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях» предлагают в Минздраве. Это одна из мер по актуализации Порядка оказания медицинской помощи детям и подросткам, в том числе в учебных заведениях.
Тревожные звоночки
Здоровье школьников всё больше тревожит и родителей, и врачей. Виной тому и высокие нагрузки в школе, из-за чего дети не успевают как следует отдыхать, гулять, заниматься спортом, и недопонимание родителями многих важных вещей, например правильного питания.
Но важна и роль врачей, которые должны не только лечить уже состоявшиеся болезни, но и заниматься сбережением детского здоровья. Одно из недавних решений — развивать школьную медицину в рамках стартовавшего в этом году нацпроекта «Семья».
На дискуссионных площадках, на слушаниях в Госдуме много говорилось о том, что школьный врач должен не только отвечать за прививки, помогать детям, у которых возникли проблемы с самочувствием в учебное время, отслеживать выполнение утреннего «фильтра» во время сезона ОРВИ, но и заниматься профилактикой заболеваний, в том числе репродуктивной системы. Тем более теперь контроль за состоянием репродуктивной функции включён в план диспансеризации и у взрослых, и у детей.
— Большую часть времени дети проводят в школе, и работа школьного врача — это живое, постоянное сопровождение здоровья ребёнка. Мы хотим, чтобы в каждой школе на основании общих требований была определена компетенция школьного врача, которая бы обеспечивала наблюдение за состоянием здоровья школьников, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия, — поясняет вице-спикер Госдумы Ирина Яровая.
Кадровый вопрос
В Минздраве в свою очередь готовят обновление порядка работы школьных медиков. Таких специалистов сегодня не хватает, и решить задачу можно с помощью подготовки бакалавров школьной медицины, в том числе используя целевой набор студентов. Подобный образовательный стандарт уже есть, и специалистов будут направлять на работу в школьные медкабинеты.
Сейчас школьный врач или медсестра, точнее, организация их работы, находятся в ведении двух ведомств — Минздрава и Минпросвещения. И в разных школах это происходит по-разному. В некоторых есть нормально устроенный медицинский кабинет, в других врач остаётся в штате ближайшей поликлиники, но работает в школе. Наконец, большое количество школ (особенно где учеников мало) медкабинетов вообще не имеют.
— Например, в малокомплектных, отдалённых и труднодоступных школах, а также там, где отсутствует возможность лицензирования медкабинета, врача может вообще не быть в школе на постоянной основе. А если в нём возникает необходимость, помощь дети получают от медперсонала ближайшей амбулатории или ФАПа, — пояснили в Минздраве.
Кстати, медкабинеты предстоит открыть и оборудовать примерно в 4 000 школ страны.
Пока вне «расписания»
Что касается разных условий работы школьных медиков, где-то никаких проблем нет, но порой такие специалисты «выпадают» из общих правил организации труда, например, не получают выслуги лет.
В Минздраве объясняют: нормативно-правовая база предусматривает, что работающие в школах медики имеют право засчитывать период своей работы с детьми в трудовой стаж, который учитывается при досрочном назначении трудовой пенсии.
Но важно, чтобы врач или медсестра были оформлены отделом кадров правильно. Нынешние конфликтные ситуации связаны с ошибками в оформлении таких специалистов в штат.
Решить проблему предлагается с помощью единообразного подхода, пополнив штатное расписание школ должностью «специалиста по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях».
Это может быть и врач-педиатр, и медицинская сестра, имеющая уровень бакалавриата, но главное, в новой системе координат интересы работника будут полностью учтены и защищены.
Мини-поликлиники
Таким образом, по новому порядку школа может включить в штат должности медицинских работников и открыть медицинский кабинет. Но также не исключены и другие модели: не возбраняется организовать оказание медпомощи ученикам, привлекая врачей из ближайших медучреждений. Одновременно предлагается осовременить стандарт оснащения медицинского блока в школах, «конкретизировать и уточнить» обязанности школьных врачей.
Например, опросы родителей показали, что большинству нравится идея проводить диспансеризацию прямо в школе. Потому что сейчас, получив направление, родители должны обходить с ребёнком несколько специалистов в поликлинике, тратя много времени. Но в обычном медкабинете провести полноценное обследование нереально. Выручат передвижные медпункты с бригадами врачей, которые смогут приехать прямо к школе. Как сообщила замминистра здравоохранения Евгения Котова, в рамках нацпроекта будет закуплено 500 таких мини-поликлиник.
Мнения экспертов
— Сегодня мы вообще не имеем медицинского сопровождения образовательного процесса, — считает директор лицея № 369 (Санкт-Петербург), глава Санкт-Петербургского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» Константин Тхостов, — У нас до сих пор работают нормативы советского времени: на одну ставку медсестры — 500 детей, а на одну ставку врача-педиатра — 1 000 детей. Поэтому в детских садах медсёстры, как правило, приходящие. Медиков в школах, детских садах нет. Проблему надо решать. Изменение их наименования, их должности приведёт к тому, что и без того нежелающие идти работать в школьную медицину не пойдут туда работать.
— Запрос на такого специалиста в регионах острый, что подтверждают и многочисленные мониторинги, проводимые нами в рамках деятельности Народного фронта, — комментирует ректор ВолгГМУ доктор медицинских наук, профессор Владимир Шкарин. — Об этом открыто говорят родители: отдавая ребёнка, например, в школу, они справедливо переживают за своевременность и качество оказываемой ему, в случае необходимости, медицинской помощи. Ведь в ряде образовательных организаций, давайте говорить честно, штатного медика просто нет. Поэтому инициатива Минздрава своевременна и логично укладывается в стратегию оказания медицинской помощи детям и подросткам.
Текст: Ирина Невинная, Михаил Пинкус, Марина Чернова
Фото: Валерий Матыцин
Страница подготовлена в рамках совместного проекта «Российской газеты»и газеты «Первый номер»