«Казаки России» начали творить в обновлённом «Октябре».
Долгих 35 лет Государственный театр танца «Казаки России» шёл к своему дому. 25 февраля 2025 года — эта дата теперь в истории — он наконец обрёл место, где можно танцевать, петь и играть спектакли. А значит, можно жить! Ведь участники этого поистине народного коллектива ценят творчество превыше всего на свете.
Всё было не зря
Игорь Артамонов, губернатор Липецкой области: — Я люблю этот коллектив, артистов и Леонида Петровича Милованова, который очень много сделал для области, для России. Я хочу сюда приходить и смотреть все спектакли. В них наша история, культура, наша идентичность. Очень горжусь, что у нас есть такой театр. И сегодня, в этот прекрасный день, понимаешь, что всё было не зря. Ни один объект нам не давался со столькими страданиями, мучениями. Но когда видишь радость в глазах артистов, настрой улыбающихся зрителей, понимаешь: всем нравится то, что нам удалось сделать. Леонид Петрович шёл к этому 35 лет, мы — пять лет. И очень хорошо, что приняли решение передать управление зданием «Казакам России». Я хочу поздравить всех артистов театра и людей, которые любят и ценят культуру, с новым современным домом!

Вхожу в эти двери
Фотографии на первом этаже в формате «было — стало» дают визуальное понимание произошедших изменений. Я же физически прочувствовала незабываемый холод концертного зала. Это было в ту полуархивную пору, когда кинофестиваль «Липецкий выбор» проходил в ККЗ «Октябрь». Если во время кинопоказов не снимаешь верхнюю одежду, только мнёшь в руках шапку, раздумывая, надеть ли её снова, то сама чувствуешь себя героиней фильма «Дело было в Пенькове», сидящей в сельском клубе с замерзающим в воздухе паром от дыхания. Правоту моих воспоминаний подтвердил солист, вокалист и директор коллектива «Казаки России» Максим Рихтер:
— Где-то в 2004–2005 годах мы репетировали, и пар шёл изо рта.
Я была не совсем взрослым человеком, но понимала, что в здании не должно быть «немного теплее за стеклом в злые морозы», чем на улице. Особенно если оно, располагаясь в центре города, позиционируется культурным пространством. Не верилось в то, что говорили, будто «Октябрь» приспособлен только для летней эксплуатации: на дворе не XIX век. Верилось в другое, потому что подтверждалось фактами.

Здание «Октября» устарело морально — значит, по всем параметрам. Требовалась замена напольного покрытия. Сантехнические узлы взывали о ремонте. Потолки в неприглядных пятнах от затоплений — о том же. Электрооборудование и электропроводка в здании находились в аварийном состоянии. Сцена также не приспособлена технически для современных мероприятий. Необходима была её реконструкция с обновлением всего оборудования. Кресла в зрительном зале тоже требовали замены. Да и входная часть всего здания представляла угрозу для передвижения людей: основания под гранитными ступеньками перед ККЗ «Октябрь» разрушились настолько, что это привело к смещению самих плит.
Сейчас, заходя в тёплое, светлое, с большими белыми коридорами помещение реконструированного «Октября», испытываешь чувство, будто это другое здание. Оно на самом деле другое, и его начал обживать новый творческий хозяин. Впрочем, обо всём по порядку.
Февральские метаморфозы «Октября»
«Октябрь» начался в феврале. Поспособствовал тому «Липецксантехмонтаж-1», который строил и брал на подряд другие профильные организации. А до этого было областное решение, поддержанное нацпроектом «Культура», — реконструировать киноконцертный зал «Октябрь» и отдать достойному — театру танца «Казаки России», который десятилетиями ютился где придётся.
Реконструкция «Октября» длилась около года и шла по революционному принципу: «до основанья, а затем». Что получилось в итоге, рассказал и продемонстрировал директор Государственного театра танца «Казаки России» Максим Рихтер:
— Сделали два зала: большой и малый. Мы имеем теперь полноценную, специально освещённую сцену для танца. Её расширили за счёт сокращения двух зрительских рядов, зато у нас появился специальный балетный пол из лиственницы — мягкий, нетравмоопасный: можно спокойно тренироваться и выступать. Малый зал оснащён бличерной системой, раскладывающейся на 137 посадочных мест: первый ряд раскладывается и тянет другие ряды кресел. Также их можно аккуратно сложить и в малом зале делать камерные концерты, проводить лекции. Эта система позволяет использовать его в качестве как концертной, так и репетиционной площадки. Большой зал включает 600 мест для зрителей.
Свои подмостки
— Здесь уместно добавить, что «шоу с табуреткой» Леонида Петровича Милованова, нашего художественного руководителя и народного артиста России, закончилось, — улыбается Максим Рихтер. — Дело в том, что у нас большая репетиционная база — 75 взрослых артистов и 300 детей в народной студии. Когда ставятся танцы, задействовано множество артистов одновременно. И если балетмейстер стоит на полу, на одном уровне с танцорами, то можно видеть только три-четыре пары. Поэтому Леонид Петрович то вставал на табурет, то взбирался на подоконник, чтобы охватить взглядом всех. Так и шли репетиции: он перемещался вверх-вниз. Теперь Леонид Петрович сидит в зале, видя полноценную «картину» танца.
Артистов сейчас можно не только хорошо видеть, но и прекрасно слышать. Здание оснащено современными звуковыми панелями.
Среди других удобств нового пространства стоит отметить лифт для зрителей с ограниченными возможностями. Поднимая людей на второй этаж, он способен выдержать груз до 200 килограммов. А из старого антуража мы приняли решение оставить витражи. Они прекрасно вписываются в новое пространство и создают какую-то особую домашнюю теплоту.
От штор до казачьего балета
На втором этаже нового дома «Казаков России» уже начал работать музей истории казачьего костюма и истории ансамбля, соответственно. Экскурсию провёл хранитель традиций, считайте, что архивист коллектива, заслуженный работник культуры РФ Вадим Матвеев.
— Леонид Петрович Милованов ездил в этнографические экспедиции, прежде чем ставить танцы, — рассказывает Вадим Иванович. — Костюм некрасовских казаков получен им лично от некрасовцев. Это донские казаки, которые под предводительством атамана Игнатия Некрасова вынуждены были прожить два с половиной века в Турции. Вернулись они на Родину в 1960-х годах, укоренившись в Ставропольском крае. В репертуаре ансамбля есть исторический танец «Черкеска», поставленный хореографом Екатериной Миловановой, он отражает перипетии судьбы этой ветви казачества. Рядом мы видим тоже в некотором роде «исторический» костюм. 1990-е годы прокатились шаром по магазинам, и мы испытывали настоящее бедствие при пошиве концертных костюмов. Для номера «Чернобровый, черноокий» разноцветную мужскую рубашку мы ещё как-то нашли. А девушку нужно было одеть в красивый наряд, чтобы она как царица выходила. И вдруг дизайнер по костюмам сказала: «А я нашла ткань! В магазине ничего не было, но у Леонида Петровича дома висела штора, её просто сняли и сшили платье».
В перспективе «Казаки России» здесь планируют организовать большой музей, который будет соответствовать названию «большой казачий балет». Оно закрепилось за коллективом с гастролей во Францию в 1996 году. Французы никогда не видели выступление казаков, но были так поражены этой мощью в сочетании с традицией, что им казалось, будто целая кавалькада выходит на сцену и виртуозно выполняет элементы.
А в Англии, на праздновании бриллиантового юбилея английской королевы, где также выступали «Казаки России», они удостоились тотального признания чопорного местного зрителя. Об этом свидетельствует надпись, сделанная на афише о «Казаках» англичанами: «Забудьте Риверданс — это народное искусство во всей своей красе!».
Собирая и транслируя культуру
Праздничный концерт 25 февраля в новом старом здании «Казаки России» открыли ярким, динамичным дефиле народного костюма: то, что собирают по крупицам уже 35 лет, обращая внимание на малейшие детали. К слову, у «Казаков России» есть свой пошивочный и обувной цехи по производству красоты, в которую одеваются и обуваются артисты, участвуя в спектаклях, танцевальных композициях, вокальных номерах.
Зрители увидели целую галерею нашей исконной истории, начиная от костюмов из первого вокально-художественного номера «Тихий Дон» (автор проекта — Леонид Милованов) до убранства артистов премьерной, ожидаемой в этом концертном сезоне хореографической интерпретации жизни Григория Распутина (режиссёр-постановщик и хореограф — Екатерина Милованова).
Будем здесь жить! — эти три слова
Леонид Милованов, человек, который заложил основы народной танцевальной культуры и драматургии в области, говорил о том, что сбылась его заветная мечта:
— Мы въехали в большой дом, который теперь наш. У нас есть большая сцена, на которой можно репетировать в любое время и приглашать в гости достойные коллективы.
А на вопрос о том, как ему удаётся работать в условиях, когда повсеместно снижаются требования к современному искусству, ответил:
— Тенденции меняются, мода приходит и уходит, а народная культура — отражение нашей истории — вечна. Она актуальна всегда, потому что в ней заложены вечные ценности. Уважение к защитникам Родины, верность, мужественность и женственность. Когда мы оказывались на гастролях за границей, носители других культур ходили на наши концерты с удовольствием. Женщины говорили нам, что приходят затем, чтобы посмотреть на мужественных мужчин и женственных женщин. Это тогда, когда в моду уже начинал входить так называемый унисекс. Мы и живём потому, что наши танцы освящены духовностью народной культуры. И будем здесь жить!
Текст: Светлана Чеботарёва
Фото и видео: Сергей Паршин, Сергей Мамцев