Глава города Роман Ченцов проверил, как идёт ремонт мостов.
Липецк успешно переживает большой капитальный ремонт сразу трёх переправ — на улицах Первомайской, Студёновской и Плехановском спуске. Работы начались на объектах в прошлом году по национальному проекту «Безопасные качественные дороги». Сейчас процесс обновления продолжается по нацпроекту «Инфраструктура для жизни».
Первомайский — к Первомаю
Из трёх объектов только мост на улице Первомайской перекрыт полностью. Водители пользуются объездами по улицам Карла Маркса и Октябрьской. Строители ООО «Уваровская передвижная механизированная колонна № 22» приступили к работам в октябре. И значительно продвинулись — запланированный объём выполнен на четверть. Подрядчик завершил демонтаж пешеходной зоны, проезжей части, перильных ограждений и балки пролётных строений. Специалисты перенесли инженерные сети. Строители усилили одну шкафную стенку, то есть элемент верхней части устоя, защищающий торец пролётного строения и зону расположения опорных частей от грунта. Как раз сейчас идёт такой же процесс работы на второй стенке.
— Погода как по заказу, — подметил глава города в разговоре с представителем подрядной организации. — Когда планируете сдать мост? Горожанам хотелось бы, чтобы уже к майским праздникам движение по улице Первомайской возобновилось.
— По контракту сдача — 28 августа. Но мы сделаем раньше, постараемся к 1 Мая, — пообещал заместитель начальника участка Сергей Юрченков.
— Помощь нужна? Есть ли вопросы, в которых мы могли бы помочь? — спросил Роман Ченцов.
— Нет, справляемся, материалы есть, бетон привозят в нужном объёме, — рассказал строитель. — Погода действительно помогает, но всё-таки тепловые пушки включаем.
Как добавил на встрече заместитель главы города Павел Звонарёв, вынос сетей газо-, электро-, теплоснабжения произвели на объекте вовремя. Была сделана необходимая санация канализации.
— Очень важно ускориться, потому что следующий мост, который необходимо будет перекрывать, ¬— по улице Октябрьской, — подчеркнул Павел Николаевич.
— Учтите, что вы обещали к маю сдать объект, — ещё раз напомнил строителям Роман Иванович. — И канал обязательно должен быть чистым, когда работы завершатся.
Параллельный процесс
Уваровская ПМК № 22 параллельно занимается вторым мостом, расположенным у подножия Плехановского спуска. Строительный процесс также начался в октябре прошлого года. Начальник участка Александр Григорьев сообщил: как и на соседнем объекте, здесь четверть работ уже сделана.
При этом надо учитывать, что строителям приходится трудиться в усложнённых условиях. Если по мосту на улице Первомайской автомобильное движение закрыто, то на Плехановском спуске ограничено частично — для водителей оставили по одной полосе в каждом направлении. Строители осваивают объект «метр за метром», а правильнее сказать, в два этапа. Летом должен быть завершён ремонт первой половины моста, а следом приступят ко второй.
Принятая мера объективна и понятна. Полное закрытие спуска создало бы дорожный коллапс и парализовало бы движение в центральной части города, где транспортный трафик всегда высокий.
К настоящему моменту строители успели разобрать покрытие проезжей части, тротуара и ограждение половины моста по направлению к площади Плеханова. Установили буронабивные сваи диаметром 1 200 мм с защитой обсадной трубы. Подрядчики удалили шлам со свай, готовясь к дальнейшему монтажу ригелей. Ведётся установка шкафной стенки и переходной плиты.
Круглыми сутками
— Сейчас работы идут по четвёртой и третьей опорам моста. Готовим опалубку, будем производить армирование и принимать ригель, — комментирует ход работы начальник участка Александр Григорьев.
— Когда вы планируете завершить первый этап работы, пустить здесь движение и переходить на другую сторону моста? — спрашивает глава города.
— Первый этап завершим 20 мая, — заявил Александр Григорьев.
— Сложностей с ресурсоснабжающими организациями по вопросу выноса сетей не было? — уточнил Ченцов.
— Нет, все вопросы решили оперативно, — ответил начальник участка. — И подчеркну, мы в графике. У нас здесь работают 18 человек в день и восемь — в ночь. Так что трудимся в круглосуточном режиме. Есть только один момент. Мы работаем с «живым» объектом, и несколько усложняет ситуацию проезд грузового транспорта. Есть ли возможность ограничить его движение?
Глава города сказал, что обязательно этот вопрос будет рассмотрен на ближайшей комиссии по безопасности дорожного движения.
Полдела сделано
На третьем объекте — это мост на улице Студёновской — строители уже на полпути: выполнено 42% работ. «КапиталСтрой» зашёл на объект ещё в начале апреля прошлого года. Но мост, перекинутый через ручей Студёный, — самый широкий из городских: 29,3 метра, поэтому и времени на его ремонт нужно больше.
Строители на Студёновской, так же как и на Плехановском спуске, работают в особом, «живом» режиме. Половина моста обновляется, другая — активно эксплуатируется водителями.
— Демонтаж завершён, крайние и промежуточные сваи уже на своих местах, — рассказывает прораб Игорь Кострыкин. — Установили шкафные стенки, переходные плиты, ригели. Сделали деформационные швы и закладные для барьерного ограждения. Кроме того, мы уложили балки по одной стороне переправы, забетонировали межблочное пространство.
Вместо чугунных материалов по предварительному, проектному, решению используют композитные. Они невосприимчивы к коррозии и легче, что снижает нагрузку на опоры. Следующий этап — выравнивание полотна моста бетоном и устройство гидроизоляции.
Ответственный подход
— Погодные условия меняются, снегопад создаёт сложности. Рядом со стройкой, по краям дороги, грунтовые заносы. На самой стройке под ногами «каша» из грязи и снега.
Необходимо держать стройплощадку в чистоте. И за прилегающей к объекту территорией нужно следить, чтобы не произошло сужения дороги, — выслушав отчёт прораба, подчеркнул Роман Ченцов. — Конечно, ремонт моста — непростая задача, но горожане не должны терпеть неоправданные неудобства. За порядок на объекте отвечает строительная организация.
Прораб принял информацию к сведению и пообещал исправить ситуацию в тот же день.
После объезда Роман Иванович подытожил:
— Мосты — важная транспортная артерия нашего города. Посмотрел, как проходят работы. Темп подрядчики держат хороший, идут с опережением графика. Обратил внимание на прилегающую территорию. Её обязательно нужно привести в порядок после сдачи объектов. Должно быть не только безопасно, но и комфортно нашим жителям.
Действуем по плану
Результат капитального ремонта трёх переправ липчане смогут оценить уже в текущем году. Но это не финальный этап обновления мостов в городе.
Стоит коротко напомнить предысторию и обозначить перспективы. До 2022 года департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации города обследовал абсолютно все мосты. По состоянию каждого из них есть технические отчёты. Исходя из этих данных, принимаются решения, где нужны ремонт или реконструкция, а где переправа требует сноса.
В том же 2022-м был отремонтирован мост по улице Терешковой. В 2023-м — проведён аварийный ремонт опор Октябрьского моста и Сокольского путепровода. В 2024-м обновлён «горбатый» мост на улице Советской. В 2025-м запланирован ремонт моста, расположенного на улице Октябрьской, через Липовку.
Помимо ремонтов и реконструкций, в Липецке планируют возводить два новых моста. Первый — для соединения Боевого проезда с улицей Гагарина. Вопрос актуализации транспортной инфраструктуры районов, в которых идёт активная застройка, поднимается не первый год. Новый мост значительно ускорит и облегчит путь жителям Опытной станции в центральную часть Липецка.
Пожалуй, самый интересный и перспективный объект — это Октябрьский мост. Предполагается возведение «дублёра» существующего моста. Специалисты прорабатывали разные сценарии, но именно этот максимально комфортный как для жителей, так и для строителей. Были варианты разрезать мост вдоль, заниматься одной стороной, потом перейти на другую. Но это всё равно бы создало ощутимое неудобство для водителей из-за значительного сужения проезжей части. К тому же тяжело заниматься работами под рекой с существующим количеством свай опор (их количество, к слову, по современным нормам надо увеличивать).
Реконструкция предполагает впоследствии демонтировать старый мост, но тоже с оговорками. Как сообщал в прошлом году на брифинге заместитель главы администрации Николай Дергунов (сейчас заместитель министра строительства и архитектуры Липецкой области. — Прим. ред.), «первоочередная задача — сделать другую ветку. Новый мост по общим характеристикам будет таким же: четыре полосы и рельсовая ветка для трамваев».
Метры мостов
В Липецке 21 мост, включая путепроводы:
самый длинный — Сокольский путепровод (531,5 метра);
самый короткий — мост через Липовку по улице Октябрьской (8,7 метра);
самый старый — мост через Липовку по улице Советской (построен в 1948 году);
самый узкий — пешеходный вантовый мост через Липовку в створе улицы Доватора (3 метра);
самый широкий — мост через Каменный лог по улице Терешковой (26,2 метра).
Текст: Елена Красилова
Фото: Сергей Паршин
Видео: пресс-служба администрации города Липецка