В Липецке подвели итоги национального проекта «Образование».
С 2019 года совместно с нацпроектами «Демография», «Жильё и городская среда» и «Цифровая экономика» проект «Образование» стал драйвером позитивных изменений в системе муниципального образования. Удалось значительно снизить загруженность детских садов, школ, создать комфортную, современную и высокотехнологичную профессиональную среду.
Молодежь и дети
Национальный проект «Образование» завершён. В 2025 году он получил преемственность в новом нацпроекте «Молодёжь и дети», в состав которого вошли девять федеральных проектов.
«Молодёжь и дети» — это строительство и ремонт школ, открытие кампусов мирового уровня, повышение квалификации педагогов, создание новых методик преподавания и комфортных условий для обучения. Отдельное внимание уделено поддержке талантливой молодёжи, в том числе молодых специалистов, воспитанию ответственного и высоконравственного человека.
Без очереди
Результатом реализации федеральных проектов «Содействие занятости» (национальный проект «Демография») и «Современная школа» (национальный проект «Образование») в сфере общего образования с 2019 по 2021 год создано 4 810 новых мест.
Семь ясельных корпусов (по 135 мест), четыре детских сада, три школы — такое количество объектов с нуля создали в Липецке за шесть лет по вышеуказанным нацпроектам. Это позволило обеспечить развивающиеся микрорайоны города — Победа, Европейский, Звёздный — необходимой инфраструктурой, поэтапно сокращать актуальную очередь в детские сады и полностью ликвидировать её уже к началу 2022 года.
Строительство новых детских садов № 2, 4, 32 (корпус № 3), 32 (корпус № 4) позволило ликвидировать очерёдность среди детей до трёх лет и существенно снизить наполняемость близлежащих детских садов (со 145% до 115%). В большинстве дошкольных учреждений юго-западного района Липецка наполняемость приведена в соответствие с требованиями законодательства.
Мест хватит
Со 130% в 2019 году до 13,7% в 2024-м снизились показатели средней загруженности детских садов во многом благодаря строительству в микрорайонах Елецком, Университетском и Звёздном трёх детских садов на 924 места.
Учимся в инклюзии
Планомерно решается вопрос загруженности школ. К примеру, по нацпроекту «Образование» в 2020 году состоялось открытие инженерно-технологической школы № 27 в Липецке.
В здании на 800 мест есть тренажёрные залы, тир, современный спортивный зал, медиацентр, мастерские технического творчества, ремёсел, кулинарного искусства, моды и дизайна. На третьем этаже — кабинетные зоны математического, инженерно-технологического образования, лаборатории.
В образовательном учреждении открыты ресурсный класс для обучения детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и сенсорная комната.
База для знаний
52,8 млн рублей было потрачено на обновление материально-технической базы семи образовательных организаций (школ-интернатов) Липецкой области в рамках федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование».
Знания без границ
В период с 2020 по 2023 год сразу семь школ-интернатов Липецкой области приняли участие в проекте «Доброшкола»: он ориентирован на поддержку обучающихся с ОВЗ и также реализуется в рамках федерального проекта «Современная школа». Центр образования, реабилитации и оздоровления в Липецке — один из участников «Доброшколы».
В 2023 году в учреждении сделали ремонт, закупили оборудование для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ. Для слабовидящих и слепых учеников на базе центра действуют шесть мастерских. Это «Творческая кухня», «Мастерская техник и ремёсел», «Лаборатория моды», «Шьём вместе», «Профмастер», «Технологии мальчишек». Центр стал лауреатом V Всероссийского конкурса «Доброшкола-2023»: в номинации «Лучший развивающий класс» занял 2-е место. К слову, всего в конкурсе участвовали 139 общеобразовательных организаций из 41 субъекта Российской Федерации.
Ответьте родителю!
Участие в конкурсных отборах Минпросвещения России в рамках нацпроекта «Образование» — ещё один способ его реализации в муниципалитете. Детские сады № 14, 30, 62, 107, 119, 126, 135 в отборе не просто участвовали — победили. Благодаря чему в рамках федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» (впоследствии «Современная школа») в Липецке создаются центры консультационной помощи родителям детей дошкольного возраста. Первый такой центр открыли в детском саду № 135. О его актуальности говорит количество родительских обращений: от 10 тысяч до 20 тысяч в год.
С прицелом на будущее
Важен «Успех каждого ребёнка». Это не фигура речи, а федеральный проект нацпроекта «Образование», ориентированный на профессиональное самоопределение учащихся.
В числе успешных муниципальных практик для его реализации — проведение общегородской профориентационной недели «Настройся на будущее». Участие школьников в проектах «Билет в будущее», «ПРОФдвижение», «ПроеКТОриЯ». А ещё экскурсии на площадки регионального чемпионата «Молодые профессионалы (ВорлдСкиллс Россия)». Только в открытых уроках по профессиональной навигации школьников «ПроеКТОриЯ» ежегодно участвовали до 40 тысяч детей.
В будущее — с IT
Улучшилась инфраструктура дополнительного образования в Липецке. Для развития у детей технического творчества, навыков самообразования и командной работы по проекту «Успех каждого ребёнка» в регионе заработали технопарки «Кванториум». В Липецке такие центры действуют на базе Института развития образования, в школах № 3, 18 и 27. Всего в Липецкой области работают восемь «Кванториумов» (в том числе один мобильный).
Через хобби к успеху
Для развития у учащихся 8–11 классов компетенций будущего в рамках сотрудничества с ПАО «НЛМК» и другими липецкими предприятиями были реализованы специальные программы и проекты. К примеру, в липецкой гимназии № 69 по инициативе металлургического комбината появился класс технического творчества. Городским департаментом образования разработан и реализуется проект «Профориентация школьников: увлечение — профессия — успех». На образовательной площадке учеников восьмых и девятых классов обучали основам электрики и автоматики.
Ещё одна из липецких форм реализации федерального проекта «Успех каждого ребёнка» — открытие профильных и спецклассов, где школьники могли бы осваивать специальности, востребованные на региональном рынке труда. Речь о педагогических, инженерно-технологических, медицинских, социально-экономических, политехнических и других специальностях.
Знания в кубе
С 2019 года в Центре дополнительного образования Липецкой области успешно действует центр «IT-куб». Его основная задача — развитие цифровой грамотности у детей. Школьники 7–18 лет учатся программировать роботов, разрабатывать приложения для мобильных устройств. В 2023 и 2024 годах «IT-куб» также появился в Ельце и Лебедяни благодаря федеральному проекту «Цифровая образовательная среда».
Визуальная реальность
По последнему слову техники — именно так оснащены 35 современных мастерских в учреждениях СПО региона (а также на базе ЕГУ имени Бунина). Это результат реализации федерального проекта «Молодые профессионалы» нацпроекта «Образование».
В Липецком колледже транспорта и дорожного хозяйства работают пять мастерских. Студенты занимаются кузовным ремонтом и покраской автомобилей, учатся обслуживать грузовые машины. В мастерских есть модели разных марок и комплектации, диагностическое оборудование, как в современном автосервисе.
В Липецком машиностроительном колледже знакомятся с технологиями будущего. Студенты должны не только уметь выточить деталь, но и создать 3-D модель готового изделия из пластика. Изучать «Инженерный дизайн САD» здесь помогают полтора десятка 3D-принтеров. Для мастерской «Аддитивное производство» (создание трёхмерных объектов путём послойного добавления материала. — Прим. авт.) закупили более 10 3D-принтеров и столько же стационарных сканеров.
Опережая время
Пройти курсы повышения квалификации или получить профессию мечты? С этим вопросом жители региона могут обратиться в Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП), который открылся в 2022 году в здании Липецкого колледжа транспорта и дорожного хозяйства.
Этот агрегатор образовательных ресурсов региона действует также в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы».
Максимальное время обучения в центре — около полугода. После окончания курсов выдаётся специальное удостоверение.
Липецкая область стала победителем конкурсного отбора на разработку и распространение в системе СПО новых образовательных технологий опережающей профессиональной подготовки.
Возможности для роста
Качественные изменения в образовательной отрасли невозможны без профессионального роста и развития педагогов. Это одна из задач нацпроекта, успешно реализуемая педагогическим сообществом Липецка. Представители муниципальной системы образования вошли в число лидеров трёх треков президентской платформы «Россия — страна возможностей».
Гимназия № 12 была отмечена как «флагманская школа», № 64 — как «флагман дополнительного образования». Липецкий департамент образования стал победителем всероссийского конкурса «Флагманы образования. Муниципалитет».
Своевременно включившись в реализацию федеральных и региональных проектов, а также проектов собственной разработки (на данный момент их 13), система образования Липецка получила возможность достичь целей профильного нацпроекта — от открытия новых современных школ до повышения квалификации педагогов. А ещё приобрести основу для движения вперёд.
Технологии в регионы
Изучать современные технологии школьникам в регионе помогают центры образования «Точки роста». Они работают на базе сельских школ и в малых городах с численностью жителей до 60 тысяч человек. В рамках федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» дети знакомятся с основами робототехники, VR-технологиями, 3D-моделированием, получают углублённые знания по химии, биологии, физике и математике. Всего с 2019 по 2024 год в общеобразовательных организациях региона открыто 166 «Точек роста».
База для знаний
52,8 млн рублей было потрачено на обновление материально-технической базы семи образовательных организаций (школ-интернатов) Липецкой области в рамках федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование».
Текст: Елена Мещерякова
Фото из архива «Первого номера»