Четверть века у города была своя подводная лодка с именем «Липецк»
Пока она ещё жива, не утилизирована. Но дни её сочтены. Подлодку вывели из состава Северного флота и поставили в резерв. Однако есть надежды, что через четыре года появится её преемственница и тёзка. В 2027-м начнут строить новую ПЛ и, как обещается, назовут опять же «Липецком». Контракт о её строительстве ВМФ с верфями уже подписан.
Суровые будни
В послужном списке ПЛ «Липецк», как пишут во всех СМИ, десятки обнаружений иностранных субмарин у российских границ, 15 боевых служб и дежурств в Норвежском и Баренцевом морях, участие в отечественных и международных испытаниях новой техники и вооружения. Сообщается также, что экипаж лодки три раза выигрывал состязания на приз главнокомандующего Военно-морским флотом РФ по торпедной стрельбе. За каждую такую победу на рубке положено рисовать звезду, и наша лодка — единственная в ВМФ России имеет на рубке три звезды.
Это боевые будни, а украшают биографию ПЛ «Липецк» два эпизода, два по-настоящему морских приключения, которые произошли в самом начале её службы.
Украденный подвиг
Все, кто про неё пишет, обязательно упоминают, что ПЛ «Липецк» стала первым судном ВМФ России, над которым впервые в современной истории был поднят Андреевский флаг.
Это был символический знак того, что экипаж лодки отказывается подчиняться украинскому правительству. Правда, не все сходятся на том, где его подняли — в Севастополе или в Заполярье. Источники в Сети пишут, что это произошло 31 декабря 1991 года в Севастополе. Везде непременно упоминается, что этот эпизод был обыгран в фильме «72 метра», где экипаж подлодки «Славянка» отказался присягать на верность Украине и поднял над своей лодкой Андреевский флаг, который с 1699 года до Октябрьской революции был кормовым флагом Российского флота.
Однако одно местное издание пишет, что Б-177, миновав «Босфор и Дарданеллы и пройдя восемь морей и два океана, прибыла в кольское Заполярье, и только там над лодкой взвился Андреевский флаг». Это, согласитесь, умаляет героизм, проявленный экипажем лодки.
Андреевский флаг на подлодке Б-177, которую через восемь лет назовут ПЛ «Липецк», подняли всё же в Севастополе, причём за месяц до того, как она под синим Андреевским крестом на белом полотнище двинулась в Баренцево море.
Капитан 2-го ранга Евгений Дворцов, который участвовал в переходе из Севастополя на базу Северного флота в Полярном, в интервью изданию «Петербургский дневник» рассказывает, что на подходе к Босфору турецкий диспетчер несколько раз «запрашивал национальность субмарины».
Как объясняет капитан, это было связано как раз с тем, что ПЛ Б-177 шла под Андреевским флагом, а турки видели его в последний раз «чуть ли не в Синопе, когда Нахимов дал им прикурить».
О том, что лодка шла через проливы под Андреевским флагом, писал в 2007-м и журналист «Красной звезды» Сергей Васильев. Будущий «Липецк», говорит он, ссылаясь на слова заместителя командира подлодки Павла Стежко, уходил из Севастополя под Андреевским флагом.
К этому ещё можно добавить, что лодка пришла в порт назначения 13 марта 1992 года, а указ о возвращении Андреевскому флагу статуса Военно-морского флага России Борис Ельцин подписал только 21 июня. Поэтому в Севастополе как символ того, что лодка принадлежит России, командир Б-177 Андреевский флаг поднять на корме мог, а в территориальных водах своего Отечества это было бы нарушением Корабельного устава и законов Российской Федерации.
Ложные претензии
В принципе, Украина не должна была претендовать на Б-177, потому что её построили для Северного флота и только на время испытаний она организационно входила в состав 14-й дивизии подводных лодок Черноморского флота, который тогда делили Россия и Украина. Но, как пишет оппозиционное украинское издание «Голос правды», «со стороны Киева были предприняты попытки оставить подводную лодку в своей собственности».
Поэтому, когда она вышла в море якобы на учения, за ней, по словам Евгения Дворцова, увязались «пара сторожевиков и противолодочный корабль», по своей сути специально предназначенные для обнаружения и уничтожения подводных лодок. Правда, когда стало понятно, что лодка взяла курс через проливы в Атлантику, они её не атаковали.
Морские приключения
Во время перехода из Чёрного моря в Баренцево утром 24 февраля 1992 года в районе Португалии ПЛ Б-177 приняла сигнал SOS с парусной яхты «Вибель», которая шла из французского порта Ле-Сабль-Олон в Гваделупу. Как позже выяснилось, одного пассажира яхты, некоего Мишеля Дебайаля, уже четвёртый день мучили сильные боли в желудке.
Историк подводного флота Александр Розин рассказывает, что над подлодкой Б-177 кружил американский патрульный самолёт Р-3 «Орион». Его командир, по словам историка, сообщил капитану подлодки, что поблизости с подавшей SOS яхтой нет других судов и что, следовательно, никто, кроме экипажа Б-177, не может оказать помощь яхтсмену.
Однако Евгений Дворцов пишет, что командир Р-3 «Орион» демонстративно игнорировал русскую подлодку. Он хорошо её видел, потому что она шла в надводном положении, и то, что рядом с яхтой нет других судов, он сказал диспетчеру береговой охраны Португалии.
Тогда, отмечает Дворцов, командир Б-177 вклинился в разговор, представился и сказал, что у него на борту есть судовой врач, он готов оказать помощь больному и что ПЛ уже взяла курс на яхту.
Американец начал орать в эфире, что он здесь главный и что не русским принимать решение. Через несколько минут положение стало просто опасным. Когда подводная лодка высадила на яхту своего врача Петра Палюха и из-за довольно сильной качки начала отваливать от французского судёнышка, в воздухе появился французский противолодочный самолёт.
— Не разобравшись, французские лётчики выполнили боевой разворот, собираясь атаковать нашу лодку, — говорит Дворцов. — Очевидно, они решили, что подлодка захватила яхту и её экипаж именно поэтому подал сигнал бедствия. Хорошо, ситуацию французам по радио разъяснили моряки с «терпящего бедствие» судна, и опасность, как говорится, миновала. Больного по решению нашего врача эвакуировали вертолётом и госпитализировали. На следующий день нас снова нагоняет тот же французский противолодочный самолёт, командир выходит с нами на связь и зачитывает экипажу подлодки благодарность президента Французской Республики. Так закончилась эта история.
Неизвестный инициатор
Притом что про ПЛ «Липецк» много писали и пишут, никто ни разу не сказал, кто был инициатором переименования Б-177 в подлодку «Липецк». «Нейро», который этой весной появился в арсенале Яндекса, не моргнув глазом, утверждает, что это был вице-мэр Липецка Владимир Мигита. Этого, конечно, не может быть, потому что подлодка «Липецк» получила своё имя в 2000 году, а Мигита появился в городской мэрии в 2002-м.
Как рассказывает Владимир Кадакин, который в своё время курировал этот проект, инициатором был капитан 1-го ранга Леонид Гусев, известный сегодня как председатель регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов.
— Так точно, — по-военному отвечает Гусев. — Это была инициатива офицеров Северного флота во главе с вашим покорным слугой. Мы предложили командующему Северным флотом выйти на главкома с предложением, чтобы Липецк взял шефство над каким-то из надводных или подводных кораблей. Сначала остановили выбор на надводном корабле, а потом решили назвать именем города подводную лодку проекта «Варшавянка». Северный флот и администрация Липецка подписали договор о шефстве над лодкой, а главнокомандующий в июне 2000 года издал приказ, по которому Б-177 получила имя «Липецк».
Щедрое шефство
Подводная лодка «Липецк» не первая и не единственная, которая носит имя города. По состоянию на 2024 год ВМФ России насчитывает 65 подлодок, 27 из них носят имена городов. Отчасти это объясняется тем, что в 1990-х, когда даже командиры подлодок «получали меньше водителя троллейбуса», флот оказался на грани выживания, и моряки искали себе города-спонсоры, которые помогли бы им выжить.
В качестве новогодних подарков, про которые чаще всего рассказывают липецкие журналисты, в Полярный возили не только конфеты и сало, посоленное вице-мэром Иваном Кошелевым. Туда тоннами отправляли краску для косметического ремонта лодки и казармы, мебель, орг- и бытовую технику, медикаменты, по спецзаказу шили для подводников тёплые куртки.
Липецк не в пример некоторым другим городам всегда был хорошим шефом для своих подводников. Моряки «Липецка», как любили рассказывать городские чиновники, говорили, что экипажи других именных лодок им завидуют.
Понятно, что каждый кулик своё болото хвалит, но к случаю с подлодкой это точно не относится. Про шефские связи Липецка и ПЛ «Липецк» на Северном флоте действительно идёт хорошая слава. Не случайно, когда на воду спустили первый в мире боевой ледокол «Иван Папанин», который будет защищать интересы России в Арктике, экипаж корабля предложил именно Липецку взять шефство над их кораблём.
Подлодка размером с хрущёвку
Если это кому-то интересно, по размерам ПЛ «Липецк» — это примерно трёхэтажная четырёхподъездная хрущёвка обтекаемой формы. Внешне она как две капли воды похожа на ту, которая показана в фильме «72 метра». Но там снималась подлодка «Алроса», построенная по тому же, что и ПЛ «Липецк», проекту 877 «Палтус». Липецкую же подлодку можно увидеть в сериале «Робинзон».
Лодки, построенные по проекту 877 «Палтус», называют иногда «Варшавянками», потому что их планировали строить для флотов стран Варшавского договора. Все они дизель-электрические. Дизельные двигатели служат для надводного хода, а электрические — для движения под водой.
Благодаря электродвигателям «Варшавянки» движутся в глубинах океана бесшумно. За это в НАТО «Варшавянку» называют «чёрной дырой». Как чёрную дыру нельзя увидеть в космосе, так и эту подлодку практически невозможно обнаружить под водой.
Личный липецкий состав
В экипаже ПЛ «Липецк» 57 человек. С тех пор как город стал шефствовать над подлодкой, на ней отслужило срочную службу около 50 липчан. В Липецк каждый год специально приезжал кто-нибудь из комсостава лодки и отбирал будущих подводников из липецких призывников. Но с некоторых пор плавсостав для кораблей ВМФ и подводных лодок стали формировать из одних контрактников, и липецкие срочники с тех пор не служат на своей лодке.
В 2011 году, по данным липецких СМИ, в экипаже ПЛ «Липецк» был только один липчанин — заместитель командира лодки Валерий Неклюдов. Правда, речь тут идёт о боевом экипаже, а не о том, который обслуживает лодку в гавани.
Спасибо за службу
В начале 2024 года ПЛ «Липецк» вывели из состава Северного флота. Прошло 33 года с тех пор, как лодку построили на заводе «Красное Сормово» в Горьком и в плавучем доке по Волге, Волго-Донскому каналу и по Дону отбуксировали в море. Примерно столько живут все дизель-электрические подлодки.
Пишут, что её направили на утилизацию. Это не так. Подлодку поставили в резерв. Именно поэтому на ней сегодня находится технический экипаж, который подводники иногда называют резервным. Он всегда заменяет боевой, когда лодка возвращается из похода или списывается в резерв, и поддерживает ПЛ в технически исправном и боевом состоянии. Попросту говоря, ПЛ «Липецк» стоит по-прежнему в Екатерининской гавани, готовая выполнять боевые задачи, только теперь никто без крайней необходимости не отправит её в море.
Ждём преемницу
В очередь на утилизацию её поставят тогда, когда на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге построят примерно такую же подлодку, которая заменит её на Северном флоте.
Предполагают, что строительство займёт около двух лет. В некоторых неофициальных списках будущих подлодок она условно называется «Липецком», но Леонид Гусев говорит, что ветераны Северного флота обязательно на всякий случай будут ходатайствовать, чтобы новая ПЛ получила имя города, который четверть века опекал её предшественницу.
Экспонаты с подлодки
Весной 2018 года в Липецкий областной краеведческий музей была доставлена необычная посылка — два больших деревянных ящика, укомплектованных специфическим материалом: аварийно-спасательным снаряжением, коммутаторами телефонной связи, книгами, учебными пособиями, инструкциями, картами. Все эти предметы — бывшее бортовое имущество подводной лодки Б-177 «Липецк» — прибыли к нам из города Полярного Мурманской области по распоряжению командира субмарины капитана 2-го ранга Андрея Николаевича Ковалёва.
Вскоре музей получил по электронной почте коллекцию фотографий о жизни личного состава, его трудовых буднях и спортивных достижениях. Так началось сотрудничество музея с экипажем подлодки, позволившее собрать большой комплекс материалов по истории Б-177 «Липецк».
Текст: Виктор Унрау
Фото: из фонда ЛОКМ, пресс-служба горсовета, blogomedia.ru