В приложении «Госуслуги. Дом» можно будет оплатить все счета одним касанием
О новом механизме взыскания долгов, упрощении внесения квартплаты и защите интересов собственников жилья в цифровой реальности рассказал в интервью «Российской газете» замминистра строительства и ЖКХ Константин Михайлик.
Доверяй, но управляй
— Константин Александрович, какие новые функции появятся в приложении «Госуслуги. Дом» в ближайшее время?
— В новогодние праздничные дни выпущена новая версия, в которой появились сразу два очень важных обновления. Теперь функции приложения доступны несобственникам. Ведь нередко вопросами ЖКХ в доме занимается не сам собственник, а его близкие. Таким образом можно дать контролируемый доступ к своей недвижимости другому пользователю приложения для передачи показаний, оплаты счетов, подачи заявок в управляющую организацию.
Если собственник сдаёт квартиру внаём, то другой человек сможет сам оплатить счета или сообщить эксплуатирующей организации о вопросах, связанных с деятельностью по управлению многоквартирным домом. Дети и внуки смогут помочь представителям старшего поколения, которые ещё не разобрались с онлайн-оплатой счетов. Некоторые функции при этом делегировать невозможно: например, право голосовать на общих собраниях собственников по-прежнему останется только у владельца квартиры. При необходимости он может в любой момент отозвать гостевой доступ. Кроме того, приложение стало доступно жителям частных домов. Они также смогут передавать показания счётчиков и оплачивать счета.
Запланированы и другие доработки — весной 2025 года планируем выпустить обновление, которое позволит оплачивать все счета одной кнопкой. Кроме того, будем совершенствовать уже запущенные функции, к примеру выпущенную этой осенью коллективную заявку, оплату счетов, заявки в службу поддержки и поставщикам ресурсов и услуг.
Судебный подход
— Одна из серьёзных проблем ЖКХ — большие долги населения. Цифровизация ЖКХ может повлиять на сокращение задолженности?
— В 2024 году мы активно готовились к проведению эксперимента по досудебному направлению собственникам, имеющим задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, в электронном виде на портале «Госуслуги» (ЕПГУ) и в ГИС ЖКХ соответствующего заявления о взыскании, а также об информировании таких граждан по прохождению каждого этапа судебного делопроизводства. Проведено большое количество обсуждений с Минцифры как оператором ЕПГУ и Судебным департаментом при Верховном суде, в зоне ответственности которого находится ГАС РФ «Правосудие».
Рассчитываем, что пилотирование нового механизма начнётся уже с 1 марта 2025 года. За счёт сокращения времени рассмотрения дел в судах такой подход станет дополнительным подспорьем для организаций сферы ЖКХ и будет способствовать сокращению дебиторской задолженности за жилищно-коммунальные услуги.
— А сами организации ЖКХ в целом готовы к «цифре»?
— Учитывая, что основой цифрового пространства для жилищной сферы является ГИС ЖКХ, организации жилищно-коммунального хозяйства не просто готовы к «цифре», а активно используют, применяют её в повседневной деятельности. Об этом свидетельствует несколько факторов. Это постоянная плодотворная работа над качеством данных в ГИС ЖКХ, а также поступающие от представителей бизнеса предложения по их интеграции с системой. Также важно отметить и высокую активность отраслевых организаций в деятельности совместной рабочей группы Минцифры, Минпромторга и Минстроя по проекту «Умный многоквартирный дом».
Прозрачная система
— Вы упомянули ГИС ЖКХ. Система развивается уже почти десять лет, что интересного и важного сделано в ней в последнее время?
— В этом году сделан большой упор на модуль голосований на общих собраниях собственников. Весной мы реализовали проект «День собственника», чтобы вовлечь жителей многоквартирных домов в принятие решений по своему дому, а заодно выявить основные нюансы, которые помогут доработать систему. В рамках проекта мы запустили интеграцию с порталом «Госуслуги», и пользователи теперь получают уведомления об общих собраниях собственников и протокол собрания как прямо в личный кабинет, так и по адресу электронной почты. Осенью мы запустили в пилотном режиме ещё один проект, основанный на интеграции с порталом «Госуслуги», — доставку счетов. Участники пилотного проекта могут получать по электронной почте или на портале счета, выставленные поставщиками услуг через ГИС ЖКХ. Цифровизация квитанций повышает прозрачность процессов и защищает граждан от мошеннических действий. Переход на электронные счета поможет свести к минимуму такие ситуации.
Кроме того, в этом году мы совместно с оператором информационной системы, отвечающим за развитие ГИС ЖКХ, продолжаем уделять большое внимание качеству данных. Новые сервисы будут полезны россиянам, только если информация в них будет верная и актуальная. Сегодня уровень заполнения кадастровых номеров помещений в многоквартирных домах поднялся с 54% до 91%, в индивидуальных домах — с 42% до 83%. Это значит, что жители квартир и домов в большем количестве случаев будут видеть достоверную информацию о своём жилье. Уровень заполнения банковских реквизитов поднялся с 67% до 97%, а ситуации, когда оплата за ЖКУ проходит некорректно, сведены к минимуму. Повысился и показатель размещения платёжных документов.
Доступ разрешён
Чтобы создать с мобильного приложения «Госуслуги Дом» гостевой доступ, требуется телефон гостя, связанный с его аккаунтом на «Госуслугах», а также установленное приложение на телефонах собственника и гостя. После подтверждения доступа собственником гость получает уведомление, в приложении у него появляется новый объект с обозначением «Гостевой доступ».
С гостевым доступом можно:
передавать показания счётчиков;
оплачивать ЖКУ;
писать обращения в управляющую или ресурсоснабжающую организацию, в Госжилинспекцию и службу поддержки приложения;
заказывать поверку счётчиков и смотреть отчёты о капитальном ремонте.
Чтобы воспользоваться новыми функциями, нужно обновить приложение до версии 3.8.0 или скачать его в RuStore, AppStore, Google Play и AppGallery. Авторизоваться можно через подтверждённую учётную запись на портале «Госуслуги». Данные о недвижимости, приборах учёта и счетах загружаются автоматически.
Текст: Марина Трубилина
Фото: Александр Корольков
Страница подготовлена в рамках совместного сотрудничества «Российской газеты» и газеты «Первый номер»