В Липецке ищут пути решения проблемы недостатка парковок.
Количество машин в городе постоянно растёт. В среднем за год в Липецке прибавляется около 6 900 автомобилей. И если по итогам прошлого года в автопарке липчан насчитывалось 270 тысяч «железных коней», или 581 единица автотранспорта на тысячу жителей, то в текущем при сохранении тенденции роста этот показатель вырастет до 282 тысяч. А к 2035-му и вовсе приблизится к 360 тысячам, или почти 600 автомобилям на тысячу жителей. Такие данные на первой в этом году комиссии в горсовете привёл и. о. председателя департамента дорожного хозяйства и благоустройства Павел Стежин.
Современные реалии
Кажется, что всё хорошо. Липчане живут не так уж и плохо, раз могут позволить себе приобретение машины. Но город сталкивается с другой проблемой — дефицит парковочных мест. Автомобилисты часто жалуются, что им негде ставить личный транспорт. И речь здесь идёт не только о старых микрорайонах города, которые строились в советское время, когда не могли учесть такие темпы автомобилизации, но и о достаточно новых.
— Нужно понимать реалии, в которых мы живём. Практически в каждой семье сегодня по одной-две машины, — рассказала жительница микрорайона Университетского Ксения Лебедева. — Рядом строится ЖК «Архитектор», и в нём, по нашим данным, будет 556 квартир, а в подземном паркинге всего 202 места. К тому же он платный. Стоимость машино-места — миллион рублей. Это не маленькие деньги, чтобы его приобрести. Соответственно, загруженность паркинга не будет стопроцентной, первое время точно. Куда ставить машины? У нас уже есть проблема, особенно в вечернее время, когда люди возвращаются с работы. А что будет после того, как сдадут дом?
Знаковое влияние
Кроме строящегося жилого комплекса, на количество мест, где можно оставить машину, влияют и дорожные знаки.
— Наш район относится к числу опасных по возможности налётов БПЛА, — присоединилась к разговору ещё одна жительница Университетского Дарья Гайдукова. — Вдоль дороги установлены знаки, запрещающие остановку совсем или по определённым дням. Если вдруг случится какая-то экстремальная ситуация, мы не сможем выехать, а экстренные службы не подъедут к домам. Застройка нашего района продолжается, количество парковочных мест не растёт, а, наоборот, сокращается благодаря этим знакам. На окраине Елецкого микрорайона хотя бы работает большая открытая парковка. У нас такого нет.
Депутат по избирательному округу № 29 Дмитрий Погорелов обратил внимание на то, что строительство нового дома в Университетском приводит к разбалансированности ситуации с парковками. Приняли решение со знаками — то же самое. Парламентарий привёл и статистику ГАИ: каждый десятый эвакуированный автомобиль в городе — с улиц Университетского. А в среднем за месяц из микрорайона за нарушение правил парковки вывозят 22 машины.
Дороги для движения
Вице-мэр — председатель департамента градостроительства и архитектуры Светлана Сурмий достаточно резко заявила, что дороги предназначены для движения транспортных средств, а не для их хранения. А парковка по определённым дням обеспечивает жителям микрорайона парковочные места.
— Машины эвакуируют в связи с нарушением правил дорожного движения. Это происходит на территории не только этого микрорайона, но и всего города, — пояснил Николай Дергунов. — Знаки устанавливаются не просто так, а с учётом обеспечения безопасности. Что касается данной дороги, там поворот, рядом автобусная остановка, и ничего не должно водителю перекрывать обзор. У нас есть предложение, как изменить ситуацию, приглашаем инициативную группу вместе с депутатом, чтобы его обсудить. Сразу скажу, мы предлагаем ввести не посуточный, а почасовой запрет остановки автомобиля.
Если жителей Университетского это предложение мэрии устроит, то его согласуют с ГАИ и установят новые знаки. Но это только частично решит проблему и только одного района.
Один к пяти
Сегодня в городе насчитывается около 13,5 тысячи парковочных мест. Так, в 84 гаражных кооперативах можно поставить 55,6 тысячи машин, а на придомовой территории во дворах ещё около 30 тысяч. Кроме этого, работают и 12 многоуровневых паркингов, где аренда места стоит от 1 300 до 5 500 рублей в месяц.
Как подсчитали в департаменте дорожного хозяйства и благоустройства, уровень обеспеченности парковками в городе составил одно парковочное место на пять жителей. Но и этого не хватает. Это признают и в мэрии, а потому ищут различные варианты решения проблемы.
Рекомендательный характер
— Во вновь проектируемых районах действует норма — 450 автомобилей на тысячу жителей. Конкретные места, где должны быть парковки, не обозначены, только радиус доступности — 800 метров, — рассказала Светлана Сурмий. — Мы просим застройщика делать парковочные места в зоне участка застройки, чтобы было как можно меньше отсылок на близлежащие территории.
Но эта просьба носит рекомендательный характер, и не все застройщики стремятся её выполнить. Кроме того, в городе есть земельные участки, зарезервированные под строительство многоуровневых парковок. Но пока найти инвесторов на удалось.
С минимальными затратами
Рассматривают в мэрии и ещё один вариант решения проблемы. По словам Светланы Сурмий, департамент по поручению главы города проанализирует все земельные участки, которые можно доустроить до парковочных мест с минимальными затратами, либо они уже используются липчанами как стихийные стоянки.
— После того как мы проанализируем территории и будут разработаны предложения, как доустроить парковочное пространство, будем взаимодействовать с депутатами, — пояснил вице-мэр Николай Дергунов. — Это позволит им быть в курсе того, что происходит у них в округе, а мы сможем получить обратную связь от жителей.
А ждать ли продолжения
Вспомнили парламентарии и о платных стоянках. Первый этап из трёх стартовал в прошлом году. Сегодня на девяти улицах Липецка функционирует 833 таких парковочных места, из них 75 — для инвалидов.
— Есть ли понимание, каким будет в ближайшее время расширение платных парковок? — спросил первый вице-спикер Борис Понаморёв.
— Концепция развития платного парковочного пространства включена в программу комплексного развития транспортной системы, — пояснил Николай Дергунов. — В первую очередь мы рассматривали центр города. Девять улиц уже запустили, дальше будем спускаться вниз по улице Плеханова к Первомайской, Советской и другим. Но, учитывая складывающуюся экономическую ситуацию как в городе, так и стране, будем очень деликатно относиться к этому вопросу. Концепция есть, сроки озвучить не готовы.
Стой и плати
Депутат по избирательному округу № 18 Николай Подзоров поинтересовался причиной изменения правил оплаты парковок:
— Теперь это можно сделать только двумя или тремя способами? До Нового года таких возможностей было больше. С чем это связано и как людям действовать?
— Сейчас парковку можно оплатить через мобильное приложение «Горпарковки», сайт parking48.ru и СМС-сообщения. Сделать это через банкоматы, терминалы и офисы Сбербанка нельзя по техническим причинам, — рассказал Павел Стежин. — Но ажиотажа и какой-либо проблемы с этим нет. Как показывает статистика, 98% оплаты осуществляется именно теми способами, которые сейчас доступны.
Без изменений
При обсуждении работы платных парковок депутаты предложили расширить перечень тех, кто может получить льготу на оплату.
— Чтобы жителей признали резидентами, платная парковка должна быть именно на стороне дома, — включился в обсуждение депутат по избирательному округу № 3 Олег Косолапов. — Я считаю, это неправильно. Например, улица Ленина, там большинство домов расположено с одной стороны дороги, а платная парковка — с другой. Соответственно, жители не могут получить льготу на оплату. В этой части не планируете пересматривать условия?
— В настоящее время не планируем, — ответил Николай Дергунов. — Понятно, правила усреднённые, везде есть свои нюансы. Тем не менее обеспечить людям возможность припарковаться и погулять у Верхнего парка надо оставлять. Мы не можем сделать огромный перечень категорий льготников. Он у нас и так самый большой в сравнении со всеми другими регионами.
Усилить информирование
Затронув вопрос о платных парковках, депутаты не могли обойти стороной и тему установки шлагбаумов. Член Общественной палаты Липецка Борис Бондарев обратился к представителям мэрии с просьбой разработать чёткий алгоритм установки шлагбаумов во дворах.
По его мнению, не все горожане понимают, с чего нужно начинать и в какие инстанции обращаться. Поэтому и желающих заниматься этим вопросом немного. Хотя количество машин во дворах в зоне платных парковок выросло.
Депутаты поддержали предложение. Борис Понаморёв попросил мэрию усилить работу по информированию жителей в части установки шлагбаумов и работы программы «Мой двор», в рамках которой также можно решать вопросы об организации парковочного места.
Дорожная сеть
В этом году на реализацию регионального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» выделено 503 млн рублей. Эти средства направят не только на ремонт 11 участков дорог. Причём контракты на данные работы уже заключены. Продолжат капитальный ремонт мостов по улицам Студёновской, Первомайской и Плеханова. Работы на этих переправах начаты ещё в прошлом году. А на обследование двух мостовых сооружений в районе улицы Неделина и Цемзавода выделено 1, 2 млн рублей.
Текст: Марина Костюк
Фото, иллюстрация из архива «Первого номера»