Зима — это не только пора весёлых праздников, но и время, когда особенно важны правила и дорожного, и тротуарного движения.
Когда из-за погоды часть уличных тротуаров превращается в каток, впору расчехлить коньки. А если серьёзно — вспомнить основные зимние правила перемещения. Ко Дню предупреждения травм при гололёде мы собрали мнения экспертов, жителей города, которые дали свои советы, как максимально безопасно двигаться по скользким улицам.
Смотри в оба, шагай в ногу
— Внимание и осторожность — это главные принципы поведения, которых следует неукоснительно придерживаться в гололёд, — отмечает главный внештатный травматолог управления здравоохранения Липецкой области Дмитрий Шакалов. — Во время перемещения по скользкой улице не спешите, избегайте резких движений, смотрите себе под ноги. Если нужно оглядеться, не стоит этого делать на ходу: лучше остановиться. Ноги должны быть слегка расслаблены и согнуты в коленях, корпус при этом чуть наклонён вперёд. Держать по привычке руки в карманах в гололёд опасно: при падении у вас вряд ли будет время их вынуть и ухватиться за что-нибудь. Пожилым людям рекомендуется обзавестись тростью с резиновой набойкой: она предотвращает скольжение.
Ходьба с препятствиями
— Свой маршрут по возможности планируйте вдалеке от проезжей части, — продолжает Дмитрий Николаевич. — В то же время нежелательно идти вблизи зданий: на кровле могут образоваться сосульки. Это дополнительный риск получить травму. Пересекая проезжую часть, следует быть предельно внимательным: переходите дорогу (а не бегите!) только по пешеходному переходу. Огромная опасность в гололёд — это ступеньки. Если вам нужно спуститься по скользкой лестнице, то ногу необходимо ставить вдоль ступеньки. В случае потери равновесия такая позиция позволит вам более аккуратно съехать вниз и снизит риск травмирования.
Падаем безопасно
Практичным подарком к Новому году могут стать ледоходы со стальными шипами, подходящие по размеру. Впрочем, есть и другие бюджетные варианты позаботиться о близких в гололёд.
— Подготовьте малоскользящую обувь, — советует Дмитрий Николаевич. — Прикрепите на каблуки металлические набойки или поролон, а на сухую подошву наклейте лейкопластырь или изоляционную ленту (крест-накрест или «лесенкой»). Перед выходом наступите в песок. Можно также натереть подошву наждачной бумагой.
Передвигаться по льду надо осторожно, ступая на всю подошву. Если вы поскользнулись, сразу присядьте, чтобы снизить высоту падения. Сгруппируйтесь, чтобы исключить падение навзничь: это чревато травмой позвоночника. Падать лучше набок и стараться не приземляться на вытянутые руки — слишком большой вес на хрупкие суставы может привести к перелому.
Упал, очнулся — без гипса
По словам Дмитрия Шакалова, самые распространённые травмы в зимний период — это растяжения, ушибы мягких тканей, повреждения связок суставов и, конечно, переломы трубчатых костей и рёбер, ушиб и сотрясение головного мозга.
— Период восстановления после травмы у всех протекает по-разному, — комментирует мой собеседник. — При небольших ушибах можно восстановиться за 1–2 недели. Растяжение связок будете лечить 2–3 недели. При переломе кости могут срастаться от 1,5 до 9 месяцев, в зависимости от характера повреждения, необходимости в хирургической операции.
В новогодние праздники, когда люди больше времени проводят на свежем воздухе и активно двигаются, «популярность» травмпунктов возрастает. В среднем при гололёде обращение в медучреждения увеличивается незначительно: от 30 до 40 визитов в день.
Какой будет зима?
— Из прогноза следует, что среднемесячные температуры воздуха зимой 2024–2025 годов ожидаются в пределах климатической нормы, — отмечает начальник Липецкого гидрометцентра Наталья Соломахина. — В течение всего зимнего сезона будет отмечаться чередование оттепели с похолоданием — это так называемые температурные качели.
Зима в Липецкой области уже давно напоминает европейскую, с мягким климатом. Однако с каждым годом увеличивается количество и продолжительность опасных природных явлений. В частности, это гололёд, обильные осадки, которые приносят южные циклоны, зачастившие на территорию региона. Пока мы ждём зиму, похожую на прошлогоднюю, с показателями средних температур в пределах многолетних норм.
Соль дорог
Как сообщает официальный сайт администрации Липецка, к предстоящей зиме областной центр подготовился основательно. В наличии 40 тысяч тонн песко-соляной смеси, почти 6 тысяч тонн технической соли, 687 тонн реагента «Бионорд».
К уборке снега, а также для борьбы с гололёдом, подготовлены 103 единицы спецтехники. Она оснащена системой навигации, что позволяет отслеживать все маршруты уборки. Благодаря выделенной из городского и областного бюджетов субсидии обновляется автопарк: уже приобретено 28 единиц спецтехники, проводятся торги на покупку ещё восьми.
Управлению благоустройства Липецка необходимо 272 единицы. Город планирует привлекать к уборке и вывозу снега сторонние организации и наёмное оборудование. Будет предоставлено дополнительно до 160 самосвалов, 87 тракторов, 50 погрузчиков, 16 автогрейдеров и бульдозеров. На это предусмотрено финансирование в размере 129,5 млн рублей.
Предсказуемая льдинка
— Чередования морозной погоды и периодов потепления могут спровоцировать гололедицу и экстремальные осадки, — комментирует научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд. — Но прогнозировать такие опасные явления удаётся с хорошей долговременностью: зимние процессы в природе более предсказуемы, потому что формируются вдоль поверхности Земли.
В свою очередь руководитель столичного «Метеобюро» Татьяна Позднякова подчёркивает, что чаще всего гололёд фиксируется в начале декабря и представляет наибольшую опасность, потому что люди после тёплого сезона к нему ещё не привыкли.
Слабый пол — на борьбу со льдом
«На то и лёд, чтобы скользить», — смеялась на катке миловидная Светочка Попова, героиня советского фильма «Покровские ворота». А если скользить приходится ещё и на улице? На площадке перед домом, на обледенелых ступеньках возле школы и офиса? Находчивые липчанки поделились своими «противогололёдными» советами.
Светлана Истомина:
«Отцу на заводе выдали несколько пар ледоступов. Мы их крепили к подошвам сапог и ходили в гололёд. Очень помогало. Фиксируются они просто — ремешком вокруг лодыжки. Обувь не портят, долговечны. Разве что смотрятся не очень эстетично. Совет на будущее: если будете покупать ледоступы через интернет, обращайте внимание на толщину резинок. Если они тонкие, не берите: порвутся сразу».
Елена Мамцева:
«Я пришла зимой забирать ребёнка из детского сада и обратила внимание на странную обувь нянечки: обычные носки она натянула на подошву сапог. Сказала, так они меньше скользят.
А на улице Зегеля как-то встретила липчанина, у которого обувь была обмотана металлическими цепями, крепко зафиксированными где-то на середине ботинок. Оказывается, это был бюджетный вариант цепей противоскольжения, но рассказать о своём лайфхаке мужчина не согласился. Подробнее об этом чудо-изобретении прочитала в интернете: оказывается, его можно изготовить за полчаса. Нужна цепь длиной 1 метр, болт и пара гаек. Может, мужа попросить?»
Юлия Гончарова:
«Лейкопластырь на обуви в гололёд мне не помогает. Наступаешь в лужу — он размокает и отклеивается. Потом сапоги к полу прилипают. Знаю, в деревнях подошву начищают сырой картофелиной, чтобы крепче на льду держаться, но я в чудесные свойства крахмала не верю. Мой вариант — однозначно гололёдные „кошки“. Проще говоря, известные ледоступы. А вообще, если есть возможность, лучше всего просто не выходить из дома в гололедицу».
Сколько стоит безопасность?
В магазинах — предновогодний ажиотаж: покупатели выбирают ёлочные украшения, подарочные наборы со змеёй (символом 2025 года) и… антигололёдные товары. Цены в основном демократичные, так что не удивляйтесь, если в самую волшебную ночь Дед Мороз принесёт вам, к примеру, мини-ледоход (противоскользящую насадку с небольшими стальными шипами). Приобрести его офлайн, правда, не в хозяйственном магазине, а в аптеке можно за 169 рублей. Известный супермаркет товаров для дома и дачи предлагает ледоходы и ледоступы в ассортименте. Цена зависит от размера устройства и количества всё тех же шипов: в среднем стоимость от 200 до 400 рублей.
В онлайн-магазинах цены также варьируются от 250 до 400 рублей. К примеру, пару ледоходов вполне можно приобрести за 289 рублей.
«Восемь шипов в виде звёздочек из нержавеющей стали надёжно сцепляются с поверхностью и не позволят вам упасть и травмироваться. Морозостойкий каучук выдерживает температуру до — 40С. Ледоступы в наличии в двух размерах: M (34–38) и L (39–45)», — такую аннотацию к товару можно прочитать практически на любом противогололёдном снаряжении. Хоть стоимость товаров и отличается, производители едины в одном: в советах по эксплуатации зимних «вездеходов».
Перед первым применением ледоходы нужно отогреть. Также необходимо их чуть растянуть, тогда при последующем использовании они будут надеваться легко.
Тише едешь — здоровее будешь
С пешеходами разобрались, а вот как вести себя водителям?
Очень важным фактором при езде в гололёд является правильный выбор скорости. ГУ МЧС России по Липецкой области советует придерживаться ряда дорожных правил:
— Главное — вовремя понять, насколько дорога скользкая. Это можно сделать как визуально, так и с помощью торможения или ускорения. Например, проверить сцепление колёс с трассой, резко нажав на педаль газа. Либо попеременно: нажимать на педаль тормоза и отпускать её. Если вы почувствовали, что ведущие колёса забуксовали, значит, дорога обледенела.
— Снизьте скорость. Так у вас больше шансов для безопасного маневрирования на дороге и торможения. Старайтесь не делать резких движений рулём, не газуйте сильно.
— При преодолении скользких подъёмов заблаговременно выберите соответствующую передачу и скорость, чтобы не менять их «наверху». На обледенелых спусках тормозите двигателем, включив заранее вторую передачу.
Не бросайте газ!
Если ваш автомобиль заносит:
1. Поворачивайте руль в сторону заноса.
2. Не тормозите, это только ухудшит ситуацию, и автомобиль потеряет управление.
3. Не бросайте резко педаль газа. Если у вас заднеприводный автомобиль, то нужно плавно снизить обороты двигателя. Если автомобиль с передним приводом, наоборот, их лучше увеличить: сила тяги на управляемых колёсах позволит избежать аварийной ситуации.
На дороге гололёд — не вписался в поворот
Липецкая Госавтоинспекция в свою очередь призывает водителей к осторожности на скользких дорогах. Обычно в такую погоду возрастает число аварий, особенно с механическими повреждениями. Во избежание ДТП необходимо снизить скорость и увеличить дистанцию до впереди идущей машины в полтора-два раза.
В снегопад передвигаться в транспортном средстве с включёнными фарами и «противотуманками». Из-за большого количества снега проезжая часть сужается, это затрудняет разъезд автомобилей. Особенно в местах, где дорога не очень широкая. Госавтоинспекция обращается к водителям с просьбой быть взаимовежливыми и не создавать помех друг другу.
Не поле перейти
Пешеходам при этом надо помнить, что на обледенелой дороге тормозной путь автомобиля увеличивается в несколько раз. Поэтому переходить проезжую часть можно, только убедившись в том, что машина остановилась.
Чтобы обезопасить себя в тёмное время суток, пешим участникам движения рекомендуется использовать светоотражающие элементы. Вне населённых пунктов это обязательное требование. Такие меры позволяют увеличить видимость человека.
На борьбу со стихией
По информации департамента ЖКХ, у всех управляющих компаний (всего их в городе 90) и товариществ собственников жилья (18 ТСЖ) в Липецке есть дворники. При обильных снегопадах есть возможность привлечь дополнительных сотрудников, что позволит увеличить штатную численность примерно на 10%. Впрочем, в случае необходимости большинство УК планируют использовать механизированную уборку дворов от снега, используя наёмную технику по договорам аренды.
Текст: Елена Мещерякова
Фото из архива «Первого номера», пресс-служба администрации города Липецка
Для статьи использованы материалы сайтов 48.mchs.gov.ru, 48.мвд.рф, radio1.ru и news.ru