Мелодичные спутники России

Мелодичные спутники России

222 года в этом году исполняется поддужному колокольчику исконно русскому явлению.

Звонкая коллекция поддужных колокольчиков представлена в Липецком историко-культурном музее. Этим кампанологическим (от греч. campana  колокол) богатством, собранным в экспозицию «Образ звона колокольного» 6+, владеет тамбовский иконописец кандидат педагогических наук Михаил Никольский.

О чём расскажут колокольчики

В витринах Липецкого историко-культурного музея  десятки колокольчиков разных размеров и эпох. Есть даже литой маленький «звонарь», отлитый до нашей эры.

 Это колокольчики, которые могли располагаться на посохах скифских жрецов,  комментирует заведующая культурно-образовательным отделом музея Вера Андросова экспонаты выставки.

А вообще маленькие колокольчики  участники большой истории России. Появились они, когда в середине XVIII века, при Екатерине II, проложили тракт  широкие дороги, по которым смогли ездить не только упряжки из одной-двух лошадей, но и троечные упряжи. Да, русская тройка появилась с Екатерины II. А колокольчики стали сигнальным средством, чтобы отличать официальный экипаж от частного. И, соответственно, по звуку колокольчика понимали: если приедет официальный экипаж, то на постоялом дворе нужно им в первую очередь поменять лошадей или уступить дорогу на тракте.

Как раз в тех районах, где проходил тракт, с 1802 года стали открываться производства по изготовлению дужных колокольчиков. Это город Валдай в Новгородской области, Касимов  в Рязанской, город Слободской  в Кировской и село Пурех в Нижегородской области. С 1802 года в городе Валдае стали делать именно подписные колокольчики.

 Надписи размещались разные,  рассказывает Вера Андросова о графической традиции в русской кампанологии. Могли просто написать «Валдай», и это был такой маркетинговый ход, бренд, сигнализирующий о качестве. Валдайские колокольчики действительно охотно покупали, поэтому умельцы отливали и подделки ради прибыли. Располагались здесь и тексты разного характера, даже частушки (случались и нецензурные). Есть и нормальные, духоподъёмные: «Купи, денег не жалей, со мной езди веселей». Или «Балалайку купи, не скупись, со мной езди, веселись». Но в основном тексты поучительные. Например, «От чёрта крестом, от свиньи перстом». А надпись «Не любо, не слушай, а врать не мешай» появилась в 1861 году, когда крестьяне не верили, что получили свободу. Колокольчики также любили дарить на свадьбу и хранили их как особый свадебный символ, оберег. На них можно встретить надпись «Кого люблю, тому дарю».

Звони в свои колокола

На выставке представлены  в соответствии с юбилейной датой  222 поддужных колокольчика тамбовчанина Михаила Никольского. Всего в его собрании две с половиной тысячи колокольчиков. Количество собранного приводит коллекционера к мысли о создании первого в России музея колокольчика. Но разве только количеством можно измерить это чудным звоном заливающееся собрание!

Из беседы с Михаилом Викторовичем узнаю, что маленький дужный колокольчик, который вешался на дугу конного экипажа,  демоверсия большого церковного колокола, происхождение которого покрыто легендой:

 Это полулегенда, которая не лишена основания,  уточняет Михаил Викторович.  Святому Павлину Милостивому, епископу Ноланскому, что в Италии, однажды приснился ангел, играющий на цветах-колокольчиках. Проснувшись, он отлил ту самую идеальную форму колоколов, которая сейчас распространена в церкви. Высота колокола и его наибольший диаметр должны быть приблизительно равны, высота лишь чуть больше. Это бронзовое «золотое сечение» строго соблюдается по сей день. Кроме того, толщина ударного кольца колокола и наименьшая его толщина должны составлять 3:1 или 4:1. У поддужных же колокольчиков всё гораздо демократичнее: такой строгости в соотношении нет, их толщина по всему профилю приблизительно равна. Но меня всё равно привлекла идеальная форма поддужных, ямщицких, колокольчиков. С созерцания их эстетики и началось коллекционирование. Теперь у меня целая комната в иконописной мастерской посвящена колокольной выставке.

Плоть от плоти наш

Говорили с коллекционером не только о лично коллекционном, но и о всеобщем. На выставку он привёз и свою инсталляцию «Пилигрим»: большой колокол унизан по всей поверхности маленькими колокольчиками. Предполагаю, что смысл здесь такой: колокол  вечный спутник России.

 Без преувеличения можно сказать, что колокольчик  это русский культурный код,  рассуждает Михаил Викторович.  Есть, например, русский самовар, который кажется типично русским явлением, но на самом деле он голландская штучка, приспособленная русскими. А колокольчик  это исконно наше.

Я вспоминаю, что колокола вообще антропоморфны. У них есть те же части тела, что и у человека: губа, тулово, плечо, язык, уши Сковорода есть, как у хозяйки, корона, серёжки, юбка. Так что бить в колокол  это не просто размахивать руками в такт.

К колоколам на Руси действительно было отношение как к людям. Более того, как к людям публичным, которые выражают не просто личное мнение, а мнение, влияющее на настроение большинства. Неслучайно первым ссыльным в Сибирь стал колокол. Это случилось в 1591 году. В Тобольск из Углича сослали колокол, который побудил своим набатом горожан к самосуду над предполагаемыми убийцами царевича Дмитрия. За это смутьян-колокол «казнили», выпоров кнутом и выдернув ухо  ту его часть, на которую вешают колокола.

Не звон, а благодать

 Ещё наукой не изученная до конца тема, хотя исследования проводились,  говорит Михаил Викторович.  Некоторые колокольные звоны убивали болезнетворные бактерии. Какие-то чуму, иные  оспу. Наши предки знали это свойство и излечивались колокольным звоном.

Сам звук у церковного колокола и у маленького дужного колокольчика распространяется особенно. При ударе языка колокол начинает вытягиваться и вибрировать. Звук идёт не по всему диаметру: в местах удара звучания нет. Но колокол звучит крестом, то есть создаются вибрации, которые образуют крест. Так колокол-человек несёт крестную молитву руками звонаря. Да только ли руками. Нужно всего себя синхронизировать с колокольней или звонницей. Кстати, эти понятия отличаются. Колокольня имеет куполообразную форму, а звонница  стенообразную. Но дело, опять же, не в формах  в молитве дело.

Ещё у нас колокол «говорит» только языком. То есть в русской традиции колокола не раскачивают чуть ли на 180 градусов, как в западной. У нас качается только литой язык: колокол говорит языком. И голос у него тот же, что у человека: один тон и несколько обертонов. Поэтому слышим мы удар только секунду, он быстро потухает и остаются  особенно на земле  переливы, призвуки, слагающиеся в гармонию. Малиновый звон

Многие думает, что так называется сладкий благовест, богатый звуками, но это не так. Словосочетание произошло от названия города Малин в нынешней Бельгии. Со средневековых времён Малин слыл столицей колокольного литья и колокольной музыки, которой в XVIII столетии очаровался сам Пётр I настолько, что привёз эту гармоническую традицию в Россию. Однако на Западе колокола лили как бы в одну ноту, у нас же принято послеударное многозвучие.

Языки колоколов бывают кованые и литые. Конечно, лучше ковки, особенно дореволюционной, ничего нет. Литые колокольные языки иногда имеют такие полоски-микротрещинки, и от этого колокол начинает дребезжать, чего быть не должно, и мы слышим специфический «звяк», а не перелив. Выходят из положения по-разному. В Троице-Сергиевой лавре, например, звонари мажут клеем «Момент» места удара языка о поверхность колокола. Образуется такой прорезиненный участок, который временами подновляют, и колокол звонит как надо.

Иконописец Михаил Никольский сравнивает совершенство колокольчиков с эстетикой Парфенона

Люби Бога  люби брата

Тонкостей много в колокольном деле в целом. Сам же звон русских колоколов и колокольчиков не только мелодический, но и семантический. Про мелодию всё понятно, а вот про словесный смысл говорят сами колокола. Так, на валдайском кладбище одна группа колоколов будто ведёт диалог с другой. «Где вы? Где вы?»  спрашивают одни колокола. «У-мер-ли»,  отвечают другие. И потом вместе, как итог: «Все» Жутковато, конечно, но так про себя произносят звонари, следуя колокольному императиву. Зато многие звонари знают и другой ритм-присловье«Люби Бога  люби брата». Так колокола объединяют в Любви: и звонарей с собой, и всех нас  с людьми и Богом.

Текст: Светлана Чеботарёва
Фото: Сергей Паршин