Итоги дорожного строительства этого года в прямом эфире, который прошёл в Центре управления регионом, подвёл заместитель главы администрации Липецка Николай Дергунов. Он отметил, что почти все работы завершены, а их объём был несопоставим с другими годами.
В сухом остатке
— Дорожные ремонты в этом году начались очень рано, в марте. Сейчас сезон практически завершился. Каковы его итоги?
— Помимо магистралей с большим трафиком: Воронежское шоссе, улицы Циолковского, Терешковой, Стаханова, мы зашли и в такие районы, как Дикое, Карьер, Сокол, 10-я Шахта, Сырский Рудник, ЛТЗ, Жёлтые Пески, Ссёлки. Проще сказать, где не работали, это улицы Опытной станции. Сделано это умышленно. Помимо того, что там необходимо ремонтировать дороги, у жителей частного сектора проблема с высоким уровнем грунтовых вод. На днях управление строительства объявило торги на монтаж дренажной системы, которая позволит её решить. Поэтому дорожные работы в районе Опытной станции, а это четыре улицы, перенесли на следующий год. Они также пройдут в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Всего в текущем году отремонтировали 67 улиц общей протяжённостью 54 км.
За гарантию в ответе
— Дороги, которые делали в 2020–2023 годах ещё на гарантии. Каково их состояние сейчас? Есть ли критические замечания и устраняют ли их подрядчики?
— У нас 141 объект на гарантии. Из них 106 отремонтированы по нацпроекту «БКД». Остальная часть — за счёт средств городского и областного бюджетов. Ежегодно весной мы проводим мониторинг. В этом году замечания были к 30 участкам дорог. Наиболее существенные недочёты выявлены на улицах Яна Берзина, Минской, Меркулова и на проезде Строителей. Подрядчики осознают свою ответственность, которую несут в течение четырёх лет после сдачи объекта, и, когда управление главного смотрителя выписывало претензии, все адекватно реагировали. Кроме одного подрядчика — дорожной организации «Строймастер», которая уже два года в реестре недобросовестных поставщиков за некачественную работу. Но гарантию с 2020 года ещё несёт. Компания не отреагировала на наши претензии. Поэтому мы обратились в банк, вскрыли банковскую гарантию, получили деньги и отремонтировали объекты силами управления благоустройства.
А дальше что?
— В следующем году планируется ремонт улиц в районе Опытной станции. Какие ещё дороги ждёт обновление в 2025 году?
— Сразу хочу обратить внимание, согласно программе нацпроекта «БКД», количество объектов и в 2025-м, и в 2026-м снижается. Это особенности формирования программы, которая действует в городе с 2017 года. На следующий год контракт уже заключён. Подрядчик определён. К ремонту предусмотрено 11 объектов: улицы Опытной станции и частного сектора на Соколе. Кроме этого, в плане ремонт второй части улицы Стаханова, которая идёт от Катукова к микрорайону Европейскому и Воронежскому шоссе. Тут предстоит синхронизация двух процессов — дорожных работ и прокладки новых рельсов. Потому что именно в этой части улицы Стаханова должна пройти новая ветка по программе модернизации городского электротранспорта. Будем ремонтировать участок улицы Баумана, который идёт от села Ситовка, где начинается граница города, и доходит до тамбовской трассы. Работы планируем начать весной, как только позволят погодные условия.
«Иная философия ремонта»
— Ремонт дворовых территорий идёт сразу по нескольким программам. Что здесь удалось сделать?
— Благодаря тому, что губернатор Игорь Артамонов выделил финансирование на программу «Наказы избирателей», каждый депутат смог решить небольшие проблемы своего округа. На эти цели направлено 180 млн рублей, по 5 млн рублей для каждого округа. И большая часть этих средств предназначена как раз для проведения асфальтных работ и для освещения. Более того, глава города Роман Ченцов предложил иную философию ремонта дворовых территорий. Если раньше мы так же ремонтировали дворовые территории, но реагировали точечно. То есть могло быть так, что заходили с работами в три двора и латали три ямы. Сейчас мы делаем микрорайон целиком. Таким образом в этом году отремонтировали дороги в 26-м и 27-м микрорайонах, район МЖК, исторический центр, в границах улиц Ленина, Гагарина и Плеханова. Ещё 9-й микрорайон. Но работы там продолжаются. Кроме этого, у нас есть программа «Мой двор», где в порядок приводится не только асфальт, но и детское игровое оборудование, проводится общее благоустройство.
УК вам в помощь
— В ямочном ремонте дворов участвовали ещё и управляющие компании, которым мэрия возмещает часть затрат. Насколько охотно они включились в программу «Ремонт двора» и с какими сложностями столкнулись?
— По программе «Ремонт двора» администрация помогает управляющей компании справляться с возложенными на неё обязательствами и выделяет субсидию — 90% от понесённых затрат. Когда эту программу только анонсировали и запустили, у многих управляющих компаний был скепсис: сейчас вложим деньги, а потом ничего от администрации не получим. Но сегодня управляющие компании, если можно так сказать, в очередь становятся. Они поняли, что это действенный механизм. Управляющие компании финансируют всего лишь 10%, а решают достаточно серьёзные проблемы жителей. Я считаю, что эта программа показала свою эффективность, и она будет продолжена.
Берег левый, берег правый
— Помимо большого дорожного ремонта, был запланирован и ремонт пяти мостов. Насколько удалось осуществить задуманное?
— Далеко не каждый регион, не каждый областной центр может похвастаться таким вниманием к мостовым сооружениям, как Липецк. Программа по их ремонту и реконструкции мостов стартовала не в этом году, а гораздо раньше. Так, например, в прошлом году был отремонтирован Сокольский путепровод, проведён аварийный ремонт Октябрьского моста, а сейчас идёт проектирование реконструкции последнего. В позапрошлом — привели в порядок мост на улице Терешковой. Что касается пяти мостов, анонсированных в этом году, по четырём из них ведутся работы: на улице Студёновской, чуть ниже педуниверситета, «горбатый» мост на Советской, на Плехановском спуске и на улице Первомайской. Не зашли пока на мост на улице Октябрьской, через Липовку. Если бы мы начали работы одномоментно с мостом на улице Первомайской, то был бы дорожный коллапс, было бы тяжело перемещаться между левым и правым берегами. Все работы на этих объектах должны завершиться к концу следующего года. Но надеемся, что удастся сделать это раньше.
— Многие липчане интересуются: на мостах на улице Первомайской и Плехановском спуске работы начались совсем недавно, не скажется ли это на их качестве? Впереди морозы, зима, а это не самое лучшее время для дорожных работ.
— Сейчас здесь больше не дорожные работы, а общестроительные. Современные технологии позволяют проводить соответствующие строительные процессы и при отрицательных температурах без потери качества. У нас дома строят зимой, и всё хорошо. Главное — соблюдать особенности ведения зимних работ. Это во-первых. Во-вторых, ремонтные работы ведут специализированные мостовые организации. Они понимают свою ответственность за те сооружения, которые они возвели. Кроме этого, есть ещё и строительный контроль — это независимая организация, которая даёт своё заключение. Поэтому я не вижу никаких рисков при производстве работ зимой.
— Какие мосты ещё планируете ремонтировать?
— Есть два моста, которые нас беспокоят: мосты № 13 и № 15 (ОАО «Стагдок») в районе улицы Клары Цеткин в частном секторе между Карьером и Соколом. Мы делали их обследование год назад. Состояние неудовлетворительное. В этом году планируем повторную инструментальную диагностику этих мостовых сооружений, чтобы понять, что с ними сейчас. Дальше будет решаться вопрос об их капремонте или реконструкции.
Винтовой подход
— Перед эфиром горожане просили обратить внимание на лестницу со стороны улицы Липовской, ведущую в Каменный лог, которая поднимается на Советскую к первой поликлинике. Ступени там в плачевном состоянии, перила частично обвалились. Зимой ходить травмоопасно.
— За последние три года большое количество лестниц в городе отремонтировали. Эта работа ведётся. Лестничные спуски в Каменном логу есть со стороны улицы Подовражной, 8 Марта, Льва Толстого, Липовской. Там не просто сложный рельеф, там сложные технические решения. В этом году начнём ремонт лестницы на пересечении улиц Льва Толстого и 8 Марта и «местного» спуска в Каменный лог. Железобетонную лестницу заменим винтовой металлической. В следующем году планируем эти работы продолжить. Пешеходная инфраструктура, а тем более связанная с подъёмом либо спуском, должна быть не только удобной, но и безопасной.
С первым снегом
— Первый снег в городе уже был. Как мы встретили первые осадки и вообще, как подготовились к зимнему сезону, для того чтобы снегопады и прочие зимние неприятности не были для нас сюрпризом?
— Мы готовы к зиме. На средства, которые дополнительно выделили губернатор Игорь Артамонов и глава города Роман Ченцов, удалось не только обновить существующую технику, но и закупить дополнительную. Если в прошлом году управление благоустройства максимально выводило всего 19 комбинированных дорожных машин, то на прошлой неделе на уборке снега и посыпке дорог работали 26. Закуплен необходимый объём противогололёдного материала — 40 тысяч тонн, что на 10 тысяч тонн больше, чем в прошлом году. Чистой соли приобретено семь тысяч тонн, в 2023-м было шесть тысяч тонн. Помимо этого, приобретён реагент, который будет использоваться в центре города. Подписаны контракты по наёмной технике. Дело в том, что экономически неэффективно содержать большое количество техники в штате МБУ и использовать её только зимой. Она ржавеет, за неё надо платить налоги. Поэтому управление благоустройства на зимний период нанимает подрядные организации. Если в прошлом году это был один подрядчик и более 100 машин, то сейчас подход изменили. Разделили город на 12 районов, и в каждом — свой подрядчик со своим необходимым количеством техники. Это позволит усилить контроль: мы сможем спросить с конкретного человека за конкретный район.
Текст: по материалам Центра управления регионом
Фото: ЦУР, архив «Первого номера»
Видео: ЦУР