В Центре изобразительных искусств в Липецке проходит фестиваль графики «Чёрное на белом» 16+.
Это камерная выставка липецких художников — членов Липецкой организации «Союз художников России». Фестиваль графики посвящён юбилею Липецкой области и реализуется при поддержке регионального управления культуры и искусства.
Камерное пространство
«Чёрное на белом» — выставка сборная, в ней перекликаются техники, стили, натуры, имена начинающих и именитых художников. В одном месте — городские улочки, сельские просторы, природа. Самые разные сюжеты из жизни, исполненные с помощью угля и графитного карандаша, акварели и монотипии, соуса и смешанной техники.
— Эта экспозиция основана на эстетическом принципе чёрно-белой графики, язык которой лаконичен и многообразен одновременно, — считает арт-директор Центра изобразительных искусств Владислав Звягин. — Он побуждает зрителя включить интуицию, прочувствовать красоту пространства, расшифровать содержание, прожить то, что внешне открыто всем, но доступно лишь в зависимости от внутреннего отклика души.
Пища для ума и сердца
— Я считаю, — говорит он, — что графика — это история не для всех. Не для каждого художника и не для каждого зрителя. К её пониманию нужно подойти особо. Надо заглянуть внутрь того, что пытался нам передать художник. Например, на некоторых работах изображены птицы, гвозди, мебель. Но если посмотреть на это шире, то вы поймёте, что здесь не только предметы, изображённые художником, но и то, что он хотел нам рассказать через них. Чёрно-белая графика даёт пищу для ума и сердца, она может удовлетворить потребности самой взыскательной аудитории. В сочетании чёрного с белым есть гармония и контраст, своеобразная магия, философия, эстетика и строгость. В результате такой трансформации бытовые предметы являются лишь отправной точкой для осмысления повседневности и того, чем она наполнена.
Яркий чёрно-белый
Заслуженный работник культуры России член правления областной организации «Союз художников России» Татьяна Жебылёва рассказала, что в феврале этого года липецкие художники и студенты, а также те, кто неравнодушен к изобразительному искусству, поехали на Всероссийскую художественную выставку «Россия» 12+ в Москве, которая проходила в Новой Третьяковке.
В ней участвовало свыше 500 авторов — от Камчатки до Крыма, Калининграда, Донецка, Луганска, Мариуполя, от Мурманска до Владикавказа, включая гостей из Абхазии и Южной Осетии.
— Столь грандиозная экспозиция, — отмечает Татьяна Жебылёва, — повлияла и на липецких художников очень сильно. В Москве стало понятно, что графика выходит на новый формат — крупный, достойный, выставочный. Почему-то графику в своё время задвинули на второй план, но это было неправильно. Этот вид изобразительного искусства не менее важен, красив и грандиозен во всех смыслах слова, и наш сегодняшний проект тому доказательство.
Чистые ощущения
Татьяна Жебылёва также обратила внимание на разнообразие жанров, приёмов, методов подачи изображения. Например, на выставке есть работы, где зрителю показан старый Елец. Пройтись по его тихим и старинным улочкам можно даже сегодня. Её заинтересовали яркие и звучные произведения, которые липецкие художники привезли из путешествий.
— Современные художники, — говорит она, — очень ярко воспринимают ритм, активность, динамику сегодняшней жизни. И во многих работах, представленных здесь, эти элементы присутствуют. Несмотря на то что многие картины в чёрно-белом варианте, это не делает их менее выразительными, чем если бы они были бы изображены «в цвете».
Вернуться к истокам
— Большинство художников, картины которых представлены сегодня на выставке, не только хорошие графики, но и живописцы, — комментирует член Липецкого отделения Союза художников России заслуженный художник Липецкой области Василий Агафонов. — К сожалению, графические работы сегодня мало востребованы, поэтому многим моим коллегам приходится работать в других видах искусства, хотя многие из них ведь и начинали с графики. Кстати, графика — это и есть основа для живописи, но почему-то некоторые художники об этом забывают. Для многих из них было сложно себя перестроить, вернуться назад. Следующую выставку, наверное, мы будем делать такой, которая бы отвечала темам: «Портрет», «Натюрморт» или чему-то ещё. Однако, я считаю, эта выставка получилась, она красивая, оригинальная, а ещё и хорошо оформленная.
Зацепило
— Меня лично, — рассказывает одна из посетительниц выставки, — зацепили работы художницы Татьяны Шевелёвой «Зимний день», «В небо». Они такие искренние. Сюжет вроде бы простой, но подано всё ярко и не скучно. В необычной манере созданы произведения Алексея Потапова «Натюрморт с аккордеоном», «Натюрморт с кастрюлей и чемоданом». Его творения не спутаешь с работами других авторов, и они особо выделяются на общем фоне. Интересные сюжеты у Василия Агафонова. Это скорее какой-то соцреализм. В его графике читается необычный взгляд на обычные вещи. Его работы «Равновесие», «Проза забвения», «Начало начал» показывают, что даже самые заурядные сюжеты заставляют задуматься о вечном, о смысле бытия. Удивительно трогательные работы Жанны Фёдоровой. А ещё мне понравились городские пейзажи в исполнении Юрия Беляева. Они правдивы, эстетичны, сразу притягивают взгляд.
Выставка открытий
— Здесь очень много удивительных вещей, — делится впечатлениями другой посетитель выставки, — например, это работы Петра Карасёва «Время гаданий», «Белая дорога», «Матрёнка под луной». Сюжеты он выбрал незаурядные, интересные. А ещё понравились «Лето. Река. Кувшинки», «Лето. Река. Стрекоза», «Лето. Река. Камыш» Людмилы Кручининой. Она для своих творений взяла такие материалы, как соус и тушь, что оказалось очень выигрышным вариантом. Её работы, на мой взгляд, замечательные. Ещё я бы отметил картину «Материнство», созданную Владимиром Марченко, «Морозный день», «На старых улицах Ельца», «Тёплый день» Евгении Гуляевой, «И звезда с звездою говорит», «Память» Татьяны Бербаш. Городские пейзажи Виктора Беликова рассказывают нам о Венеции, а ещё у него есть работы в стиле гротеска. Вообще я здесь сделал для себя много открытий. Конечно, хочется, чтобы и другие зрители оценили работы наших художников.
Сама жизнь
— Выставка современной графики, — считает Владислав Звягин, — это большая редкость, а ведь кажется, что здесь обыденная тематика: интерьеры, пейзажи, портреты, видовая графика. Тут можно отметить удивительное сочетание современного Липецка и древнего Ельца, посмотреть на этот симбиоз глазами современников, на неповторимую атмосферу провинциальной неспешной жизни, увидеть быт и нравы горожан, но в то же время — и высокие дома, площади, динамику современной жизни города. А ещё здесь много лирики, природы, человеческих чувств и отношений, красота природы, того мира, в котором мы живём. Создатели экспозиции надеются, что она вызовет большой интерес у зрителя.
Куда двигаться
Председатель Липецкого отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» Сергей Толчеев рассказал, что эта выставка необычна и актуальна. Он отметил, что экспозиция проходит в одном из лучших выставочных залов Липецка, художники подошли к её оформлению качественно, но и содержание было не менее интересно. Теперь стало ясно, «куда следует двигаться дальше».
— В следующем году, — поясняет он, — мы создадим что-то ещё более грандиозное. Качество этой экспозиции говорит о том, что наши художники перешли на более высокий уровень. Я думаю, зрители, которые посещают наши выставки, это оценят. Полагаю, что сами художники тоже поймут то, что они сделали, но и учтут различные нюансы. Выставки графики в Липецке не было давно, поэтому для художников, которые занимаются этим видом изобразительного искусства, есть уникальная возможность проявить себя, а также увидеть работы коллег и повысить свой уровень мастерства.
Приглашение
Продлится фестиваль графики «Чёрное на белом» 16+ до 10 ноября. На выставке представлено свыше 50 работ от 15 художников Липецкой организации «Союз художников России». Задачи проекта — активизация культурной жизни в области, популяризация современного изобразительного искусства и создание художественных произведений в графике, посвящённых Липецкой земле.
Текст и фото: Андрей Марков