День автомобилиста уже давно не чисто мужской праздник.
В последнее воскресенье октября мы поздравляем всех, кто большую часть своей жизни проводит за рулём. Причём независимо от пола — в мужском деле вождения женщины сумели прочно укрепиться, в том числе на профессиональном уровне. Вот очевидный аргумент: на муниципальном предприятии «Липецкпассажиртранс» 224 водителя, из них 19 сотрудников — представительницы прекрасного пола.
Водитель, который поднимает настроение
Одна из женщин-водителей — Светлана Бадулина. Яркая, эффектная и хрупкая, с быстрыми и лёгкими движениями. Сложно представить, что ей может подчиняться огромный автобус. Но ступеньки в водительскую кабину она преодолевает мгновенно, будто вспархивает — и вот уже так же легко, словно играючи, ведёт свой «Волгабас» по городским улицам, приветливой улыбкой встречая пассажиров. Она ездит по маршруту № 30 — от старых проходных НЛМК до Елецкого.
— Я давно приметил этого водителя, — рассказывает липчанин Виталий Абросимов. — Часто с ней езжу, очень шустрая девочка. Мне такой стиль езды нравится — от работы до дома, до 9-го микрорайона, доезжаю быстро. Но я спокоен, когда с ней еду, чувствую себя в безопасности, она очень внимательна на дороге. А вы заметили, как плавно она трогается? Ну и вообще приятно, когда за рулём симпатичная блондинка. Настроение поднимается.
С автобусом на ты
На городское предприятие по перевозке пассажиров Светлана пришла, можно сказать, случайно. На её старой работе, на предприятии по производству пластиковых окон, дела шли не очень, сотрудников сокращали. И тут ей на глаза попалось объявление, что в МУП «Липецкпассажиртранс» требуются водители, причём прямо на предприятии переучивают с категории В на категорию D. «А почему бы и нет?» — подумала Светлана. Это было пять лет назад.
— Вообще-то за рулём я уже давно, — рассказывает водитель. — Но после легкового автомобиля поначалу водить такую громаду было очень страшно, габариты другие совершенно. Я долго тренировалась и сильно волновалась. Но сейчас мы с моим «Волгабасом» уже давно на ты. Он удобный и лёгкий в управлении.
Светлана признаётся: с автобусом она частенько разговаривает: «Мол, ты мой хороший, устал, потерпи маленько, чуть-чуть осталось, смену закончим и поедем отдыхать».
Есть желание?
В МУП «Липецкпассажиртранс» приглашают на работу и мужчин, и женщин, с опытом и без. При необходимости компания готова оплатить прохождение медицинской комиссии и обучение на категорию D.
Женщина в неженской профессии
За пять лет она как следует изучила привычки и норов своего «железного коня». Говорит, он достаточно надёжный, но иногда, конечно, ломается. И вот тогда без помощи сильного пола не обойтись.
— Да, неисправности временами выскакивают, — кивает Светлана. — Для этого у нас есть ремзона, мы даём заявки. Мастера ремонтируют, мы приходим, проверяем — и в путь.
Пока Светлана готовилась к рейсу, я поговорила с её коллегами-мужчинами. Спросила, как они воспринимают женщин за рулём и конкретно Светлану. Мужчины ведь категория особая. Даже слово «автоледи» они часто произносят с пренебрежением.
— Да нет, лояльно мы к ним относимся, — покивали головой два водителя лет 45–50. — У нас несколько женщин водят автобусы, мы их уважаем — труд-то неженский, а они справляются. А Светка… если по секрету, мы её называем «Бабой-ягой». Потому что ездит быстро, вжик — и унеслась. Но вы только в статье такого не пишите, вдруг обидится. А мы её обидеть не хотим. Мы так, любя… За проворство. А на лицо — так она вообще настоящая красотка!
Мама, ты крутая!
Самой Светлане нравится, как к ней относятся на предприятии. Говорит, коллектив дружный. Всегда помогут и подскажут, если что. Пассажиры тоже перестали воспринимать женщину-водителя как диковинку. Хотя одно проявление гендерного неравенства она временами ощущает.
— Я часто ловлю на себе удивлённые и заинтересованные взгляды, и женские, и мужские, — признаётся водитель. — Некоторые мужчины говорят комплименты. Мол, классно, слабый пол управляет сильной машиной. Иногда мне кладут на приборную панель шоколадки, несколько раз даже цветы дарили. Не скрою, это приятно.
А самый главный мужчина в жизни Светы — её сын, сейчас ему уже 26 — мамой гордится.
— Он такой… взрослый уже, — улыбается Светлана. — Когда мы вместе идём, нас часто воспринимают как пару. Он моя опора и поддержка. Мне всегда говорит: «Мама, ты крутая!»
Несу ответственность за всех
Хотя встречаются Светлане и другие мужчины. Те самые, которые женщину за рулём называют «обезьяной с гранатой».
— Ой, знаете, сколько таких, — качает головой водитель. — Некоторые считают прямо-таки своим долгом подрезать меня на дороге. Я вынуждена резко тормозить. Но одно дело, когда я за рулём своей легковушки, и совсем другое — когда у меня за спиной полный салон людей. Вообще я на маршруте постоянно в напряжении, всё время начеку, не расслабляюсь ни на секунду. Разные дорожные условия, разная погода. А автобус — источник повышенной опасности. Я как водитель автобуса несу ответственность за всех: за пассажиров, за других участников дорожного движения, за себя, разумеется.
По статистике, женщины на дороге ведут себя аккуратнее и ответственнее мужчин. А их природная гибкость помогает найти общий язык — в данном случае с пассажирами.
Плюсы в деле
Светлану устраивает и график работы (четыре — два), и весьма неплохая для женщины зарплата.
— Смена длится восемь часов, но мы ещё должны заправить автобус, на мойку отвести, на деле получается больше, — объясняет Светлана. — Но зато тут масса дополнительных плюсов: полный соцпакет, длинный, до 45 дней, отпуск, льготный стаж с возможностью досрочного выхода на пенсию. Ещё мне очень нравятся наши автобусы: новенькие, чистые, удобные. С частниками не сравнить — у них хоть и иномарки, но их все уже списывать пора.
«Всё будет хорошо»
Я сама убедилась в том, что автобус Светлана ведёт стремительно и в то же время осторожно. Выезд с разворотной площадки у старых проходных НЛМК достаточно опасный — левый поворот через две полосы движения. Она выжидает время, затем, убедившись в безопасности, быстро, но плавно выводит автобус на проезжую часть. На первой же остановке, «Улица 9 Мая», в салон заходит с десяток пассажиров. На следующей, «Трест Липецкстрой», ещё полтора десятка, в основном девушки, видимо студентки медицинского колледжа.
— Конечно, мы обратили внимание, что за рулём женщина, — говорит пассажирка Алина Григорьева. — Вообще женщины за рулём автобуса — это уже не редкость. Я часто после занятий езжу именно с ней и всегда ей любуюсь, от поездок только позитивные впечатления. Я сама мечтаю сдать на права. Боюсь немножко. Такие примеры, какой подаёт наш водитель, укрепляют уверенность: всё будет хорошо.
Свежий автопарк
За последние семь лет МУП получило 250 новых машин по разным федеральным программам, часть предприятие взяло в лизинг. Только в прошлом году в «Липецкпассажиртрансе» в рамках нацпроекта «Экология» и федерального проекта «Чистый воздух» закупили 46 ЛиАЗов и девять «Волгабасов».
Они экологичны, отвечают стандартам качества и комфорта. А вообще средний возраст автобусов на предприятии — 4,5 года. Но у муниципального предприятия — всего 40% рынка пассажирских перевозок по Липецку. Техники для расширения хватает, не хватает водителей.
Текст: Марина Карасик
Фото: Александра Пастушенко