Каждый четвёртый липчанин выбирает автобус или трамвай.
Выделенные для общественного транспорта полосы могут появиться в Липецке уже в следующем году. Сейчас мэрия ведёт работу с Госавтоинспекцией для оценки безопасности маршрутов и последующего их согласования.
643 машины — автопарк общественного транспорта.
Нужно закольцевать
Об этом депутатам горсовета сообщил председатель департамента дорожного хозяйства и благоустройства Павел Звонарёв, отвечая на вопрос первого вице-спикера Бориса Понаморёва о том, как мэрия планирует улучшать качество пассажирских перевозок в городе.
— Сложившаяся улично-дорожная сеть Липецка обладает определёнными возможностями: где-то можно организовать выделенные полосы, а где-то — нельзя, — пояснил Павел Звонарёв. — Мы понимаем, что для видимого положительного эффекта нужно сделать не только одну или несколько улиц, а закольцевать данное движение. Сейчас согласовываем маршруты с Госавтоинспекцией. В этом году уже не успеем нанести разметку, а вот в следующем — это реально.
1 195 км — протяжённость маршрутной городской сети.
Выбирает каждый четвёртый
Качество пассажирских перевозок за последние несколько лет заметно улучшилось. По подсчётам департамента транспорта, сегодня каждый четвёртый липчанин выбирает общественный транспорт. Среднесуточный пассажиропоток колеблется от 200 тысяч до 250 тысяч человек.
Если принять условие, что большинство поездок осуществляется без пересадок дважды в день на работу и с работы, то количество уникальных пассажиров составляет примерно 125 тысяч человек. Снижение пассажиропотока традиционно наблюдается в летний сезон, выходные и праздничные дни.
— В прошлом году липчане совершили около 78 млн поездок, что на 9% выше показателя 2022 года, — пояснил и. о. председателя департамента транспорта Александр Лукинов. — Снижение есть только в сегменте электротранспорта. Но тут объективная причина — перекрытие большей части путей на реконструкцию. Восстановить доковидные показатели пока не удалось, не хватает ещё 14%. Тем не менее наблюдается устойчивая положительная динамика, несмотря на общую убыль численности населения и рост автомобилизации.
20 перевозчиков общественного транспорта работают в городе.
По трамвайному пути
Увеличению пассажиропотока будет способствовать и развитие электротранспорта. Сегодня это одна из приоритетных задач мэрии. В городе приобретены 10 электробусов, по концессионному соглашению идёт реконструкция трамвайных путей. Работы разбиты на шесть этапов, пять из них уже в процессе реализации. Компания «Мовиста Регионы Липецк» демонтировала 65% старой инфраструктуры и создала 43% новой из предусмотренной договором с мэрией и правительством области. Завершить все свои работы концессионер обязан к 31 декабря 2025 года.
— Все 46 трамваев по концессионному соглашению поставлены. Они прошли обкатку в МУП «Горэлектротранс», — сказал Александр Лукинов. — С 20 июня ежедневно на линии работают шесть вагонов, которые ежемесячно перевозят 50 тысяч пассажиров. По мере завершения работ по реконструкции количество трамваев на маршрутах будет увеличиваться.
69 маршрутов функционируют на территории Липецка.
Поясните, пожалуйста
— Вы озвучили процент исполнения по каждому этапу, но соответствует ли он тому графику, что указан в концессии? — задал вопрос депутат по избирательному округу № 18 Игорь Подзоров.
— Да, есть моменты, что ранее заявленные сроки могут не соблюдаться, мы это отразили в акте проверки. В этом нет никакой тайны, — сообщил Александр Лукинов. — Концессионер озвучивает свои объективные причины и доводит их до Министерства транспорта и Федеральной антимонопольной службы. Если эти объективные причины федеральная сторона примет, то будут внесены изменения в графики и подписаны дополнительные соглашения.
Разрешите дополнить
Николай Дергунов более подробно разъяснил ситуацию депутатам. По его словам, есть главная дата в концессии, когда должны быть завершены шесть этапов. Есть более детальные графики, которые изначально предполагаются как примерные, потому что тяжело запланировать всё на три года вперёд. И именно они по обоюдному согласию концедента и концессионера могут регулироваться.
— Если строго придерживаться детального графика, то этапы должны реализовываться последовательно, — добавил вице-мэр. — Но сейчас там, где есть объективная сложность в проведении работ, определённые этапы пропускают и работают на следующих. Поэтому есть передвижки. Но процесс идёт. Главную дату инвестфазы (фазы внедрения проекта) — 31 декабря 2025 года, когда должны быть завершены работы, концессионер на сегодня подтверждает.
Депутат по избирательному округу № 36 Алексей Харин поинтересовался, будут ли прокладывать трамвайную ветку на улице Стаханова, как это предполагалось ранее.
— Это как раз шестой этап работ по концессии, — ответил Николай Дергунов. — Новая трамвайная ветка планируется от улицы Катукова по Стаханова, по направлению к Воронежскому шоссе. Сейчас идёт проектирование.
Можно, но не быстро
Говорили депутаты не только об общественном транспорте. Подняли вопрос и о кикшеринге — аренде самокатов, которая стала популярна у липчан, особенно у молодёжи. Правила их использования ужесточаются. Как пояснил Александр Лукинов, вносятся изменения в понятие ограничения скорости. Теперь на территории общественных пространств можно будет передвигаться не быстрее 10 км/ч, а не 20, как было ранее. Кроме этого, увеличился список зон ограничения скорости, а также расширяется перечень зон запрета на эксплуатацию арендных самокатов.
Не нравится? Звони
Обсуждая качество услуг, первый-вице спикер горсовета Борис Понаморёв предложил разместить в городском общественном транспорте QR-код. Липчане, отсканировав его, могли бы оставить свои замечания и предложения по графику движения, культуре оказания услуг и поведению водителей.
Вице-мэр Николай Дергунов поддержал эту идею. Она может стать ещё одним дополнительным каналом обратной связи для пассажиров.
А пока на некачественное обслуживание пассажиров в общественном транспорте горожане могут пожаловаться по телефону Единой диспетчерской службы: 8-800-450-48-48 или оставить сообщения на сайте департамента транспорта.
Текст: Марина Костюк
Фото из архива «Первого номера»