Единственному в регионе предприятию по переработке покрышек не хватает средств и мощностей для их утилизации.
Более тысячи тонн старых автомобильных шин планируется вывезти с территории города в этом году. 654 тонны на сумму 631 тысяча рублей уже убрано, 383 тонны — только предстоит. В прошлом году компания «СоюзРубин-Втормет», с которой управление главного смотрителя заключило муниципальный контракт почти на 1,5 млн рублей, вывезла 780 тонн автошин.
На безвозмездной основе
Утилизацией покрышек занимается ООО НПП «Циркон», которое расположено на площадке «Технопарк-Липецк» в Казинке. Причём по соглашению с городом делает это на безвозмездной основе. Свою выгоду компания получает от продажи резиновой крошки.
— Какие сложности сейчас есть в вашей работе? — обратился первый вице-спикер Борис Понаморёв к представителям компании. — Хватает сырья или, наоборот, у вас идёт затаривание?
Оказалось, что «Циркону» не хватает не только площадей для складирования покрышек, но и мощностей для переработки текущего объёма сырья, который образуется в регионе.
— Если раньше было три подобных предприятия, то сегодня осталось лишь одно на всю область. Остальные переработчики, которые этим занимались несколько лет, прекратили свою деятельность. А мы этот объём не успеваем обработать, — ответил директор компании «Циркон» Илья Андрианов. — Но мы готовы принять ещё 380 тонн покрышек от города.
Компенсации больше нет
Но тут выяснилось, что проблема гораздо серьёзнее, чем кажется на первый взгляд. Конечно, можно модернизировать оборудование и тем самым увеличить мощности, но на это нужны финансы, которых у «Циркона» сейчас нет. Дело в том, что ещё в прошлом году компания получала от государства компенсацию затрат на утилизацию шин, то в этом — вступили в силу изменения в закон и такой финансовой поддержки больше нет.
— А на следующий год у вас какие планы? — поинтересовался депутат по избирательному округу № 17 Александр Кофанов. — Вы будете работать? Готовы принимать от муниципалитета шины дальше? Нам закладывать это в бюджет или нет? А то скажете, что закрываетесь.
Опасения коллеги поддержал и Борис Понаморёв. По его словам, во дворах, хоть это и запрещено, до сих пор много шин, которые жители используют для клумб, на парковке. Их нужно вывозить и утилизировать.
Прямая заинтересованность
— Компания может сказать, что закрывается, — прокомментировал Борис Понаморёв. — В этом случае нам некуда будет вывозить покрышки. Это задача экономического блока администрации города — поддержать предприятие, потому что оно осталось в области единственное. Поэтому у муниципалитета должна быть прямая заинтересованность в том, чтобы компания работала.
— Нам, как коммерческой организации, конечно, хотелось бы получить какую-то компенсацию за утилизацию, — ответил консультант по техническим вопросам ООО НПП «Циркон» Пётр Гаврин. — Во-первых, то, что нам привозят на переработку, не соответствует тому, что мы можем принять. Приходится нести дополнительные затраты на очистку, чтобы это можно было взять в производство. Во-вторых, политическая ситуация в стране, санкции — всё это увеличило стоимость переработки. Поэтому расходы должны быть заложены в бюджет. От утилизации мы не отказываемся.
В рабочем порядке
Подводя итог обсуждения, первый вице-спикер обратился к представителям мэрии с предложением в рабочем порядке решить вопрос об экономической поддержке единственного в регионе утилизатора автошин. Кроме этого, необходимо усилить работу департамента развития территории и управления главного смотрителя с управляющими компаниями по вывозу покрышек с территорий дворов на переработку в осенне-зимний сезон, когда автовладельцы массово меняют резину.
Автохлам
В прошлом году департамент развития территории выявил 84 разукомплектованных транспортных средства. В добровольном порядке владельцы убрали 75 машин, принудительно на штрафстоянку вывезено девять. За текущий период 2024 года выявлено 54 брошенных автомобиля. Из них 36 машин собственники вывезли самостоятельно, 10 — убрал подрядчик департамента. По остальным продолжается работа по установлению фактов нахождения автомобилей в розыске или признанию их вещественными доказательствами по уголовным или административным делам.
Текст: Марина Костюк
Фото из архива «Первого номера»