Этим летом в Липецке отремонтировали рекордное количество дорог.
Сезон большого дорожного ремонта. Так липчане с полным правом могут назвать лето 2024 года. 67 улиц города, от магистральных до небольших в частном секторе, получили новую «одёжку». Впечатляет и общая протяжённость обновлённого дорожного покрытия — 53,3 км.
Семимильными шагами
Советский округ — 16 дорог. Правобережный — 15. Октябрьский — 23. Левобережный — 13. За шесть последних лет это максимальный объём дорожного строительства. Например, в 2020 году за лето отремонтировали всего 24 км дорог. «Хороший результат», — с удовлетворением отметил на брифинге первый вице-мэр Николай Дергунов.
Николай Дергунов посчитал: если добавить не включённые в этот список дороги, которые ремонтировали большими картами, общая протяжённость обновлённых дорог составит 55,6 км.
— Это удалось сделать по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» и благодаря средствам, выделенным губернатором, — подчеркнул первый заместитель главы города. — Хочется поблагодарить команду управления главного смотрителя департамента дорожного хозяйства и благоустройства. В процессе возникали проблемы, это рабочие моменты, но объём работ по всем четырём округам Липецка значительный. Жители увидели благоустроенные, новые, безопасные дороги.
Первый вице-мэр рассказал: две дороги в список запланированных в 2024 году к ремонту добавили дополнительно. Улицу Космонавтов в Жёлтых Песках по плану должны были ремонтировать в 2025 году. Но очерёдность изменили. Было решено сначала сделать четыре небольшие улицы на Опытной станции: Раздольную, Лучистую, Новую и Просторную — там нужно в первую очередь проложить ливнево-дренажную систему, а уже потом укладывать новый асфальт. Ремонт улицы Космонавтов закончат к концу сентября. А дорогу на улице Железногорской, что в микрорайоне Дачном, должны были сделать в прошлом году. Но подрядчик не выполнил своих обязательств, контракт с ним расторгли, а компанию отправили в РНП (реестр недобросовестных подрядчиков).
— На сегодня эта улица в работе, — сказал Николай Дергунов. — Она несложная, ожидаем, что в сентябре завершим на ней все работы.
Кто в отстающих
Первый вице-мэр не стал скрывать: восемь из 67 улиц пока не завершены.
— Четыре из них сейчас в работе, ещё на четырёх улицах сроки сдачи дорожных объектов смещены по объективным причинам, — объяснил он и детально объяснил ситуацию на каждой из «отстающих» территорий.
На улице Барашева и Коммунальной площади сроки дорожных работ сдвинулись, потому что «Квадра» меняла там участок трубы от сквера Ворошилова до насосной станции на Неделина — в том месте, где зимой произошла крупная авария на тепловых сетях.
— Это объективная причина, в данном случае сдвиг сроков не будет наказываться рублём, — подчеркнул Дергунов.
На улице Студенческой в районе ЛТЗ работы приостановили: обнаружилась течь водопроводной трубы. Их продолжат, когда «РВК» восстановит сети. На улицах Союзной и Папина дорожников также задержали ресурсники.
При этом Дергунов поблагодарил за взаимодействие компании «Квадра» и «РВК»: в их инвестпрограммах не было запланировано восстановление сетей на этих улицах, но мэрии они пошли навстречу.
На улице Хорошавина в процессе работы выяснилось, нужно восстановить и тротуары — дополнительный объём увеличил сроки ремонта. На Циолковского подрядчик выполнил проезжую часть, но не успел обустроить пешеходные зоны — ему выставят неустойку. А вот на улице Володарского работы задерживаются. Узкая улица частного сектора имеет непростой рельеф.
Первый вице-мэр подчеркнул: до середины сентября работы будут закончены на всех улицах города, кроме Папина: её по проекту должны завершить к 1 октября.
Переправы, переправы
1 сентября состоялся технический пуск «горбатого» моста на улице Советской. Движение открыли пока только для транспорта. Срок контракта заканчивается в ноябре. За оставшееся время строители обустроят пешеходные зоны и освещение.
— Существующая сейчас схема организации дорожного движения сохранится, чтобы не вводить водителей в заблуждение, — подчеркнул Дергунов. — Эта схема неплохо себя показала при отсутствии проезда по «горбатому» мосту, и мы ожидаем, что она себя покажет ещё лучше при открытом проезде.
Журналисты спросили, когда приступят к строительству нового Октябрьского моста. Проект готов, ответил Дергунов, как раз сейчас идёт его госэкспертиза, она на финальной стадии. Как только получат результат, начнут процедуру торгов на строительство объекта.
Скоро приступят к ремонту ещё двух переправ в центре города — моста через Липовку у гостиницы «Меркури» и моста на улице Первомайской. На первом из них сетевики почти закончили вынос сетей из зоны проведения работ. Его реконструкцию начнут уже в сентябре, при этом перекроют половину дороги. К мосту на Первомайской приступят чуть позже, но тоже в этом году. Тут, возможно, обойдутся без перекрытия движения, вопрос прорабатывают с подрядчиком. Так что с учётом моста на улице Студёновской в Липецке одновременно будут ремонтировать сразу три переправы. Ещё на одном мосту через Липовку — на улице Октябрьской — работы начнут в 2025 году.
Работаем вместе
«Первый номер» спросил у первого заместителя главы города, учитывают ли при ремонте дорог мнения и пожелания липчан.
— Налажено хорошее взаимодействие, — ответил Николай Дергунов. — Горожане активно подсказывают нам, что нужно улучшить и доделать. Продуктивно работаем с депутатским корпусом, каждый из депутатов радеет за интересы жителей своего округа. Обращаем внимание на публикации в СМИ.
Первый вице-мэр привёл примеры такого взаимодействия. На улице Стаханова на вновь отремонтированной дороге во время дождей затапливало пешеходный переход. На обращения липчан отреагировали оперативно, подрядчик исправил этот участок. Подобная ситуация сложилась и на Воронежском шоссе: в кармане у проезжей части в непогоду образовывалась лужа. Активность горожан помогла быстро устранить недостаток.
Мнение липчан
Ирина Здоровых, жительница улицы Циолковского:
— Наконец-то на нашей улице появилось новое дорожное покрытие. В последние годы асфальт был сильно деформирован, из-за колеи машину кидало в стороны, особенно опасно это было зимой, на скользкой дороге. И пешеходные дорожки никогда не были такими широкими и удобными. Хорошо сделали!
Татьяна Трунова, жительница улицы Титова:
— К 1 сентября нам сделали хороший подарок: дети пошли в школу по новеньким тротуарам. Да и саму дорогу наконец отремонтировали. А на что она была похожа, страшно вспомнить, мне кажется, в городе не было ни одной такой безобразной улицы: яма на яме, чтобы их объехать, нужно было выезжать на встречку. Машины петляли, как зайцы.
Пётр Нилов, житель улицы Хорошавина:
— Не ожидал, что дорогу сделают так быстро. Жителей заранее попросили убрать автомобили из зоны ремонта, чтобы не мешать строительной технике. Как обычно, нашлись те, кто не внял призыву. Обидно, что липчане такие несознательные, ведь для них же стараются!
Вера Казьмина, жительница улицы Лучистой:
— В прошлом году в нашем коттеджном посёлке заасфальтировали несколько улиц: Ягодную, Ясную и другие. Нормальных дорог тут не было никогда, одни направления. В 2024-м пообещали сделать ещё несколько улиц, но работы перенесли на следующий год, потому что сначала решили прокладывать ливнёвку. С одной стороны, обидно, мы столько этого ждали! Но с другой — хороший хозяин не будет сначала укладывать асфальт, а потом копать траншеи под канализацию.
Михаил Неверов, житель переулка Вишнёвого:
— Меня просто бесят недовольные! Всё им не так. В Липецке каждый год ремонтируют с нуля по несколько десятков улиц, и не только в центре, но и в частном секторе, не обходя улицы Опытной, Тракторного, Рудника, Дачного — хотя там стоит всего по два десятка домов. Того, что я вижу в Липецке сейчас, никогда не было. А в тех областях, где я жил в своё время, и сейчас такого нет.
Личные впечатления
На брифинге Николай Дергунов поделился личными впечатлениями от «большого дорожного ремонта 2024 года».
— Мне очень нравится, как сделали Воронежское шоссе, — сказал он. — Наконец-то удалось решить проблему с пробкой на въезде в Липецк со стороны Воронежа у развлекательного комплекса «Славянский». Теперь тут две полосы, мы добавили дополнительную полосу, а на светофоре прибавили стрелку, которая позволяет въехать в Липецк вообще не останавливаясь. Результат — исчез «хвост» из автомобилей, которые в последние годы постоянно скапливались в этом месте. А ещё чуть дальше от «Славянского», на нерегулируемом пешеходном переходе, мы поставили светофор с кнопкой вызова зелёного сигнала. Это позволяет упорядочить поток пешеходов: они теперь не идут цепочкой, друг за другом, задерживая водителей, а переходят дорогу в интервальном режиме.
Дергунов поблагодарил ГИБДД за взаимодействие с администрацией города: ведомство ведёт интенсивную работу по улучшению организации дорожного движения. И сказал, что очень ждёт ввода в эксплуатацию участка улицы Белана, который сейчас строится. Когда он заработает, будет гораздо проще выезжать из огромного жилого массива — новых микрорайонов.
— Я считаю, город развивается в правильном направлении, — подвёл итог встречи первый вице-мэр.
Журналисты спросили его о планах по ремонту дорог на следующие годы. Николай Дергунов ответил: о будущем думают, подсчитывают бюджет, составляют списки на 2025 год. Озвучить их пообещал чуть позже.
Комплексный подход
Роман Ченцов, глава Липецка:
— В этом году мы ремонтируем рекордное количество дорог в городе, помимо центральных улиц заходим во дворы. На эти цели губернатор выделил дополнительное финансирование. Пока позволяет погода, планируем отремонтировать внутриквартальные проезды в МЖК и 9-м микрорайоне. На всех объектах соблюдается комплексный подход: синхронизируются работы с ресурсоснабжающими организациями, прежде чем приступить к ремонту дорожного покрытия, проводят замену старых и изношенных сетей. Сотрудники «Зеленхоза» также обсуждают с сетевыми организациями возможность озеленения участков, где ведутся ремонтные работы. Помимо ремонта дорог подрядчик берёт на себя ответственность по благоустройству прилегающей территории. На всех объектах необходимо предусмотреть озеленение, завезти чернозём и посеять газоны.
Текст: Марина Карасик
Фото: Сергей Паршин