В этом году ровно 25 лет подвигу липецких омоновцев в дагестанском селе Новолакское.
Российский режиссёр Леонид Пляскин начал съёмки фильма под названием «99-й» (18+). Главные действующие лица картины — Эдуард Белан и Андрей Теперик. Место действия — Дагестан. Пока выстраиваются кадры будущего кино, «Первый номер» воссоздал документальную ленту жизни одного из липецких героев — Андрея Теперика.
Из родных уст
Он был открытым, добрым и в то же время волевым. Мужем, отцом, сыном. На службе — настоящим бойцом липецкого ОМОНА. В этом году ему исполнилось бы 52 года, но в памяти родных Герой России (звание присвоено посмертно) Андрей Теперик — по-прежнему любящий и любимый Андрюша. Больше и точнее о нём расскажут самые близкие люди: вдова Татьяна и мама Мария Петровна.
По маршруту счастья
Стать военным Андрей хотел всегда. В детстве с восторгом смотрел на отца, служившего во флоте. Однако путь к мечте был витиеватым: многолетние занятия спортом, учёба в ПТУ, где он получил профессию фотографа, срочная служба в погранвойсках Северо-Западного пограничного округа.
Когда вернулся со службы в Липецк, устроился водителем-стажёром. Именно трамвайное кольцо стало обручальным для Андрея и его супруги Татьяны.
— Однажды, возвращаясь с работы, в районе площади Мира я села в вагон, — вспоминает Татьяна. — И не знала, что это в буквальном смысле изменит всю мою жизнь. На маршруте работала знакомая, у которой Андрей стажировался. Мы стояли с тётей Женей на подножке и общались, а Андрюша всё на меня посматривал. Ну, а я на него: что скрывать — парень сразу очень понравился.
Две половинки
Они встретились — и потерялись, но ненадолго. Свести влюблённых снова помог случай: сестра Андрея жила с Таней в одном дворе. «Пойдём, надо поговорить. Тут брат хочет с тобой познакомиться», — шепнула соседка Татьяне.
— Я выхожу — и стоит он, — рассказывает моя собеседница. — Идеально выглаженные брюки «со стрелочками», начищенная обувь и… фирменная улыбка Андрея. Думаю, ничего себе: значит, точно судьба! Это был очень тёплый октябрь 1993-го, дни стояли на удивление погожие.
«Пойдём погуляем», — просто сказал Андрей. И мы пошли. До вечера ходили по улицам города, совсем забыв о времени. Хотелось разговаривать с Андреем, слушать его, потому что встретила своего человека, с которым было надёжно и спокойно.
Выходи за меня
Он сделал предложение буквально через три месяца после знакомства.
И посватался так же решительно. «Мам, — обратился Андрей к будущей тёще, — отдай дочь за меня замуж». «Да отдам», — прозвучал ответ.
Заявление влюблённые подали 25 января 1994-го — в Татьянин день. Ровно через месяц сыграли свадьбу. В тот же день обвенчались — это было предложение Андрея. Татьяна признаётся: она никогда не жалела, что всё произошло так быстро. Потому что пять лет была по-настоящему счастлива рядом с любимым человеком.
В кругу своих
Его тепло приняли в родительском доме Татьяны: тёща называла исключительно Андрюшей. С тестем часто возился в гараже: Андрей купил старенький «москвич» и с гордостью демонстрировал «бате» свою обновку. Пожалуй, он весь был в этом — с юношеским азартом загорался очередной мечтой, будь то покупка машины или новой аудиокассеты группы «Металлика». Но главной увлечённостью, целью, мечтой Андрея оставалась служба Отечеству. Потому он особенно воодушевлённо принял идею, которую подсказала жизнь, — пойти в ОМОН.
Завтра — на сутки
— Андрей хотел поменять работу, — вспоминает Татьяна, — и как-то разговорился с нашим соседом, который на тот момент служил в ОМОНе. Уже через пару дней после разговора прошёл медкомиссию, сдал нормативы. Очень пригодилась его спортивная подготовка. Вечером просто поставил меня перед фактом: скоро выхожу на сутки.
В мае 1995-го Андрей Теперик поступил на службу в органы внутренних дел в должности милиционера-водителя моторизованного взвода липецкого ОМОНа.
Я — твоя
Говорят, мужчины часто хотят первенца-сына. В семье Андрея и Татьяны этот вопрос даже не обсуждался. Дочь Настя с первых дней своей жизни стала папиной любимицей и маленькой копией главы семейства.
— До шести месяцев муж её сам купал, — делится Таня. — Засыпала дочь исключительно под любимые Андреем рок-хиты. Когда подросла, брала ракетку от бадминтона и делала вид, что играет на гитаре. В общем, целиком и полностью была папина дочка.
Всё спокойно?
О службе он всегда рассказывал легко. Любимая работа, отличный коллектив. На вопросы о командировках отвечал непринуждённо: всё хорошо, там ведь не стреляют. Вскоре Татьяна убедилась в обратном.
— Мы ехали к родителям Андрея, — вспоминает моя собеседница. — И вдруг у автобуса лопнуло колесо — раздался резкий хлопок! Не успела опомниться — муж схватил нас с дочкой в охапку, повалил на пол и прикрыл собой. Так мы пролежали на грязном полу, наверное, минуты две. Потом встали и молча вышли на улицу — пассажиры удивлённо смотрели вслед. Я взглянула на мужа: «Андрей, там действительно было всё так спокойно?» Он лишь промолчал, и больше эту тему мы не обсуждали.
Опасность где-то рядом
Жена много позже узнала, как в самом деле там было «спокойно». Первая командировка Андрея была в Старопромысловский район Грозного. Шёл 1998 год. Отряд разместился на территории детского сада. Выполняя очередное задание, на минуту бойцы остановились отдохнуть. Андрей облокотился на мешки с песком. Увидел, что работающий магнитофон стал «зажёвывать» кассетную плёнку и наклонился, чтобы её перемотать. В этот момент песок сзади него стал осыпаться… Тогда вражеский снайпер промахнулся на доли секунды.
Прощальный букет
22-го июня недалеко от автотрассы Кизляр -Солнечный в результате взрыва погиб друг Андрея, милиционер-водитель липецкого ОМОНа Михаил Богословский.
— У меня был день рождения, — вспоминает Мария Петровна Теперик. — Андрей обычно всегда приходил, дарил цветы. В тот раз позвонил только к вечеру — грустный и уставший. Сразу спросила, что случилось, и узнала, что у сына товарищ погиб. Помню, что в ту минуту я в первую очередь подумала о его матери: как же это тяжело — хоронить своего ребёнка.
Предчувствие беды
Перед той, последней командировкой Андрей не спал всю ночь, будто предчувствовал: что-то должно случиться. Они с женой проговорили до утра.
— И он сказал одну такую фразу: «Я боюсь, что вас больше не увижу», — вспоминает Татьяна. — Я попыталась успокоить, что всё будет хорошо, он же вернётся через три месяца.
— Я предчувствовала его смерть, — делится мама Андрея Мария Петровна. — Видела накануне сон, что сын лежит весь в чёрном, а лица будто нет. Решила никому не говорить об этом, чтобы беду не накликать. Но сон всё-таки сбылся…
Андрей уходил утром, очень рано. Попросил не провожать. Поцеловал на прощание дочь, положил на стол ключи от дома и закрыл за собой дверь. Как оказалось — навсегда.
— Когда утром Настя проснулась, то первым делом спросила, где папа, — говорит Татьяна. — Я объяснила, что он поехал в командировку. «Его же там убьют», — вдруг сказала дочь. «С нашим папой ничего не случится», — ответила я. Будешь ходить в садик и хорошо себя вести — и он скоро приедет.
В ответ — тишина
Отряд липецкого ОМОНА доехал колонной до Воронежа, где на военном аэродроме бойцы пересели в самолёт, взявший курс на Махачкалу. По приезде одну группу отправили в село Дылым. Вторую — оставили охранять Новолакское.
— Добрались нормально, обстановка спокойная, — сообщил Андрей жене по телефону. Это был конец августа. Решили, что в следующий раз поговорят через неделю, в воскресенье.
Их разговор так и не состоялся.
Закрыл собой
Это случилось на рассвете 5 сентября 1999 года. Боевики под командованием полевого командира Басаева вошли в Новолакское. Вышедшие на проверку постов командир взвода Алексей Токарев и врач отряда старший лейтенант внутренней службы Эдуард Белан первыми натолкнулись на засаду. Они успели только сообщить о ней в отряд: Токарев получил тяжёлые ранения, а Белана боевики захватили и убили. Дагестанские милиционеры и липецкие омоновцы приняли неравный бой с ваххабитами. В результате 24 бойца ОМОНА оказались заблокированы в здании спортзала местного Дома культуры.
Они продержались почти сутки, боеприпасы начали заканчиваться. Воспользовавшись темнотой, два отряда сумели наладить связь. Было принято решение о выводе личного состава в здание РОВД, чтобы вместе организовать круговую оборону. В критический момент боя старший сержант Андрей Теперик встал в полный рост, отвлекая внимание боевиков на себя…
Пугающая неизвестность
Вечерние новости пестрели заголовками: липецкий ОМОН попал в окружение боевиков. Есть погибший и раненые. Тогда Татьяна Теперик ещё не знала, что жизнь её мужа из-за пули снайпера оборвалась мгновенно, когда он прикрывал собой отход наших бойцов. «Погиб старший сержант. Женат, у него есть ребёнок», — голос телеведущего звучал безжалостно.
Нет, этого не может быть, как заведённая, повторяла Татьяна и отчаянно гнала от себя тревожную мысль. Но сидеть дома больше не могла, собралась и пошла в отряд.
Папы больше нет
— Ребята отворачивались, — вспоминает Таня. — Никто ничего не говорил, только кивали: «Подождите командира». Вдруг подъехала машина — вышли командир липецкого ОМОНа Григорий Душкин, сослуживцы Андрея. Подошли ко мне и сказали коротко: «Крепитесь!» В себя я пришла только дома… поняла, что это мой муж, мой старший сержант погиб…
В тот момент всё будто умерло внутри Татьяны. Вернуться к жизни помогли дочка, родители и друзья. Маленькую Настю бабушка отвезла на кладбище и показала, что теперь отец живёт здесь. До этого с ней в детском садике работали психологи: сама Таня не смогла признаться дочери, что папы больше нет.
Андрей, я пришла
Спустя двадцать лет Татьяна Теперик побывала на месте гибели мужа. Рядом с ней была вдова Героя России (звание присвоено посмертно) Эдуарда Белана. И омоновцы, служившие в одном отряде с Андреем.
— Мы побывали на том месте, где шёл бой, — вспоминает Таня, — прошлись по улицам, где ходили наши мужья. В одном из дворов навстречу вышла женщина. Представились, рассказали, что мы жёны погибших омоновцев. Они до сих пор помнят наших ребят. И благодарны липецким силовикам за освобождение села.
На месте гибели Андрея по приглашению главы администрации Новолакского района побывали его родители и сестра.
— Когда мы в спортзал зашли, конечно, с дочкой разрыдались, — делится мама Мария Петровна. — Потом немного успокоились и заметили на входе много женщин в чёрных платках. Я подумала, что это чьи-то вдовы или матери. Оказалось, просто местные жители, которые захотели увидеть родственников Героя России и почтить его память.
На века
С течением лет глубина и ценность подвига Андрея Теперика переосмысляются. Его поступок — вне времени.
— Он просто сделал своё дело, — твёрдо говорит вдова Героя России. — Поступил так, как должен был поступить. Даже ценой своей жизни. Не сомневаюсь, он думал в тот момент и о дочери, и обо мне. Но Андрей — человек совести и чести, человек в погонах.
Говорят… время лечит
Зачастую это не так. К потере близкого человека ты никогда не можешь быть готовым. Приходится учиться жить с болью, превозмогая её.
— Я каждый день разговариваю с Андреем, — грустно улыбается Татьяна. — Рассказываю обо всём, что произошло за день. Говорят, боль проходит. Нет, она просто, как рана затягивается, но всё равно ноет и болит. И каждый день, когда тебе хорошо или плохо, понимаешь, что любимого человека нет рядом. И от этого ещё тяжелее и сложнее.
На памятных мероприятиях мне важно видеть сослуживцев мужа, которые были с ним в той командировке. Особенно остро чувствую, что он в такие моменты поблизости. Ощущаю его присутствие, как будто мы с Андрюшей вместе принимаем гостей, которые его любят и помнят.
Один навсегда
В мыслях и в сердце Анастасии Теперик папа тоже всегда рядом. Дипломированный юрист, она живёт в Воронеже, работает по специальности. Её обезоруживающая прямота и лучезарная улыбка всякий раз напоминают окружающим: это настоящая папина дочка! И в жизни, и на детских фотографиях. Двадцатипятилетней давности снимки семьи Теперик бережно хранятся дома у Татьяны. А ещё газетные статьи об Андрее, его армейский альбом, наручные часы и фуражка погранвойск. К памятным датам у домашнего портрета главы семейства и на его могиле обязательно появляются ярко-красные розы — символ их с Таней недолгой, но счастливой супружеской жизни.
Премьера в годовщину
5 сентября в 11:00 на площади Героев в Липецке состоится памятное возложение цветов. Затем собравшимся предлагают переместиться в Городской молодёжный центр (Гагарина, 35 а) на 4-ый этаж, где в 11:30 состоится премьерный показ документального фильма о подвиге липецких омоновцев.
Текст: Елена Мещерякова
Фото из архива Татьяны Теперик, пресс-службы Управления Росгвардии по Липецкой области