В Липецке прошёл конкурс «Лучший по профессии». Впервые на равных с именитыми токарями и сварщиками состязались студенты пяти колледжей — из Липецка, Ельца и Данкова. ХXII областной публичный конкурс среди предприятий машиностроительной и металлообрабатывающей отраслей провели в канун Дня машиностроителя.
Острая борьба
Конкурс проходил на двух площадках: в мастерских индустриально-строительного колледжа соревновались сварщики, а в политехническом техникуме — токари, слесари, фрезеровщики и контролёры ОТК. На звание «Лучший по профессии» претендовали 49 специалистов.
Победители будут представлять регион на всероссийских состязаниях. По итогам конкурса они получили дипломы и премии: 100 тысяч рублей за первое место, 70 тысяч — за второе, 50 тысяч — за третье.
Титан варят аргоном
Ручная дуговая, полуавтоматическая, газовая, механическая, контактная, электрошлаковая и аргонодуговая. Всеми этими видами сварки уже владеют 18-летние братья-близнецы Александр и Владимир Битюковы.
Они студенты последнего курса Липецкого индустриально-строительного колледжа, а параллельно с учёбой работают на предприятиях города. В мастерские ребята бегали ещё школьниками: занимались в категории «юниоры» по программе «Профессионалы». Стать сварщиками решили по примеру дедушки, сварного шестого разряда. Он на пенсии, но работает до сих пор. Со средних классов школы дед втолковывал мальчишкам: хорошие сварщики на вес золота. Под его присмотром внуки ещё тогда варили и забор, и трубы на огороде. А прошлым летом на практике уже работали аргоном на трубопроводе предприятия «Нестле» в Вологде. Такую сварку дилетантам не доверят.
— Титан — именно из него состоит трубопровод — металл очень нежный, варить его сложно, — рассказывает Владимир. — Алюминий тоже непросто, да и марок стали много, каждая при варке ведёт себя по-своему, всё зависит от состава. Мы справлялись, заработали по 75 тысяч. Нас звали туда на работу, когда колледж окончим. Но мы в Липецке останемся. Уже знаем, куда устроимся. Говорить не буду куда, чтобы не сглазить.
Братья не раз участвовали в разных конкурсах. В прошлом победил Владимир. Сегодня своё мастерство показывает Александр, брат — в роли болельщика.
Из Липецка с любовью
В программе конкурса два этапа: теория и практика. За практику можно набрать максимум 70 баллов, за теорию — 30. На 30 теоретических вопросов даётся полчаса. Олегу Коротаеву с Липецкого механического завода хватило 10 минут. Он уже выполнил и первое практическое задание: сварил друг с другом два стальных цилиндра и прикрепил их к металлической пластине. Задание простое лишь на первый взгляд: края у цилиндров не прямые, скошены под углом 45 градусов. Теперь «доводит до ума» задание № 2: работает над металлической буржуйкой. После конкурса его изделие отправится «за ленточку»: бойцам в окопах зимой такие печки жизненно необходимы.
— Заготовки мы делали каждый на своём предприятии, — показывает сварщик на свою буржуйку. — Вот здесь колосники, здесь зольный поддон, внутри перегородки, чтобы тепло не уходило сразу в трубу, а распределялось внутри печки. Я трудился над ней целую смену, осталось выполнить тавровые швы. По их качеству и будут определять уровень нашего мастерства.
Буржуйка даже без трубы весит около 40 кг. На боковую стенку приваривают табличку «От липецких машиностроителей». Подобные печки изготовили все 14 сварщиков, принявших участие в конкурсе.
Востребованная профессия
В коридоре ждёт своей очереди вторая партия сварщиков. 18-летний Иван Нефедьев ещё недавно был студентом Елецкого колледжа промышленных технологий. Теперь работает на АО «Энергия» в Ельце.
— Я ещё в школе увлекался химией, — рассказывает парень. — Как-то попалась в руки пара статей про сварку — я загорелся этим делом. Сварщик — профессия очень интересная, творческая. Нужно не просто работать руками, а в первую очередь думать головой.
Студент Липецкого политехнического техникума Алексей Гонтарев участвовал уже во многих профессиональных конкурсах, причём всегда занимал призовые места. Член жюри Александр Бугаков сказал про него: это уже полноценный специалист с золотыми руками.
— Я прикинул, как лучше варить эту деталь, — улыбается молодой сварщик. — Теорию сдал без проблем, думаю, и деталь сварю на отлично.
На практике Гонтарев работал на НЛМК, его пригласили на комбинат после получения диплома. У Алексея есть предложение и от другого липецкого предприятия. Куда пойдёт, он пока не решил.
— Многие ребята ещё во время учёбы заключают целевые договоры с предприятиями, например с НЛМК, — объясняет мастер производственного обучения Липецкого политехнического техникума Михаил Никифоров. — Проходят медосмотр, комиссию, им выдают качественную спецодежду, определяют в бригаду, закрепляют за наставником. Уже во время практики они получают неплохие деньги, в среднем по 50 тысяч. Профессия нужная, востребованная, поэтому и предприятия заинтересованы в ребятах.
Токарь — дело мужское
Среди токарей и фрезеровщиков замечаю девушку. Юлия Забродская работает токарем с 2005 года. Сейчас трудится на «Свободном соколе».
— Женская ли это профессия? Конечно, скорее мужская, — улыбается Юлия. — Но я же работаю, и, видимо, неплохо получается, иначе бы на конкурс не послали. Работа мне нравится. У меня хороший станок, от оборудования многое зависит. Привлекает и то, что дело творческое — каждый день разные детали, не заскучаешь.
Александр Рыженков — коллега Юлии, тоже трудится на «Свободном соколе», но фрезеровщиком. У него самый высокий в профессии шестой разряд.
— Токарь работает в основном по цилиндрическим деталям, а у фрезеровщика — и ромбы, и квадраты, и прямоугольники, — говорит Александр. — Мы в своём ремонтно-механическом цехе решаем самые разные профессиональные задачи. Мне нравится, что к каждой детали я могу подойти креативно, сделать по-своему. Знаете, сколько возможностей у фрезеровщика? Ни в одной профессии такого нет. Ну и зарплата, конечно, нравится. Скажем так: достойная.
К станку с приподнятым настроением
Студент третьего курса политехнического техникума Сергей Попов получает профессию токаря станков с программным управлением. В прошлом году занял первое место в конкурсе «Профессионалы». Как чемпион Липецкой области ездил в Хабаровск на всероссийский этап конкурса. Там призовое место не занял, но выступил достойно.
— Я с детства любил делать что-то своими руками, — рассказывает Сергей. — Учился в 54-й школе в Матырском, у нас в мастерской были станки по металлу и дереву, они меня очень привлекали. Так что профессию выбрал сознательно и счастлив, что буду токарем. Это не работа, а искусство. Для меня это вообще как хобби, каждый раз подхожу к станку с приподнятым настроением. Уверен, что буду расти, повышать профессиональный разряд. На практике ещё не был, жду с нетерпением. Хотя после победы в конкурсе меня заметили, пригласили на работу два предприятия, НЛМК и ещё одно, не буду называть какое, это секрет. Куда пойду, пока не решил.
Специалисты нарасхват
Слесари работают не на станках — ручными инструментами обтачивают детали. Заготовки у всех одинаковые. В конкурсе участвуют девять специалистов.
— Видите, они дорабатывают напильниками паз по чертежу, по размерам, — объясняет член конкурсной комиссии Евгений Ситников. — Тут нужны глазомер и умелые руки, измерительные приборы в помощь. Я представитель ОО ЛТК «Свободный сокол». Работодатели с удовольствием посещают подобные конкурсы. Особенно к молодёжи присматриваемся, хорошие специалисты нужны. Да, дефицит кадров наблюдается. Нам на предприятии требуются и слесари, и токари, и фрезеровщики, и сварщики.
Найти ошибку
Представители этой профессии ничего не производят своими руками. Но их деятельность важна для любой компании. Контролёрам ОТК на конкурсе раздали одинаковые детали: корпуса клапанов. На первый взгляд круглые цилиндры с отверстиями абсолютно ровные и, кажется, качественные.
— Вот сейчас и посмотрим, — улыбается главный метролог АО «Елецгидроагрегат» Вячеслав Каменев. — Контролёры проверяют детали по 15 параметрам: на действительное значение размера, на коррозию, на сколы. Смотрят, есть ли раковины. Проверяют радиальное биение. Заполняют протокол, по каждому параметру ставят оценку: соответствует критерию или нет.
Мне рассказали: самые лучшие контролёры — среди женщин. Они более усидчивые и дотошные, чем мужчины, способны дольше выполнять однообразную работу. На осмотр детали им отвели 70 минут. Время уже заканчивается, но контролёры ещё погружены в работу.
— Вроде бы деталь одна на всех — но двух одинаковых не бывает в принципе, — объясняет руководитель направления качества машиностроительной дирекции НЛМК Альберт Ярулин. — Если не соответствует заданному хотя бы один параметр из 15, деталь не может идти в производство. Работа контролёров помогает выявить и проблемы: к примеру, если при массовом производстве на каждой детали повторяется один и тот же дефект, значит, нужно перенастроить оборудование.
В ответе за жизни людей
Стаж контролёра основного механосборочного цеха НЛМК Олеси Пономарёвой — девять лет. В конкурсе она участвует второй год, в прошлом году на подобном заняла второе место. В том самом корпусе клапана она нашла пять недочётов.
— Мне даже внешний вид детали сразу не понравился, — рассказывает контролёр ОТК. — Были заметны признаки коррозии. Отливка не очень качественная, ну и ещё ряд параметров не выдержаны.
У Олеси с собой несколько чемоданчиков разного размера.
— Всё своё ношу с собой, — улыбается девушка.
Кроме традиционных штангенциркулей тут масса других контрольно-измерительных инструментов: наборы концевых мер, микрометры, нутромеры и много чего ещё.
— Наша работа очень важная, — говорит Олеся. — Представьте, если на военном производстве примут деталь с браком? А мы на НЛМК, например, измеряем детали для кранов, которые возят жидкий металл над головами сотрудников. Так что я отвечаю за жизни людей.
Возродить престиж
— Первый в области конкурс мастеров-профессионалов провели в 1987 году на ЛТЗ по инициативе начальника областного управления промышленности Анатолия Гольцова. Раньше, в СССР, проводили подобные конкурсы, но, как правило, на отдельных предприятиях. Эти мероприятия необходимы, — объясняет член конкурсной комиссии начальник отдела международных связей ООО «Липецкоблснаб» Валерий Золотарёв. — Это я вам говорю как слесарь-лекальщик шестого разряда. Такие специалисты не просто элита, а, можно сказать, элита элит. Дело в чём? Одинаковую работу можно выполнить вроде бы одинаково, но по мельчайшим фрагментам: где-то фаску снял, где-то риску навёл — можно увидеть и квалификацию человека, и то, по обязанности он выполняет свою работу или от души. Хорошо, когда у человека есть гордость за свою профессию. Так бывает, когда он в профессии не в первом поколении, а представитель хотя бы второго-третьего поколения династии. Сейчас стране очень нужны рабочие, но состояние профессионального образования сложное — множество профтехучилищ ликвидировали, в Липецкой области осталась четверть от всех ПТУ, которые были. Так что этот «поворот лицом», который мы сейчас наблюдаем к рабочим профессиям, не просто нужен, а жизненно необходим. Престиж рабочей профессии нужно возрождать.
Залог роста
Сергей Курбатов, вице-губернатор Липецкой области:
— Мы видим, что у нас большой спрос на сотрудников машиностроительной отрасли и металлообработки, так как открываются новые предприятия в ОЭЗ «Липецк» и не только. Соответственно, чем больше мы будем готовить высококлассных специалистов, тем выше будет производительность в Липецкой области.
Текст: Марина Карасик
Фото: Сергей Паршин