Липецкий областной суд признал геноцидом преступления нацистов в годы Великой Отечественной войны.
36 томов дела, 11 захваченных районов, сумма ущерба — 2 трлн рублей и тысячи поломанных судеб. Липецкая область стала 21-м регионом, в котором инициировано рассмотрение иска о признании действий нацистов геноцидом.
Поручение главнокомандующего
Во исполнение поручений президента Российской Федерации с февраля 2019 года Генеральной прокуратурой и заинтересованными ведомствами реализуется проект «Без срока давности». Он посвящён сохранению исторической памяти о трагедии мирного населения СССР — жертвах военных преступлений нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Преступления признаны геноцидом судами Луганской Народной Республики, Ставропольского и Краснодарского краёв, Белгородской, Брянской, Волгоградской, Воронежской, Калининградской, Калужской, Курской, Ленинградской, Московской, Новгородской, Орловской, Псковской, Ростовской, Смоленской и Тверской областей, Санкт-Петербурга и Республики Крым. Подготовка проектов идёт в Донецкой Народной Республике, Республике Карелия, Запорожской, Тульской и Херсонской областях. С учётом особой важности вопросов работа продолжается.
Многотомное дело
В Липецком областном суде с 16 по 25 июля прошло несколько заседаний. На первом из них собралось непривычно много людей, в том числе журналистов. На столе судьи — председателя судебной коллегии по гражданским делам Ларисы Нагайцевой — целая кипа документов, описывающих ужасные события в нашем регионе времён Великой Отечественной войны. В ходе подготовки иска были изучены архивные данные и материалы по фактам массового уничтожения мирных советских граждан и военнопленных, опрошены историки и очевидцы событий.
В ноябре—декабре 1941 года и со 2 июля 1942-го по январь 1943 года немецкая армия оккупировала 11 районов современной территории Липецкой области. Массовые убийства мирного населения, карательные операции, показательные казни, разрушения в результате бомбардировок, издевательства над женщинами, детьми и инвалидами… Жертвами нацистов стали свыше трёх тысяч мирных граждан. Больше тысячи человек были угнаны в Германию на принудительные работы.
На защиту прав
Иск о признании факта геноцида в областной суд был направлен прокуратурой Липецкого региона по поручению генерального прокурора РФ Игоря Краснова. Главная цель — защитить права родственников погибших и восстановить историческую справедливость в свете современной внешнеполитической повестки.
Первым взял слово прокурор Липецкой области Геннадий Анисимов. Он рассказал о документально подтверждённых фактах зверств над мирными жителями в годы войны.
— В Воловском районе в каждом населённом пункте фашисты оставили свой кровавый след, убивая людей, сжигая сёла и деревни, — начал перечислять областной прокурор. — Ими расстреляно, повешено и сожжено 239 человек, изувечено 102, уведён в неволю 71 гражданин. Например, председателя Замарайского сельсовета Киякина пытали, выводили раздетым на мороз, обливали холодной водой из проруби, а затем расстреляли. В районном центре убили двухлетнего ребёнка просто за то, что он плакал. Совокупность всех фактов свидетельствует о необходимости установления в судебном порядке юридического факта и признания совершённых нацистами на территории Липецкой области деяний военными преступлениями, преступлениями против человечества и геноцидом народов СССР.
Не допустить искажения истории
Геннадий Анисимов особо подчеркнул, что на протяжении всего времени после окончания Второй мировой войны и в последние годы в европейском мире предпринимаются активные меры по пересмотру её итогов, принижению роли Советского Союза в разгроме фашизма и нивелированию решений Международного военного трибунала в Нюрнберге.
— Появилась масса передач, публикаций, фильмов, искажающих реальные события. В ряде стран даже ставится знак равенства между СССР и фашистской Германией. Подтасовываются данные о советских и вражеских потерях. Всё это представляет прямую угрозу не только национальной безопасности России, но и международной стабильности. Важно сохранить историческую память, не допустить героизацию нацистских преступников.
Под страхом уничтожения
Во время процесса суд заслушал потомков погибших мирных жителей и военнопленных, историков и краеведов. Первыми выступили дети войны, коренные жители Воловского района.
85-летний Виталий Ефремович Ртищев родился в селе Нижнем Большом. В момент оккупации, охватившей в 1942 году шесть районов Липецкой области, ему было 3,5 года.
— Я долго прожил, много видел и слышал. Последователи нацизма сейчас продолжают политику гитлеровских оккупантов, которые творили всяческие деяния на территории нашей страны. В 1942 году нас оккупировали, — вспоминает пенсионер. — Немцы бомбили территорию, наши отступали. Мы, дети, бегали на улице и попали под одну из бомбёжек. Меня сильно ранило. Ещё пример: наша соседка кормила грудного ребёнка. Женщину убило шальной пулей. Расстреляли соседа. После бомбёжек у нас в районе было мало сохранившихся домов — все разрушили. Жили под постоянным страхом смерти.
— Мне было пять лет, — рассказала 87-летняя жительница села Ивановка Вера Романовна Ерёминская. — Когда немцы пришли, они нас с мамой, братом и сестрой насильно выселили из дома. Братика чуть не расстреляли — он был чернявый, немцы приняли его за еврея. Маме удалось отстоять сына. Вчетвером мы ютились у родственников. Мать тайком помогала местным жителям, которых фашисты заперли рядом в конюшне. Она приносила варёную картошку, делала подкоп под ограждением и в ямке оставляла еду людям.
Зона пустыни
Заведующий сектором новейшей истории Липецкого областного краеведческого музея Андрей Лакизюк зачитал сохранившиеся материалы допроса бывшего немецкого военнослужащего Генриха Эккарда: «7 декабря 1941 немецкая армия начала паническое отступление. По приказу высшего командования мы должны были уничтожать всё на своём пути. Для этой цели была создана специальная пожарная команда. В неё входили сапёры и нестроевые солдаты. Наш второй батальон 445-го пехотного полка при отступлении сжигал деревни от Ельца по дороге до населённого пункта Новосиль (Орловская область). 5-я рота, в которую я входил, сожгла девять деревень. Их названия я не помню».
Как подчеркнул Андрей Лакизюк, немецкие солдаты планировали создать так называемые «зоны пустыни» на территории нашего региона. Например, в Волынском районе (сейчас это Становлянский район) было уничтожено 1 900 домов.
Однако наступающие части Красной армии не дали этой трагедии разыграться в полной мере. В ходе Елецкой наступательной операции фашистский 34-й армейский корпус был разгромлен полностью.
В тисках оккупации
Немецкие войска в первый период оккупации пробыли на территории нашего региона четыре недели. За это время были уничтожены тысячи крестьянских домов, угнаны в плен люди.
— Стояла морозная зима, жители остались без крова, запасов, — отметил Андрей Лакизюк. — Выжить было крайне тяжело. Даже немцы при допросах упоминали, что местные сходили с ума, плакали.
В середине декабря 1941-го все шесть захваченных районов были освобождены. Но в июле 1942 года наш регион накрыла вторая волна оккупации. Целью нового немецкого наступления был поход гитлеровской армии на нефтеносные месторождения Кавказа. Путь лежал через три наших района — Воловский, Тербунский и Хлевенский. Их фашисты оккупировали на полгода — вплоть до освободительной операции в январе 1943-го.
Страшные находки
Старший научный сотрудник Липецкого областного краеведческого музея Сергей Воронин рассказал о страшных находках поисковой экспедиции прошлой осенью и весной 2024-го. Они стали физическим свидетельством действий фашистов на территории Воловского района.
— В этом году мы нашли пять могильных ям, — поделился эксперт, — насчитали в них части семи скелетов. Было видно, что люди пострадали от насильственных действий — некоторые черепа были пробиты, обнаружены пулевые отверстия.
Лежала и молилась
Самым массовым убийством на территории нашего региона было признано сожжение заживо 198 узников Шатиловского фильтрационного лагеря (он располагался в деревне Ожоге Воловского района). Это произошло 26 января 1943 года. Ожидая наступления Красной армии, немецкие солдаты подожгли конюшню, в которой размещались военнопленные. Тех, кто пытался выбежать, расстреливали.
В тот день чудом уцелели 18 узников. В числе выживших оказалась 32-летняя Фёкла Полунина. Её внучка, преподаватель ЛГПУ, краевед Валентина Леонидовна Зубкова, выступила в суде свидетелем.
— Моя бабушка вместе с четырьмя детьми шла из Донбасса, захваченного немцами, в Тербунский район, к родственникам. Здесь, на оккупированной территории, она побиралась по деревням. Осенью 1942 года её остановили немцы за нарушение комендантского часа и увезли в Шатиловский лагерь. Думали, что она разведчица, избили на допросе. Но вскоре поняли, что она безграмотная, и просто оставили в лагере. 26 января после поджога конюшни люди начали выламывать ворота, спасаться. Но немцы их расстреливали. Бабушка говорила, что у неё не было сил бежать — лежала и молилась, прощалась с детьми и жизнью. Но тут в угол конюшни попал осколок снаряда. В стене образовался пролом. Бабушка и ещё несколько человек смогли выбраться.
Валентина Зубкова вспоминает слова Фёклы Полуниной: «Я ползу до воронки, дождусь, пока затихнет, и снова ползу». Именно так женщина смогла добраться до берега реки Олым и потом до дома, где её ждали дети. По инициативе Полуниной впоследствии на месте массовой казни пленников был установлен памятник.
Ничего святого
По словам историков, убийства людей лишь один из множества пунктов ужасного плана фашистов по созданию «чистой расы». В него также входили сокращение рождаемости, эпидемии, пытки голодом. Факты зверств фашистов можно перечислять очень долго.
Андрей Лакизюк на одном из заседаний привёл ещё один пример бесчеловечного отношения немцев к местному населению.
— В селе Захаровка фашисты собрали мужчин (их точное количество не установлено) в санитарный пункт. Немецкие врачи, судя по сохранившимся документам, забирали у пленных кровь совершенно бесконтрольно — максимально выкачивали её из людей. В итоге все мужчины погибли.
Надежда Крюкова, директор музея-усадьбы «Край Долгоруковский», тоже упомянула об истязаниях мирных жителей. Так, 60-летнему Якову Родионову из Ильинки фашисты отрезали язык, вывернули из суставов руки и расстреляли за то, что на нём были красноармейские брюки.
Без совести
В ходе прений прокурор Геннадий Анисимов выступил со словом в защиту исторической правды.
— Фашисты создавали в сознании своих солдат чёткий образ людей, проживающих в Советском Союзе. Всё было рассчитано с немецкой педантичностью. Созданы специальные отряды, которые на оккупированных территориях занимались уничтожением всего того, что было создано мирными людьми просто потому, что они были русскими. В одном из своих приказов по реализации плана «Барбаросса» Гитлер прямо заявлял своим солдатам: «Я снимаю с вас такое понятие, как совесть. При исполнении плана на востоке вы не должны руководствоваться моральными критериями, которыми, может быть, вы руководствовались при своей кампании на западе». Все территории должны были быть зачищены, полностью заселены немцами.
Окончательное решение
Помимо заседаний, на которых присутствовали СМИ и заинтересованные лица, были и закрытые части процесса. На них суд рассмотрел документы с грифом «секретно». После тщательного изучения всех фактов и прений 25 июля Липецкий областной суд вынес окончательное решение.
— Признать установленные и вновь выявленные преступления, совершённые в период Великой Отечественной войны на территории Липецкой области (до 6 января 1954 года Курской, Воронежской, Орловской областей) нацистскими оккупационными властями и их пособниками в отношении преднамеренно уничтоженных более 3 тысяч мирных советских граждан, насильственно угнанных нацистами на принудительные работы в Германию более 1 тысячи человек, военными преступлениями и преступлениями против человечества, геноцидом населения СССР.
На защите памяти
Игорь Краснов, генеральный прокурор Российской Федерации:
— Нет задачи благороднее, чем сохранение и защита исторической памяти о трагедии мирного населения в годы Великой Отечественной войны, о преступлениях нацистской Германии и её союзников. На достижение этой цели и направлена наша работа в рамках проекта «Без срока давности». На протяжении уже нескольких лет мы добиваемся того, чтобы действиям нацистского режима была дана однозначная юридическая оценка. Состоявшимися по нашей инициативе судебными решениями уже подтверждён системный и целенаправленный характер уничтожения нацистами мирного населения, проживавшего в нашем Отечестве. Теперь же злодеяния нацизма получат должное и справедливое законодательное закрепление именно как геноцид советского народа.
Текст: Анна Дикарева
Иллюстрации: Диана Хитрова
Фото: объединённая пресс-служба судебной системы Липецкой области, генеральная прокуратура РФ