Концерт памяти любимого барда прошёл в формате двор-феста.
От камерного вечера почти десятилетней давности до межрегионального творческого фестиваля. В его названии вся суть личности мэтра — «Высоцкий: твой, мой, наш» (12+). На сцене не народные артисты, но артисты из народа — Липецка, Ельца, Тамбова и Мичуринска.
Здравствуй, это я!
До концерта — небольшая экскурсия по скверу перед центральной библиотекой имени Есенина. Именно эта площадка на один вечер превратилась в уютный советский двор. С игрушками прошлого столетия, шахматными баталиями. И даже отдельной «комнатой» с виниловым проигрывателем, мини-коллекцией радиол и магнитофонов, телефонным справочником 1979 года. Эта импровизированная «квартира Высоцкого» под открытым небом стала одной из самых популярных фотозон.
Живая память
Изюминка фестиваля — выставка самиздата творчества артиста: журналы, которые его поклонники собирали вручную. Такой подарок организаторы получили от музея Владимира Высоцкого в Москве. Ещё один презент — уже от липчанина Виктора Чичагова, большого поклонника барда: более 30 виниловых пластинок, архивные фото (в том числе с похорон звезды). А также книги, в числе которых издание 1986 года в редком тогда мини-формате, вырезки из журналов и газет 1980-х.
На экспозиции ретроавтомобилей можно было «порулить» точной копией «Мерседеса» Высоцкого. А в соседней локации — полюбоваться выставкой работ клуба самодеятельных художников «Горизонт». На вернисаже были представлены портреты артиста, иллюстрации к фильмам с его участием.
Если звезда упала
Главный нерв фестиваля — песни и стихи Высоцкого. В классических версиях и современном звучании, от руководителей и участников клубов авторской песни. Липецкий и елецкий артист Сергей Гудаев выбрал для исполнения «Песню о звёздах». На фестивале он в третий раз. Как сам признаётся, по зову сердца.
— Настоящее творчество не должно быть забыто, — уверен Сергей. — Особенно сейчас, когда на современной эстраде практически не осталось душевности. А Высоцкий — это именно про душу. В детстве я слушал его песни просто за компанию с отцом. А по-настоящему заболел уже к тридцати годам. В основном песнями на военную тематику. Сегодня, когда многие мои друзья находятся в зоне СВО, эти композиции обретают новое звучание и смысл. Я, как и Высоцкий, «не люблю, когда наполовину или когда прервали разговор». Поэтому песню мэтра «Я не люблю» назвал бы девизом своей жизни. Да и любого мыслящего человека.
Что ты знаешь о любви…
Ещё один участник фестивальной программы — Вячеслав Шацкий (Кучерявый) из клуба авторской песни «Эгрэго» из Тамбова. В Липецке на фестивале они частые гости, но каждый раз приезжают с новой программой и составом. Дебютанты этого года — Александр Гром и Геннадий Чуканов. Один довёл зрителей до слёз композицией «На братских могилах», другой представил авторскую музыку — в подражание Высоцкому.
Да и сам Вячеслав решил немного поэкспериментировать. «Проложите, проложите» и «Письмо на сельхозвыставку» — сразу два монолога о народном, наболевшем, в стиле Высоцкого прозвучали для липчан в исполнении тамбовского артиста.
— Когда я в подростковом возрасте на катушечном магнитофоне слушал хриплый голос Владимира Семёновича, не мог понять, о чём «рычит» этот артист, — рассказывает мой собеседник. — Осознание масштаба его личности пришло позже благодаря чтению стихов Высоцкого, дневниковых записей. Я понял: такие люди рождаются раз в сто лет.
Он носитель удивительного, я бы сказал, уникального литературного языка. Многие исследователи отмечают влияние Пушкина на поэтику Высоцкого — соглашусь с этим. Для каждого из них любовь была предметом высокой поэзии. И эту вечную тему они отразили в своём творчестве. Высоцкий умел любить по-настоящему: и Родину, и женщину, и друзей. «Я дышу — и, значит, я люблю! Я люблю — и, значит, я живу!».
«Как я любуюсь тобой…»
Дмитрий Звягин, вокалист липецкой рок-группы «РевеР», на фестивале тоже не новичок. Признаётся, что слушать и исполнять Высоцкого — два абсолютно разных ощущения.
— До мурашек — я бы так охарактеризовал творчество Владимира Семёновича, — признаётся Дмитрий. — Его авторские песни и стихи нельзя «подогнать» под конкретный жанр. В очередной раз в этом убеждаюсь, когда дома переслушиваю старые магнитофонные записи или виниловые пластинки с хитами любимого барда. Где-то, может быть, он спел со второго дубля, но я считаю это преимуществом. Как будто сходил на концерт легенды и послушал его вживую. Когда ты сам исполняешь песни из репертуара Высоцкого, чувствуешь сопричастность к чему-то великому. К тому, что выше нас. В прошлом году на фестивале я выступал с «Балладой об уходе в рай», сегодня спел про «Дом хрустальный». Это, как известно, лирическая песня на вечную тему — любовь. Высоцкий любовался своей супругой Мариной Влади. Ну, а мой идеал — жена Анастасия. Когда пою, дарю «хрустальный дом» только ей.
Навсегда рядом
«Я, конечно, спою. Не пройдёт и полгода», — обещал нам когда-то Владимир Высоцкий. Пройдёт не полгода. Чуть больше — год. И фестиваль «Высоцкий: твой, мой, наш» (12+) в Липецке заиграет новыми красками, зазвучит голосами новых исполнителей. В память о великом человеке и артисте.
Мне меньше полувека — сорок с лишним, —
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.
Стихотворение «И снизу лёд и сверху…» — одно из последних, написанных мэтром. Он жил наотмашь и, кажется, предчувствовал свой уход.
Он не любил, когда стреляли в спину и в упор. Болел душой за не вернувшихся из боя. А среди друзей по-настоящему ценил тех, кто к «хмельным вершинам» шёл с ним, как в бой.
«Где твои 17 лет? — На Большом Каретном!» — эта фраза звучала рефреном в финале концерта. Может быть, потому что дух поэта и барда продолжает жить не только в московском переулке, но и на липецком фестивале тоже. Где песням великого артиста подпевали зрители от семи и до семидесяти лет. Быть может, и старше. Потому что творчество Высоцкого — вне времени и возраста.
Текст: Елена Мещерякова
Фото: Сергей Паршин