В регионе идёт активное укрепление транспортной инфраструктуры и развитие дорожной сети региона.
За пять лет в области построили и привели в порядок более 2 800 км дорог.
Кроме того, отремонтировали 34 мостовых сооружения. Сейчас идут работы ещё на 14 переправах. О реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» губернатор Игорь Артамонов доложил министру транспорта России Роману Старовойту.
Усиление транспортных артерий
Самый масштабный проект — строительство Восточного обхода Липецка. Со сдачей 364-метрового моста через Матырское водохранилище — это произойдёт осенью — замкнётся транспортное кольцо вокруг города. Восточный обход соединит грязинскую и тамбовскую трассы и сократит путь от промзоны до аэропорта и к федеральным трассам М-4 «Дон» и Р-22 «Каспий». Также из города выведут поток фур.
— Отдельно обсудили вопрос реконструкции Октябрьского моста в Липецке, — сообщил в своём ТГ-канале Игорь Артамонов. — Это важнейшая транспортная артерия, связывающая спальные районы города с промышленной площадкой НЛМК и возрождаемой территорией ЛТЗ. Сейчас идёт проектирование реконструкции моста. Стоимость работ будет внушительной, но провести их необходимо.
Объекты города
Всего в этом году отремонтируют 57 дорог: Воронежское шоссе, улицы Папина, Циолковского, Стаханова, Хренникова, Титова, Терешковой, Липовскую, Ковалёва и другие. На 31 объекте работы завершат до конца лета. На остальных — осенью. На 22 участках приводят в порядок тротуары. Ремонтируют пять мостовых сооружений. Ход работ — на постоянном контроле администрации города.
Абсолютно новый мост
Одна из основных транспортных магистралей Липецка — улица Студёновская, где в этом году приступили к капитальному ремонту моста. По нацпроекту «Безопасные качественные дороги» на объект длиной 42,5 м выделили 174,1 млн рублей.
Липецкая компания «Капиталстрой» разберёт конструкции переправы, отремонтирует её опоры и мостовое полотно, установит новые барьерные и перильные ограждения.
— Будет абсолютно новый мост, — рассказывает прораб компании «Капиталстрой» Николай Овсянников и указывает на рабочих, которые в этот момент сваривают арматурные каркасы под опоры будущей переправы. — Насадки, промежуточные ригели, балки — заменим всё. Объект достаточно сложный, но специалисты у нас опытные.
— Здесь приведут в соответствие все пролётные строения, обновят и проезжие, и пешеходные части, — объясняет председатель департамента дорожного хозяйства и благоустройства мэрии Липецка Павел Звонарёв. — Люди получат удобные и безопасные условия как для пешего передвижения, так и для автомобильного.
Пятилетка мостов
— Построены новые мосты через реки Дон в Лебедяни и Воронеж к селу Преображеновка,
— реконструированы мосты через реки Дон в Данкове, Быстрая Сосна в Ельце, Матыру в Грязях,
— капитально отремонтирован мост через реку Становая Ряса в Чаплыгине,
— построен путепровод через ж/д пути в микрорайоне Новая Жизнь,
— за пять лет 34 переправы отремонтированы и построены, в 2024-м сдадут ещё 14. Это рекордные показатели за последние 20 лет.
Параллельные процессы
По проекту закончить объект должны до конца 2025 года. К сожалению, темп работ замедлили ресурсоснабжающие организации и связисты: тут проходит множество их сетей, которые они вовремя не вынесли. И сейчас из-за этого строители работают параллельно с «ресурсниками». Срок сдачи объекта не смещается.
— Поручил ежедневно контролировать работы ресурсоснабжающих организаций и докладывать о технических продвижениях, — сообщил глава Липецка Роман Ченцов. — Мы не должны выбиваться из намеченных сроков. В наших планах — к зиме открыть движение по трём ремонтируемым полосам. Если сроки всё же сдвинутся, асфальт будут укладывать весной. В зимнее время такие работы исключены.
Современные магистрали
Начался ремонт и ещё одной магистральной улицы — Циолковского. Длина ремонтируемого участка — 1,5 км. К настоящему моменту срезали дорожное полотно от кольца трубного завода до перекрёстка улиц Циолковского — Космонавтов.
— Подрядчик, фирма «Инфинити», готовится к фрезерованию второй части, — пояснил Павел Звонарёв. — Время выбираем так, чтобы избегать часа пик. Возможно, будем вести работы и ночью: жилые дома находятся на достаточном расстоянии от проезжей части. До 31 августа ремонт планируем закончить.
Безопасный тротуар
Вдоль областного стоматологического центра и поликлиники УМВД строят пешеходную дорогу. Она ещё без асфальта, но видно, что сооружение капитальное: с солидной подушкой из нескольких слоёв щебня и песка.
— Мы очень рады, что наконец приводят в порядок эту дорогу, — говорит жительница дома № 17 по улице Циолковского Ирина Здоровых. — Здесь на проезжей части были ямы такие, что невозможно объехать, машина будто проваливалась, скакала. Приятно и то, что приводят в порядок пешеходную зону — тут всегда была грязь. А теперь вот какой надёжный тротуар: широкий, с бордюрами.
Километры качества
За пять лет в Липецкой области:
более 2 800 км автомобильных дорог регионального и местного значения отремонтировано,
более 80 км дорог построено,
600 км автомобильных дорог отремонтируют в 2024 году.
В Липецке реконструированы важнейшие транспортные артерии: проспект Победы, улицы Баумана и 50 лет НЛМК, в Ельце капитально отремонтирована улица Коммунаров.
Машины без вредных выбросов
В Липецке обновляют не только дороги, но и транспорт. В прошлом году приобрели 55 новых автобусов. Потребность в них полностью закрыта. Сейчас средний возраст муниципальных автобусов — четыре года. Ещё несколько лет назад это казалось фантастикой.
— Все последние закупки были направлены на приобретение именно экологически чистого транспорта, — подчеркнул руководитель департамента транспорта мэрии Евгений Чекрыжов. — Автобусы ездят на компримированном природном газе. Вредных выбросов от них нет, метановое топливо не наносит вреда окружающей среде. Это условие федерального проекта «Чистый воздух».
— Работать на таком транспорте — одно удовольствие, — рассказывает водитель МУП «Липецкпассажиртранс» Олег Барбашин. — Я пришёл сюда 25 лет назад и знаю, о чём говорю. Автобусы лёгкие в управлении, дорогу держат хорошо, удобные и комфортабельные. Пассажиры часто говорят спасибо, а моральное удовлетворение в работе важно. Да и материально нас не обижают, зарплата достойная, получаем в районе 100 тысяч рублей.
Электрические автобусы
Каждый день на маршруты выходят 10 электробусов. Такой транспорт для Липецка пока в новинку, но, по словам водителей, пассажирам уже полюбился — многие горожане подгадывают время, чтобы прокатиться на «электрическом автобусе».
В городе для них установлены три специальных терминала: полностью аккумулятор заряжается за 10 минут. Заряда с запасом хватает, например, на два круга по маршруту № 5 — от «Кольца 9-го микрорайона» до «Стана-2000». А это 60 км.
— Электробус — самое лучшее транспортное средство из тех, на которых я работала, — признаётся водитель МУП «Горэлектротранс» Валентина Черешнева. — А стаж у меня 43 года, «рулила» и на троллейбусах, и на автобусах КамАЗ и ЛиАЗ. Все манипуляции произвожу, не выходя из кабины: и к зарядному терминалу подключаюсь, и зеркала регулирую джойстиком. Машина бесшумная, в салоне чистота и комфорт. Есть кондиционеры, разъёмы для зарядки гаджетов, видеокамеры. От пассажиров — одни благодарности. А для нас, водителей, это самое главное.
Заряд позитива
Липчане с восторгом встретили новые трамваи — красивые, как с картинки, с огромными окнами и массой удобств для пассажиров. Из 46 закупленных по концессии с ООО «Мовиста Регионы Липецк» современных вагонов пока на линию каждый день выходят шесть — они курсируют по маршруту от «Полиграфического комплекса» до «Памятника танкистам».
Остальные, выстроившись в ряды в трамвайном депо, ждут своей очереди. К концу года по новым рельсам побегут уже 24 вагона. А пассажиры на новом транспорте смогут доезжать до улицы Чехова в районе ЛТЗ. Все 46 трамваев начнут работать к концу следующего года — тогда, по условиям концессии, будут реконструированы 40,8 км путей, построят новую ветку длиной 5,2 км по улице Стаханова и реконструируют депо.
56% старых трамвайных путей демонтировано, 38% новых путей уложено к настоящему моменту
— Я живу напротив Октябрьского рынка, а работаю в торговом центре у въезда на Воронежское шоссе, — рассказала липчанка Татьяна Касимова. — Каждый день езжу на работу именно на трамвае. Мне нравится всё: их симпатичный современный внешний вид, удобные сиденья, прохлада в салоне. Прокатившись с утра на таком, получаешь заряд бодрости и позитива на весь день!
Текст: Марина Карасик
Фото автора