Она уверена, что даже в обычных буднях надо оставлять место для «оранжевой» мечты. Однажды вечером липецкая актриса Мария Калинина получила СМС: «Привет, ты понравилась продюсеру шоу «История на миллион» 16+». Она сразу поняла: это не шутка. Значит, кастинг пройден. Видео о театральном закулисье оценили на федеральном канале!
Инсайты для «Инсайта»
Её социальные сети привлекли внимание директора липецкого филиала продюсерского центра «Инсайт Люди» Юлии Масловой, которая искала блогеров в свою команду. После двух часов общения обе поняли: у «Инсайта» будет новый резидент.
— Это новая возможность для творчества, — отмечает Маша. — Отдел кастингов центра отсматривает наши профайлы и видеовизитки. И периодически приглашает пройти отбор в те или иные проекты. Собственно, так я и оказалась на ТНТ. Пришёл запрос на необычную весёлую историю. А у меня таких случаев очень много. Например, во время спектакля «Вслед за белым кроликом» 6+, где я играю Алису и бегаю по залу, артистку Калинину приняли за зрителя и попросили сильно не топать ногами. Я записала ещё пару закулисных анекдотов и отправила видео на кастинг. В итоге меня утвердили на съёмки.
Рецепт успеха
— К зданию студии «Главкино» подъехала заранее, — продолжает Маша. — Со стороны я, наверное, напоминала «улиточку с рюкзаком», куда положила несколько сценических костюмов, косметику. Даже удлинитель взяла, чтобы телефон подзарядить. По условиям на площадку можно было пригласить одного гостя — я позвала своего психолога.
Съёмки длились порядка трёх часов. Очень понравился Гарик Мартиросян как ведущий: он настоящий профессионал. Легко шутил, подхватывал фразы на лету и, конечно, делал комплименты. Меня попросили показать свой «гуттаперчевый» талант. И я дважды села на шпагат — прямо в студии. Не буду лукавить: где-то в глубине души рассчитывала, что могу выиграть главный приз. Но для меня всё-таки важнее было получить опыт и развитие.
В общем, если вы планируете где-то сниматься, рекомендую личный рецепт. Возьмите одного психолога, один зарядник, мешок одежды и немного шоколада. Овации обеспечены! Кстати, увидеть на ТНТ эфир со мной можно с 26 июля.
Серьги на удачу
— Многие артисты соблюдают определённые ритуалы перед выходом на сцену. Я бы не назвала свои привычки ритуалом. Просто у меня есть конкретный набор вещей для каждого спектакля. В «Доходном месте» это украшения — перстень и серьги, мамин подарок. Для «Вечеров на хуторе близ Диканьки» я крашу щёки исключительно губной помадой, а не пудровыми румянами. И мне важно выполнять эти правила.
Муся и Маруся
Неудивительно, что в своё время Маша решила продолжить творческую династию. Её мама — художник, мастер по росписи матрёшек. Папа служил в красноярском мим-театре «За двумя зайцами». Дедушка — поэт и писатель, брат — музыкант. Сама девушка с двух лет снималась в рекламе, хотела быть дизайнером интерьера, посещала телешколу. Но в итоге выбрала… сцену.
Калинка, Калинёк, Мэри — как только не называют её родные, друзья и подписчики в социальных сетях. Но только для близких она — Маруся, ведущая актриса домашнего кукольного театра. Он был её главным детским развлечением.
Дома Маша с семьёй разыгрывала целые представления, где на подмостках оживали лисички, слоники, мышки, Золотой петушок. Вместо телевизора были сказки, которые мама читала вслух. Хранила и поддерживала эту атмосферу любви и творчества маленькая игрушечная обезьянка Мусенька — домашний талисман ярко-оранжевого цвета, любимого в семье Калининых. Мартышка была настоящей проказницей: рассыплет «бусинки» на пасхальном куличе или что-то спрячет на дне аквариума. Маша верила в эти добрые истории и ещё крепче дружила с любимицей Мусей.
В поиске себя
Сниматься в рекламе будущая актриса начала в юном возрасте у лучшего главного режиссёра — отца. Пробовала себя в дизайне, но интерес к этому ремеслу, со слов девушки, полностью «убили» в инженерной школе. Потом были занятия в телестудии, где Маша освоила навыки монтажа и съёмки, поработала над техникой речи.
— Моя главная речевая проблема в том, что я очень тараторю, — признаётся Мария. — Из-за этого вылетают окончания, некоторые звуки. Да и в целом я человек, который постоянно куда-то спешит. Поэтому приходится работать над своей торопливостью.
Мельпомена, жди!
В 2015 году она, конечно, не знала, что со временем станет ещё и блогером. Но именно тогда завела канал на YouTube: 130 подписчиков в подростковом возрасте казались мощной фан-базой. Маша Калинина почти бессознательно двигалась по пути к будущей профессии — обучаясь в студии при мим-театре, посещая местный ТЮЗ, развивая социальные сети. «Буду актрисой — и точка», — решила Мария в 15 лет. А после школы поступила в Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского.
Талант и немного седины
Её любимая институтская роль в дипломном спектакле — Анфиса Петровна Обноскина, героиня повести Фёдора Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» 12+. Сыграть дородную женщину лет пятидесяти, ярко и безвкусно одетую, к тому же беззубую и полностью седую, — вызов для миниатюрной актрисы чуть за двадцать. Хотя сама артистка называет это перевоплощение стандартным учебным ходом.
— Я долго думала, как мне полностью «заседиться», — вспоминает Мария. — Мы обычно используем специальный грим на вазелиновой основе. Но это означало сказать «прощай!» моим длинным волосам. Гуашевые краски тоже не подошли. Лучший вариант в моём случае — спрей для декора серебряного цвета. Он дополнительно фиксирует причёску и со сцены смотрится натурально. Мне было интересно сыграть образ, максимально далёкий от себя и по внешности, и по характеру.
Во время учёбы в вузе она пробовала силы и в режиссуре: вместе с коллегами по курсу всего за три дня поставила отрывок по пьесе драматурга Виктора Понизова «Аз есмь тварь» 16+. С этой постановкой на конкурсном показе удалось занять 3-е место — по-хорошему «выстрелить». И получить одобрение профессионального жюри.
Пряник по-липецки
В Липецк начинающая актриса попала по воле случая. Незадолго до выпуска из вуза начала рассылать своё резюме. Московские театры с первой попытки убедить не удалось. Так девушка с сибирским характером и европейской внешностью отправилась покорять город металлургов. Как признаётся сама Мария, хотелось работать по-настоящему — «потеть под софитами» и ежедневно топтать сцену, чтобы развиваться в творчестве. Тогда, в августе 2022-го, думала, что липецкая история с драматическим театром ненадолго. А она продолжается уже третий год.
— «Репетиция — любовь моя», — говорил великий Станиславский. И я с ним полностью согласна, — подтверждает Мария. — Помню, как бежала на первую репетицию в Липецке, как знакомилась с труппой. И практически сразу же приступила к работе над спектаклем «Братишки» 16+ по Рэю и Майклу Куни. Это комедия положений, которая очень приглянулась зрителю. Текст пьесы я нашла заранее и знала, на какую роль могу претендовать. Я сыграла албанскую беженку из Косово Катерину, она попадает в дом семейства Кервудов. Некоторые фразы пришлось учить на национальном языке. Я специально смотрела интернет-видео с албанцами, слушала их говор и копировала интонации.
Когда я предлагала свои идеи и с некоторыми режиссёр спектакля Геннадий Балабаев соглашался, испытывала непривычные ощущения… Если в институте я привыкла к преподавательскому кнуту, то здесь почувствовала вкус липецкого пряника. А когда получила первую награду — диплом X фестиваля «В зеркале сцены» 12+ за роль Кати в спектакле «Отцы и дети» — послевкусие стало ещё приятнее.
Тонкие грани
Мария признаётся, что она перфекционистка. Когда спектакль заканчивается, ей важно почувствовать, чего не хватило для раскрытия образа. И добавить к следующему выходу на сцену новых красок, чтобы глубже понять своего персонажа.
— Даже если я играю отрицательную героиню, всё равно стараюсь её полюбить, — делится актриса. — В любой женщине есть черты и стервы, и спасателя, и жертвы. В большей или меньшей степени. Я считаю, что на сцене мы просто обнажаем свои внутренние грани. Вот, например, моя Юлинька из «Доходного места»… Она, как известно, вышла замуж за богатого человека, но это брак не по любви. Юлинька завидует сестре, которая живёт скромно, но с любимым мужем, поэтому провоцирует её и пытается манипулировать.
В реальной жизни я не такая, но мне было любопытно поработать и над этим образом. Через презрительную усмешку, вздёрнутый подбородок и надменность в голосе показать трагедию по сути одинокой женщины.
«Ракета» или «воробушек»?
Целеустремлённая? Да. Эмоциональная? Тоже. «Чумовая ракета» и «железная кнопка», как её называли в детстве на занятиях по художественной гимнастике. Но при этом доверчивая и ранимая, как «воробушек». Когда сценические маски сброшены и спектакль окончен, она снова возвращается к себе самой. Эти переходы иногда даются непросто: несколько лет подряд Маша работает с психологом, что позволяет лучше и проще общаться с людьми, понимать их. А также своё «я».
— Мне очень важно психологически разгружаться, — уточняет девушка. — В конце рабочего дня прийти домой, включить обзор фильма. Или послушать полезный подкаст.
«Апельсиновая» мечта
Она не привыкла планировать даже на пару дней, потому что у творческого человека всё может измениться в любую минуту. Называет себя девушкой взбалмошной, которая может и с парашютом прыгнуть, и с «тарзанки».
Она не относит себя ни к какому типу личности, в шутку называя экстравертным интровертом. А в плей-лист телефона, как настоящий меломан, добавила музыкальный коктейль: песни группы «Кровосток», Гарика Сукачёва и симфонии Чайковского. У неё своё мироощущение, ведь вчерашний день был неделю назад — и никак иначе.
Она уверена, что даже в обычных буднях, при чётком графике нужно оставлять место для мечты. У кого-то она голубая — несбыточная. У моей героини однозначно оранжевая.
— Я хочу перевезти свою семью к морю, — делится Маша. — В очень красивый дом с садом, где обязательно будут расти апельсины. Сочные, яркие, золотистые. Ветки деревьев будут свешиваться прямо на подоконник. Родители будут срывать их и делать свежевыжатый сок. А я — поддерживать этот уровень комфорта. Возможно, на расстоянии. Но точно буду на связи — для сохранения «оранжевого» уровня настроения в своей семье. И сыграю ещё не одну «миллионную историю». Может быть, она попадёт на «Оскар»?
Текст: Елена Мещерякова
Фото: архив героини, архив «Первого номера»
Видео: ТНТ, страница Марии Калининой в соцсети