Так называлась Всероссийская стратегическая сессия, на которой собрались липчане и гости из 72 регионов страны. Гости приехали посмотреть, а наши чиновники показать новые механизмы и технологии взаимодействия между человеком и государством, когда человеку нужна от государства помощь. Таких механизмов и технологий в России, и в Липецке в том числе, сегодня много. Липецк вообще считается в этом отношении передовым регионом.
Липецкая область — в передовиках
— Зачастую новые подходы во взаимодействии человека и государства придумывают и реализуют сначала здесь, а потом они тиражируются по всей стране, — говорит директор практики инноваций в социальной сфере АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и модератор стратегической сессии Андрей Капалин.
— В сфере взаимодействия государства и человека в других регионах много чего нет или нет в таком качестве, как у нас, — рассказывает Игорь Артамонов. — Каждый раз, когда к нам приезжают высокие руководители, они говорят: «Хорошо бы было, чтобы жители других субъектов познакомились с вашим опытом». Вот сегодня специалисты из других регионов и знакомятся с нашим опытом, а нас, конечно, интересует их опыт.
Глаза могут разбежаться
Липчане познакомили гостей с огромным количеством собственных разработок и новаций, которые повышают эффективность и комфорт при получении государственных услуг. Это и Центр молодёжной карьеры, и подростковый центр «Выше крыши», и штаб-квартира проекта «Липецкое долголетие», и объединение МФЦ, центра социальной защиты и офиса «Работа России» под одной крышей, и мобильное приложение «Социальный контракт», и цифровая платформа «Патронаж», и так далее. Для примера мы расскажем о двух проектах.
Учесть интересы каждого
На стратегической сессии много говорили о проблеме обеспеченности экономики региона квалифицированными кадрами. Губернатор между прочим заметил: «для привлечения работников предприятиям стоит пересмотреть зарплаты в сторону повышения». Но и со своей стороны, учитывая интересы собственников, власть добилась переопределения набора в колледжах и училищах в пользу тех профессий, на которые есть дефицит у работодателей.
В общем, в регионе серьёзно занимаются подготовкой кадров для реального сектора экономики. В своё время в Липецкой области появилась идея заняться карьерным продвижением подрастающего поколения. У нас создали единственный в России Центр молодёжной карьеры.
Думаешь о будущей профессии — приходи к нам
Этот проект поддержали в Министерстве труда и социальной защиты. По словам вице-губернатора Ольги Белоглазовой, те, кто занимается этим проектом, пока только нащупывают, как это должно быть. Главное звено этого изобретения — профессиональная ориентация школьников, хотя Белоглазова не исключает, что центр будет полезно посещать и студентам первых курсов вузов и ссузов, которые нередко ещё не окончательно выбрали свою дорогу в жизни.
— За месяц в этом центре мы можем принимать порядка 3 тысяч школьников и студентов, — говорит Белоглазова. — Меня часто спрашивают, приходят они туда сами или нет. Я не буду ничего придумывать. Пока по собственной инициативе дети туда не идут. Поэтому мы взаимодействуем с педагогами, и они помогают нам формировать поток посетителей этого центра. Когда ребёнок туда приходит, его тестируют, смотрят, какая профессия ему подойдёт, и возят на экскурсии по нашим предприятиям. Губернатор придумал этому центру хорошее название — краеведческий музей. Только там дети узнают не о природе и исторических достопримечательностях родного края, а о предприятиях и профессиях, которые могут стать источником их доходов.
Есть платформа — нет проблем
Некоторое время назад липецкие специалисты специально для того, чтобы помогать участникам СВО и их семьям, внедрили платформу «Патронаж», а потом к ней стали подключать многодетные семьи, людей серебряного возраста, беременных женщин — всех, одним словом, кто нуждается в помощи и поддержке государства. Платформа работает круглосуточно и без выходных.
Раньше было так: вы, например, от кого-то услышали, что вам полагаются какие-то льготы или выплаты, и не знаете, у кого спросить, правда это или нет. Сейчас всё просто. У вас, например, многодетная семья и время от времени для вас появляются какие-то новые выплаты. Вам, конечно, как и раньше, сложно следить за всеми новостями, но, если у вас есть платформа «Патронаж», вам будут постоянно сообщать обо всех нововведениях, которые вас касаются. Если вы что-то не поняли или решили что-то уточнить, вы можете заказать звонок своему куратору, он вам перезвонит и всё разъяснит.
Людям старшего поколения приходит информация о том, какие, где и когда проводятся интересные для них мероприятия, как вести здоровый образ жизни, как и когда пройти диспансеризацию, какие льготы им полагаются и даже прогноз погоды. В последнее время к платформе всё чаще стала подключаться молодёжь. Выпускники университетов, институтов и колледжей с помощью «Патронажа» ищут и легко находят работу.
В феврале этого года Игорь Артамонов рассказал о платформе «Патронаж» на форуме национальных достижений «Социальная политика в интересах детства». И, как он писал в своём Telegram-канале, платформой сразу заинтересовались 50 регионов.
Запрос — ответ
Сегодня к «Патронажу» уже подключены 57 тысяч жителей области. С тех пор, как эту платформу запустили, через неё обработали 47 тысяч запросов, и на 98% они были удовлетворены. Использование «Патронажа» в связке с другими механизмами привело к тому, что сроки назначения различных выплат сократились с 21 до 5 дней.
Цифра пока всё не заменит
Если говорить вообще о цифровизации отношений человека и государства, то на этом пути пока не только значительные подвижки и победы, но и сложности.
— У нас есть очень серьёзный барьер с точки зрения цифровой грамотности населения, — говорит вице-губернатор Сергей Курбатов. — Мы действительно один из регионов с, наверное, лучшим доступом к интернету. Когда мы говорим о пользователях, для которых делаем все эти сервисы, нам представляется молодой человек, у которого несколько смартфонов, который живёт в городе и вообще всё, что касается цифры, знает и умеет. Но нет. Очень большая часть наших клиентов — это люди, которые предельно далеки от цифровизации.
Поэтому, как говорится в пресс-релизе, распространённом пресс-службой управления социальной защиты, несмотря на бурное развитие цифровых сервисов, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг и центры занятости по-прежнему остаются важнейшим каналом взаимодействия граждан и органов власти.
Не хуже, чем в Москве
На второй день сессии гостям Липецка показали самый крупный в регионе флагманский МФЦ и Центр «Работа России». Недавно здесь многое изменили, улучшив условия предоставления услуг.
В первую очередь внимание гостей обратили на то, что количество рабочих мест в секторах пользовательского сопровождения увеличилось с 25-ти до 120-ти. С 17-ти до 40 увеличилось количество мест для получения услуг в электронном виде. Тут же работает 17 окон приёма Центра занятости. В общем, говорят, что условия во флагманском МФЦ не уступают условиям московских центров Государственных услуг.
Одни лечат, другие ухаживают
Другим местом, где побывали участники сессии, стала Липецкая областная клиническая больница. Там, как, впрочем, ещё в нескольких медучреждениях города, в рамках совместного проекта облздрава и управления соцполитики работают сегодня не только врачи, но и персонал соцзащиты. Гостям рассказали, что этот проект оказался очень востребованным. С одной стороны, соцработники выявляют среди пациентов тех, кто нуждается в предоставлении социальных услуг. С другой, — медработникам не надо теперь бросать свои дела и выполнять непрофильную работу: помогать, например, немощным пациентам добраться домой или просто лечь на кровать в стационаре.
Всё, что изобрели в Липецкой области, чтобы упростить взаимодействие человека и власти, гости оценили очень высоко, и, как можно было судить из их выступлений, будут внедрять в своих регионах.
Очереди — в прошлом
Игорь Артамонов, губернатор Липецкой области:
— Липецкая область стала площадкой для всероссийской стратегической сессии «Создаём будущее вместе». Очно и в формате видеосвязи регионы России познакомились с нашим опытом создания сервисов для жителей и про жителей. Таких, чтобы без бюрократии и потерянного времени. Быстро и с результатом. Вот только несколько примеров, которые сейчас внедряют по всей стране: «Патронаж» и «Соцконтракт».
А ещё мы одними из первых объединили МФЦ с соцзащитой и центром «Работа России». Теперь можно получить больше 400 услуг в одном месте — на площади Победы в Липецке. Вспомните, сколько мы раньше стояли в очередях только за одной справкой. Потерянное впустую время лучше не считать. Оно в прошлом. Теперь можно оформить льготу, найти работу, получить выписку, — хоть всё вместе — и всего за пару часов!
Довольные клиенты
Всего МФЦ принимает 2 млн обращений в год. Как показывают исследования лаборатории (работающей на площадке Аналитического центра при правительстве), в которой тестируют государственные услуги и сервисы на предмет их удобства для пользователей, 99,8% клиентов удовлетворены работой этого учреждения.
Текст: Виктор Унрау
Фото: управление социальной политики Липецкой области