Спортсменка завоевала на Играх Брикс две медали: золотую и серебряную.
После триумфального выступления липецких гребцов в Казани мы встретились не только со спортсменом, взявшим первое золото для российской сборной, Иваном Кладовым. Но и с очаровательной Екатериной Севостьяновой: у спортсменки сразу две медали. Золотая и серебряная. Предоставляем слово нашей успешной гребхиче.
Три стороны медали
Я всегда знала, что буду заниматься греблей. Это был просто вопрос времени. Я училась в 5-м классе, когда к нам пришла тренер спортшколы по гребле. Но тогда мне сказали, что я ещё мала. А я была уже настроена. Но приняли меня только через три года.
Благодаря характеру и упорству в 2013 году, когда мне было 15 лет, меня приняли в сборную России, и с тех пор я в ней. Быть в сборной — это престижно. Получать каждый год медали — это действительно состояние эйфории — награда за мой труд. У медали есть две стороны, а у меня их три.
Первая — признак достижения. Вторая сторона — меня никогда нет дома. Моя младшая сестра выросла без меня: окончила школу, поступила в университет. Я пропустила все сладкие моменты юности не только свои, но и сестры. Третья сторона моей медали — благодаря спорту я объездила полмира. Училась бы как среднестатистический ребёнок, — у меня не было бы таких возможностей. То, о чём многие читают в книгах, я видела в реальности.
Взрослые дети
Мама изначально знала, что я пойду по этой дороге, а вот папа долго сопротивлялся принять дочь-гребчиху. Запрещал ходить на тренировки, говорил, что в школе скачусь на тройки.
Но дети-спортсмены отличаются от обычных детей. Они быстрее развиваются, с малых лет понимают, что не просто так всё в жизни даётся. Спорт с ранних лет закаляет характер. Взрослеешь раньше своих сверстников. Несмотря на то, что мне было всего 11–12 лет, я поступала по-своему. У отца не было выбора: пришлось принять дело дочери. Только изредка он приговаривал: «Катя, ну ты хоть школу закончи».
Я училась в трёх школах Липецка: № 63, 66 и 38. Практически на самостоятельное обучение я перешла ещё в 7-м классе. Основные сроки экзаменов накладывались на даты соревнований. Одноклассники скидывали мне задания, и между тренировками я грызла науки. От папы мне достался математический склад ума: в школе я любила алгебру, геометрию и всё, что связано с анализом. Думаю, что именно эти врождённые навыки и позволили учиться легко. В 11-м классе всё же пришлось с репетиторами позаниматься, чтобы закончить школу хорошо.
Мама была очень удивлена: «Как ты сдала». А папа до сих пор переживает: «Когда закончишь греблю? Что такое гребля? А ничего!». Но когда он слышит нашу фамилию в новостях, говорит: «Молодец!».
Гены решают
Я из спортивной семьи. Мама занималась теннисом, дедушка — тяжёлой атлетикой, бабушка — мастер спорта по велоспорту. Вот только папа отношения к спорту не имел.
Но главной моей судьбоносной звездой стала моя тётя. Заслуженный мастер спорта по академической гребле, участница Олимпийских игр 1996-го и 2000-го годов, двукратный бронзовый призёр чемпионата мира, двукратный серебряный призёр чемпионата Европы Валерия Стародубровская. В середине девяностых — начале нулевых имя этой спортсменки гремело на весь мир. В начале моей карьеры она просила не афишировать нашу родственную связь и говорила: «Добивайся всего сама!» Помогала она мне только советами в трудные времена. Сейчас, конечно, она мной гордится.
Я всегда тянулась за Валерией, она для меня эталон. Такой путь прошла. Она смогла, значит, я тоже смогу. А ещё у меня на весле есть надпись Kati: Катиˊ именно с таким ударением меня зовёт тетя.
Двигаясь в одном ритме
Синхронно двигаться и быть в одном ритме с партнёрами — это 90% успеха. Синхронизация либо приходит со временем, либо нет. При этом можно быть друзьями в жизни, но в лодке — чужими людьми. А бывает наоборот, когда девочки не дружат на суше и вообще не общаются, а садятся в лодку и становятся одним целым. С девочками, с которым мы выиграли первое золото на играх БРИКС-2024, мы знакомы давно. Начинали сидеть в лодке еще в юниорский период. Валентина Плаксина, Марина Рубцова, Екатерина Глазкова — моя вторая семья. С ними же мы стали чемпионками, но уже в восьмёрке.
А с Катей Глазковой взяли серебро в «двойке».
Голодные игры
Мой последний международный старт был в 2021 году на чемпионате Европы, где я взяла две бронзы. После этого мы продолжали готовиться к международным соревнованиям. Но ситуация в мире изменилась. Мы до последнего ждали, что сможем участвовать в Олимпийских играх-2024, но увы, этого не случилось.
Игры БРИКС стали настоящей отдушиной для меня. Я действительно изголодалась по соревнованиям такого уровня. В этом году игры БРИКС стали самыми грандиозными с момента их создания. Значительно расширился список видов спорта, и в программу вошла академическая гребля. Организаторы постарались сделать эти игры альтернативой Олимпийским.
Сладкое чувство Победы
Все свои победы в первую очередь я посвящаю тренеру. Если бы не он, не было бы ничего. Поддержка родителей неимоверная. В видеотрансляциях на награждениях я всегда им шлю воздушные сердечки. И, конечно, меня мотивирует на победы любовь. Благодарю за поддержку моего любимого человека Максима (Максим Жевлаченко, победитель игр БРИКС-2024 в двойке парной, академическая гребля. — Прим. авт.). Он терпит все мои истерики, когда у меня кортизол поднимается выше гор. А иногда, наоборот, когда нужно, подкидывает дров, чтобы разжечь мой огонь перед соревнованиями. Он тоже гребец, поэтому чётко знает, что мне нужно в данный момент.
Достижения
Победительница чемпионата России по гребле-индор, 2023 год
2-кратный бронзовый призёр чемпионатов Европы, 2019 и 2021 годы
Бронзовый призёр чемпионата мира, 2018 год
Победительница чемпионата Европы, 2018 год
Бронзовый призёр этапа Кубка Мира, 2018 год
2-кратный серебряный и 2-кратный бронзовый призёр ЧМ до 23 лет, 2014, 2015, 2016 и 2017 годы
Обладательница рекорда гребного канала в Крылатском на 2 км в составе восьмёрки с рулевым
А что дальше?
Игры БРИКС и анонсированные Всемирные игры дружбы продлят мою спортивную жизнь. Но морально я уже буду готова выйти из игры. Спорт — это прекрасно, но есть реальная жизнь. Спортсмены на самом деле люди асоциальные.
За нас готовят, убирают, мы не общаемся с чужими людьми. Вот нас есть 30 сборников, мы сидим в своём вакууме и знаем, как общаться друг с другом. Поэтому мысль, что не сможешь адаптироваться в социуме, очень пугает.
Сейчас я уже думаю о том, чтобы пойти учиться дальше. Мне интересен спортивный менеджмент, логистика спортивная, нравится, как работают начальники команд. Представляю себя и в бизнесе. Мечтаю открыть маленькую кофейню в историческом центре Липецка. Уютненько посидел, абстрагировался и ушёл в мир хаоса творить свои дела. Пока думаю, где в будущем мне бы хотелось жить и что я буду делать дальше.
Текст: Елена Каргашина
Фото: личный архив Екатерины Севостьяновой, пресс-службы правительства Липецкой области, управление физической культуры и спорта региона, «Центр спортивной подготовки», Федерация гребного спорта РФ