30 сентября выходит авторский короткометражный фильм «Виктор» 18+ начинающего липецкого режиссёра. Это история о бездомном, который находит счастье даже в самые трудные моменты жизни. Фильм будет участвовать в двух международных кинофестивалях: «Белые ночи фильм фестиваль» и «Крылатый барс». О подробностях дебюта Егор Миронов рассказал в эксклюзивном интервью «Первому номеру».
Кино про каждого из нас
— О чём твой фильм?
— Главная идея фильма — это демонстрация быта людей, ведущих, подобно главному герою, асоциальную жизнь. А цель моего кино — обратить внимание публики на то, сколько всего прекрасного происходит вокруг нас, чего мы даже не замечаем. У меня у самого есть такая проблема: я не ценю то хорошее, что у меня есть. И думаю, что многим из нас присуща подобная черта. Так уж устроена человеческая природа. Кроме того, учитывая, сколько души я вложил в создание фильма, конечно, это кино в определённом смысле и обо мне. За время его съёмок мне удалось встретиться с разными людьми, которые потеряли смысл жизни, потеряли в себе своего внутреннего ребёнка, но всё равно умудрялись оставаться счастливыми.
— Как тебе пришла эта идея?
— Идею, как ни странно, мне подкинул мой знакомый. Ещё в школе он предложил мне поучаствовать в съёмках любительской короткометражки, так как на тот момент я немного разбирался в операторской работе. Помню, что мы тогда очень сильно загорелись, но дальше разговоров дело не пошло. Затем, после девятого класса, я ушёл из школы. Поступил в Липецкий колледж индустрии сервиса. Выбрал направление «Реклама». И так получилось, что идею о фильме мне пришлось отложить в дальний ящик. Периодически я вспоминал об этой задумке, продолжал набрасывать сценарий, изменял его и постоянно дополнял концепт фильма. Уже на втором курсе колледжа мне захотелось наконец-то реализовать имеющийся на тот момент сюжет, конечно, уже своими силами и со своими смыслами. И вот примерно год назад я начал съёмки, которые длятся по сей день.
За свой счёт
— Какой был бюджет?
— Как такового цельного бюджета не было, его формирование происходило постепенно и полностью из моих средств. Свои же средства я зарабатывал, преподавая фотосъёмку. На вырученные деньги покупалось разное оборудование для записи и реквизит. Помогали люди, отдавали бесплатно вещи, которые мне нужны были для съёмок. Например, инвалидную коляску. А люди… некоторые актёры работали за идею. Несмотря на сильную экономию, невозможно снять какой-либо проект за бесплатно. Общая сумма затрат вышла в районе 30 000 рублей.
Счастье вопреки
— Главный актёр в фильме — человек, который в реальности находится в трудной жизненной ситуации, как так получилось?
— Да, фильм назван его именем — «Виктор» 18+. Когда я искал актёра по городу, то встретил его, человека, идеально подходящего на главную роль за счёт своей фактурности. Он выглядел словно оживший герой моего сюжета, в глаза сразу бросился его довольно колоритный образ: седая длинная борода, взъерошенные волосы, одна перчатка и леденец на палочке в руке. Как только я немного с ним поговорил, он, не раздумывая, согласился сняться в моём фильме. И чем больше я проводил с ним времени, тем сильнее понимал, насколько же он по-своему счастливый человек. Возможно, жизнь повернулась к нему спиной… Пару лет назад у него был инсульт, по этой причине он не чувствует ног и передвигается с очень большим трудом. Кроме того, теперешний образ жизни Виктора крайне деструктивен. Лучше всего это видно на примере квартиры, в которой его приютил знакомый. Я приходил туда для съёмок: там такой беспорядок, что только сам Виктор ориентируется в этом жилище, а постороннему человеку там будет очень непривычно. В этой квартире свет давно обрубили, горячей воды нет, но при всём этом Виктор — один из самых счастливых людей, которых я видел.
— Он сам себя считает счастливым?
— Виктор прекрасно всё осознаёт и понимает своё положение. Но он получает удовольствие от жизни. Представляете, главная радость для него — это не роскошный особняк или машина, а всего лишь возможность покормить кота, к слову, с очень оригинальным именем — Кот. Он проводит дни напролёт, разгуливая по городу и коллекционируя пачки сигарет. А недавно у него вообще поселился голубь, который просто взял и случайно залетел к нему в окно, решив тут же и остаться. Теперь Виктор ухаживает за ним. Мой фильм будет отражать похожую идею: ведь что главного героя фильма, что его реального прототипа все считают чудаками и не видят в них чего-то большего. А я вот, поработав с Виктором, могу заявить, что он отличный рассказчик. Как режиссёру мне очень нравится красочно визуализировать истории из его жизни, которыми он делится. Они пестрят подробностями и так завораживают, что я с головой погружаюсь в них, хоть и понимаю, что практически все его рассказы — не более чем выдумки.
Почти барон Мюнхгаузен
— В чём проявляется его талант рассказчика?
— Я помню каждую из его историй. Он рассказывал их с такой искренностью и эмоциональностью, что позавидовал бы любой актёр. Эти рассказы — о разных случаях из его жизни. Всё это лично у меня вызывает очень сильную ассоциацию с бароном Мюнхгаузеном.
— Можешь рассказать какую-нибудь?
— Про его службу в армии. Повторюсь, это всё лишь с его слов. История произошла на территории военного городка, состоящего из зданий сталинской застройки. Во время службы за Виктором сразу закрепилась репутация сорвиголовы, отчаянного человека, готового пойти на любую авантюру. Все вокруг это понимали, начиная от рядовых, заканчивая высшими чинами. Как-то ночью Виктора разбудил майор, сообщив ему о чрезвычайном происшествии: их генерал застал свою жену за изменой, убил её и забаррикадировался в квартире, откуда стал стрелять по проходящим мимо солдатам. Виктору было предложено поехать со штурмовым отрядом и помочь уговорить генерала сдаться. Он согласился, и его отвезли на место. На лестничной площадке провели инструктаж, повесили за спину карабин и сказали, что квартира генерала находится этажом выше. Виктор отправился на переговоры в одиночку, нужная ему дверь не открывалась, и тогда он решил её выбить. Не рассчитав силы, он снёс дверь вместе с петлями, упал и вырубился. Когда же очнулся, то увидел летящие над ним пули, испугался, снял свой карабин и сделал выстрел вслепую. Подняв голову, увидел убитого генерала. На звук сбежалась вся остальная группа.
Погрузиться в процесс
— Можно ли сказать, что твой фильм документальный?
— Это не документальное кино, оно не нацелено на достоверное и точное отражение всех аспектов жизни Виктора, это сугубо субъективное видение автора. Однако зритель сможет погрузиться в быт таких необычных людей. Он сможет взглянуть на привычный ему мир под совсем другим углом, потратив на это всего лишь 20 минут.
— Какие были сложности в процессе съёмок?
— Сначала было сложно найти актёра. Примерно на этом же этапе начались проблемы со съёмками в общественных местах, нужно было бегать и получать массу разрешений. Позже началась текучка съёмочной группы. По факту это получился сольный проект, где я и жнец, и на дуде игрец. И это оказалось очень непросто, моментами хотелось всё бросить.
— Что было сложнее всего снимать?
— С точки зрения организации сложнее всего было снимать сцену с балериной, так как в ней было задействовано большое количество людей. Приходилось очень долго планировать графики, договариваться. Должны были сойтись звёзды, чтобы все люди оказались свободны. Съёмки переносились три раза, то из-за непогоды, то из-за болезней. Здесь же пришлось изрядно побегать за гримёрами, актёрами второго плана, что тоже очень сильно выматывало. Однако это всё касалось процесса организации. Что было сложно сделать технически, так это снимать вблизи липецкого автовокзала. В связи с началом СВО было очень много ограничений, почему-то запрещалось снимать на камеру, но при этом разрешалось на телефон, одни люди нам давали разрешение на съёмку, потом приходили другие и запрещали, было много непонятных ограничений, принцип которых, видимо, так до конца никто и не понимает.
Первый шаг
— Планируешь ли ты идти со своим фильмом на кинофестивали?
— Да, планирую. А я не вижу смысла не идти, нужно же, наоборот, показывать себя, это мой дебют. К тому же сейчас проводится масса международных фестивалей, не требующих для участия финансовых трат. Из подобных пока что я выбрал для себя «Белые ночи» в Санкт-Петербурге и «Крылатый барс» в Казани.
— Собираешься в большое кино?
— Начиная с самого детства я хотел снимать фильмы, поэтому, определённо, — да, планы есть. Сейчас я отснял короткометражку, и это здорово. Я сделал первый шаг на моём длинном пути. Считаю, что главное — это упорство и целеустремлённость, не останавливаться и пробовать себя, набираться опыта, а не просто лежать и мечтать, вечно откладывая свои идеи на потом.
— Что тебя вдохновляет?
— Во время создания сюжета для «Виктора» 18+ я был под сильным впечатлением от таких фильмов, как «Голова-ластик» 18+ (1977) Дэвида Линча и «Винсент» 16+ (1982) Тима Бёртона. Мне очень нравится авторское кино, когда творцов не ограничивают продюсеры и киностудии, когда они не гонятся за деньгами и стремятся любой ценой воплотить свои задумки и идеи.
— Не хотел бы попробовать себя кем-то ещё в рамках киноиндустрии?
— На самом деле мне интересны все процессы и аспекты, связанные с кинопроизводством, но в первую очередь я бы не отказался попробовать себя в роли актёра. Ну и, конечно, учитывая мой бэкграунд работы с камерой, безусловно, был бы не прочь оказаться на съёмочной площадке в роли оператора.
— С кем из великих деятелей кино ты бы хотел поработать и почему?
— Это очень трудный вопрос, если отвечать на него серьёзно. Конечно, мне хотелось бы поработать с любым великим деятелем кино, будь он из России или из заграницы. Есть такие люди, чьи заслуги в киноиндустрии просто невозможно отрицать. Это не только режиссёры и актёры, но и композиторы — Ханс Циммер, Анджело Бадаламенти, операторы — Георгий Рерберг, Эммануэль Любецки, сценаристы — Аарон Соркин, братья Коэн. Работа с каждым из них для меня была бы большой честью.
Текст: Ярослав Чистяков
Фото: личный архив героя, кадры из короткометражки