Зелёный для трамвая

Зелёный для трамвая

Движение по реконструированному маршруту открыто. Чтобы от остановки «Полиграфический комплекс» дойти до «Памятника танкистам», трамваю требуется 21 минута с учётом посадки-высадки пассажиров. Начало движения  5:00, окончание  23:00. Интервал  девять минут. На линию выходят шесть вагонов.

Только плюсы

В четверг, когда новые трамваи вышли на маршрут, горожан на остановках не было  пока не привыкли. Первыми пассажирами стали сотрудники МУП «Горэлектротранс». Настроение у всех приподнятое.

 Для нас сегодня просто праздник,  призналась липчанка Марина Вдовченко.  Одно время ходили слухи, что трамвай вообще уберут из города. Мы, конечно, волновались. Решение оставить этот вид транспорта очень правильное. Экологичный, красивый, удобный для людей  у него нет минусов, только плюсы.

Спасти липецкий трамвай помогла концессия. Соглашение было подписано два года назад, как раз в канун 75-летия предприятия. Липецк вошёл в число десяти городов, модернизацию городского электротранспорта в которых одобрило правительство страны. Сумма инвестиций  14,5 млрд рублей. На эти средства комплексно обновят подвижной состав и трамвайную инфраструктуру.

 Я нисколько не преувеличу, если скажу, что сегодняшнее событие для города  историческое,  отметил директор МУП «Горэлектротранс» Александр Алынин.  Пришлось приложить невероятные усилия, но в итоге всё получилось. Особенно радует, что всё сделано с мыслью об удобстве пассажиров. Вагоны комфортабельные, низкопольные  ими без проблем воспользуются и мамочки с колясками, и люди с ОВЗ. Прислушайтесь: трамвай идёт почти без стука. Это благодаря новой технологии укладки путей. В России действуют высокоскоростные трассы, по которым курсируют «Сапсаны» и «Ласточки». Мы уверены: у нас такая же или даже лучше.

Две тысячи швов

Модернизацию трамвайной системы в Липецке проведут в шесть этапов. Пока что демонтировали 21 км и уложили 13,7 км новых рельсов. Длина ветки от депо до памятника танкистам  9,2 км. Её построили меньше чем за год.

 В ходе этого этапа на стыках рельсов сделано 1 920 швов,  объяснил генеральный директор ООО «Группа Мовиста» Алексей Зотов.  Особых, с использованием современной бесшовной технологии сварки. Фактически у нас получилась одна длинная рельса. Работать по путям, которые были уложены давно, очень сложно. Мы бережно подходили к существующей инфраструктуре: сохраняли то, что можно использовать, меняли то, что пришло в негодность. Так как работали в городских условиях, старались причинить жителям меньше дискомфорта, действовать быстрее. Изначально планировали построить все ветки и лишь потом запустить вагоны по всем маршрутам, разом. Но потом решили, что будет правильнее не ждать конца следующего года, а открыть для пассажиров этот маршрут. Успели до Дня города. Получается, сделали липчанам вот такой подарок.

Любовь к трамваям

Пассажиры удобство новых вагонов оценили уже в день пуска. Четырёхлетний Лёва Белослудцев пришёл специально  с папой и игрушечным котом Басиком.

 У него какая-то невероятная любовь к трамваям,  улыбается папа мальчика Александр.  Мы постоянно с ним катались по старой ветке, а теперь, чувствую, будем частыми гостями и на новой.

Лёва рассказывал обо всём, что видит, Басику. Согласился пообщаться и с «Первым номером». Сообщил, что знает разные модели электротранспорта, например «Татру» и «КТМ». Знает, какие вагоны больше, какие меньше, и чем ещё они различаются:

 У «Татры» двери складываются, а у «КТМ» разъезжаются!

Первым трамваем, вышедшим на маршрут, управляла Валентина Гончарова  водитель первого класса.

 Это заслуженный работник, наставник, учит молодых. Всегда принимает участие в соревнованиях по профмастерству и занимает высокие места,  так отрекомендовала коллегу председатель профкома предприятия «Горэлектротранс» Ольга Жукова.

Своё мастерство Валентина Валентиновна доказала на деле: на одном из автомобильных переездов на рельсы выехал джип. Водитель даже не смотрел по сторонам: видимо, привык, что трамваи пока не ходят. Вагоновожатая вовремя заметила опасную ситуацию, плавно снизила скорость и привела автолюбителя в чувство резким звонком. Тот сдал назад, удивлённо глядя на вагон.

Выбирай отечественное

Ехать в новом трамвае производства Усть-Катавского завода комфортно: на улице за тридцать градусов, а в салоне  приятная прохлада от кондиционеров. Просторно, сиденья удобные. Тут размещены 32 кресла, а полная вместимость вагона  170 человек. Есть светодиодная подсветка.

Кстати, перед открыванием дверей по их периметру загорается зелёный контур, перед закрыванием  красный. Двери оборудованы функцией антизажима. Если внезапно отключат электричество, до трёх километров вагон может пройти на автономном ходу. Гарантийный срок службы таких трамваев  30 лет.

 Обратите внимание: трамвай оснащён системой кругового обзора, благодаря которой водитель может беспрепятственно наблюдать за всем происходящим во время движения,  пояснил председатель транспорта мэрии Евгений Чекрыжов.  Удобно контролировать открывание и закрывание дверей, процесс выхода-входа пассажиров.

Эксперты оценивают эти трамваи из Усть-Катава как достойных конкурентов иностранным аналогам. Они сопоставимы по качеству, техническому наполнению и опциям. Уровень шума у них ниже, скорость выше, а цена гораздо привлекательнее.

Что дальше

В следующем месяце подрядчик приступит к реконструкции ещё одного участка трамвайной сети  маршрута «Кольцо 9-го микрорайона  Центральный рынок».

 К концу этого года пассажиры поедут по ещё одному обновлённому маршруту: от кольца 9-го микрорайона через Октябрьский мост к улице Чехова в районе Тракторного,  рассказал директор компании «СтройСервис» (генподрядчика концессионера) Константин Кузнецов.  Это даст возможность связать новые микрорайоны Липецка с промышленным Левобережьем. А к новой линии, по Катукова  Стаханова, мы приступим в начале следующего года.

К концу 2025 года

40,8 км трамвайных путей реконструируют в Липецке.
5,2 км построят новых трамвайных путей от улицы Катукова по улице Стаханова до Воронежского шоссе. Отремонтируют депо и модернизируют контактную сеть.
Окончание работ намечено на конец 2025 года.

Текст: Марина Карасик
Фото: Александра Пастушенко
Видео: пресс-служба администрации города Липецка