Движение по реконструированному маршруту открыто. Чтобы от остановки «Полиграфический комплекс» дойти до «Памятника танкистам», трамваю требуется 21 минута с учётом посадки-высадки пассажиров. Начало движения — 5:00, окончание — 23:00. Интервал — девять минут. На линию выходят шесть вагонов.
Только плюсы
В четверг, когда новые трамваи вышли на маршрут, горожан на остановках не было — пока не привыкли. Первыми пассажирами стали сотрудники МУП «Горэлектротранс». Настроение у всех приподнятое.
— Для нас сегодня просто праздник, — призналась липчанка Марина Вдовченко. — Одно время ходили слухи, что трамвай вообще уберут из города. Мы, конечно, волновались. Решение оставить этот вид транспорта очень правильное. Экологичный, красивый, удобный для людей — у него нет минусов, только плюсы.
Спасти липецкий трамвай помогла концессия. Соглашение было подписано два года назад, как раз в канун 75-летия предприятия. Липецк вошёл в число десяти городов, модернизацию городского электротранспорта в которых одобрило правительство страны. Сумма инвестиций — 14,5 млрд рублей. На эти средства комплексно обновят подвижной состав и трамвайную инфраструктуру.
— Я нисколько не преувеличу, если скажу, что сегодняшнее событие для города — историческое, — отметил директор МУП «Горэлектротранс» Александр Алынин. — Пришлось приложить невероятные усилия, но в итоге всё получилось. Особенно радует, что всё сделано с мыслью об удобстве пассажиров. Вагоны комфортабельные, низкопольные — ими без проблем воспользуются и мамочки с колясками, и люди с ОВЗ. Прислушайтесь: трамвай идёт почти без стука. Это благодаря новой технологии укладки путей. В России действуют высокоскоростные трассы, по которым курсируют «Сапсаны» и «Ласточки». Мы уверены: у нас такая же или даже лучше.
Две тысячи швов
Модернизацию трамвайной системы в Липецке проведут в шесть этапов. Пока что демонтировали 21 км и уложили 13,7 км новых рельсов. Длина ветки от депо до памятника танкистам — 9,2 км. Её построили меньше чем за год.
— В ходе этого этапа на стыках рельсов сделано 1 920 швов, — объяснил генеральный директор ООО «Группа Мовиста» Алексей Зотов. — Особых, с использованием современной бесшовной технологии сварки. Фактически у нас получилась одна длинная рельса. Работать по путям, которые были уложены давно, очень сложно. Мы бережно подходили к существующей инфраструктуре: сохраняли то, что можно использовать, меняли то, что пришло в негодность. Так как работали в городских условиях, старались причинить жителям меньше дискомфорта, действовать быстрее. Изначально планировали построить все ветки и лишь потом запустить вагоны по всем маршрутам, разом. Но потом решили, что будет правильнее не ждать конца следующего года, а открыть для пассажиров этот маршрут. Успели до Дня города. Получается, сделали липчанам вот такой подарок.
Любовь к трамваям
Пассажиры удобство новых вагонов оценили уже в день пуска. Четырёхлетний Лёва Белослудцев пришёл специально — с папой и игрушечным котом Басиком.
— У него какая-то невероятная любовь к трамваям, — улыбается папа мальчика Александр. — Мы постоянно с ним катались по старой ветке, а теперь, чувствую, будем частыми гостями и на новой.
Лёва рассказывал обо всём, что видит, Басику. Согласился пообщаться и с «Первым номером». Сообщил, что знает разные модели электротранспорта, например «Татру» и «КТМ». Знает, какие вагоны больше, какие меньше, и чем ещё они различаются:
— У «Татры» двери складываются, а у «КТМ» разъезжаются!
Первым трамваем, вышедшим на маршрут, управляла Валентина Гончарова — водитель первого класса.
— Это заслуженный работник, наставник, учит молодых. Всегда принимает участие в соревнованиях по профмастерству и занимает высокие места, — так отрекомендовала коллегу председатель профкома предприятия «Горэлектротранс» Ольга Жукова.
Своё мастерство Валентина Валентиновна доказала на деле: на одном из автомобильных переездов на рельсы выехал джип. Водитель даже не смотрел по сторонам: видимо, привык, что трамваи пока не ходят. Вагоновожатая вовремя заметила опасную ситуацию, плавно снизила скорость и привела автолюбителя в чувство резким звонком. Тот сдал назад, удивлённо глядя на вагон.
Выбирай отечественное
Ехать в новом трамвае производства Усть-Катавского завода комфортно: на улице за тридцать градусов, а в салоне — приятная прохлада от кондиционеров. Просторно, сиденья удобные. Тут размещены 32 кресла, а полная вместимость вагона — 170 человек. Есть светодиодная подсветка.
Кстати, перед открыванием дверей по их периметру загорается зелёный контур, перед закрыванием — красный. Двери оборудованы функцией антизажима. Если внезапно отключат электричество, до трёх километров вагон может пройти на автономном ходу. Гарантийный срок службы таких трамваев — 30 лет.
— Обратите внимание: трамвай оснащён системой кругового обзора, благодаря которой водитель может беспрепятственно наблюдать за всем происходящим во время движения, — пояснил председатель транспорта мэрии Евгений Чекрыжов. — Удобно контролировать открывание и закрывание дверей, процесс выхода-входа пассажиров.
Эксперты оценивают эти трамваи из Усть-Катава как достойных конкурентов иностранным аналогам. Они сопоставимы по качеству, техническому наполнению и опциям. Уровень шума у них ниже, скорость выше, а цена гораздо привлекательнее.
Что дальше
В следующем месяце подрядчик приступит к реконструкции ещё одного участка трамвайной сети — маршрута «Кольцо 9-го микрорайона — Центральный рынок».
— К концу этого года пассажиры поедут по ещё одному обновлённому маршруту: от кольца 9-го микрорайона через Октябрьский мост к улице Чехова в районе Тракторного, — рассказал директор компании «СтройСервис» (генподрядчика концессионера) Константин Кузнецов. — Это даст возможность связать новые микрорайоны Липецка с промышленным Левобережьем. А к новой линии, по Катукова — Стаханова, мы приступим в начале следующего года.
К концу 2025 года
40,8 км трамвайных путей реконструируют в Липецке.
5,2 км построят новых трамвайных путей от улицы Катукова по улице Стаханова до Воронежского шоссе. Отремонтируют депо и модернизируют контактную сеть.
Окончание работ намечено на конец 2025 года.
Текст: Марина Карасик
Фото: Александра Пастушенко
Видео: пресс-служба администрации города Липецка