Невысокая юная брюнетка широко улыбается, готовясь отвечать на мои вопросы. Здороваюсь и начинаю беседу словами «А вы…».
— Почему — вы? Давай на ты, — быстро поправляет 18-летняя Полина. — Мы же друзья!
Нужное дело
В считанные минуты моими друзьями, помимо Полины, стали ещё восемь инклюзивных волонтёров Липецкой региональной общественной организации инвалидов «Школа мастеров». У каждого из них — свои особенности. Но одна на всех главная потребность — общаться и знать, что ты кому-то нужен.
— Почти восемь лет занимаюсь в «Школе мастеров». Мы готовим, шьём, танцуем, — рассказала 34-летняя Дарья Полякова. — Я очень люблю помогать и делиться знаниями с другими. Благодаря волонтёрству встретила и свою судьбу — в прошлом году вышла замуж!
Особенные люди
Все волонтёры — участники первого и единственного пространства в Липецке «ДоброЦентр48», который открылся 1 июня. В нём особенные липчане осваивают различные навыки и применяют полученные знания в городских мероприятиях.
— Ребята с инвалидностью и ОВЗ — им от 18 до 45 лет — делают изделия из гипса, глины, мыла, а также занимаются с психологами, логопедами, преподавателями по физической культуре, — пояснила Елизавета Кафанова, директор Центра сопровождаемого проживания для людей с инвалидностью и ОВЗ. — А сегодня мы хотим продемонстрировать их навыки заливать гипс, раскрашивать фигурки и учить этому других.
Мастера для класса
В рамках проекта «ДоброЦентр48» его воспитанники провели мастер-класс по созданию гипсовых фигурок для девяти ребятишек школы № 32 с особыми образовательными потребностями.
— В нашем лагере «Солнышко» сейчас занимаются дети с 3-го по 8-й класс, — пояснила Надежда Викторовна Новицкая, учитель-дефектолог школы № 32. — Стараемся разнообразить жизнь детей: устраиваем спортивные и развивающие мероприятия, рисуем. Сегодня мы пригласили «Школу мастеров», чтобы научили детей делать фигурки из гипса. Посмотрим, как они справятся!
В отличной форме
Пока мы общались, дети и волонтёры быстро познакомились. Первым делом они обратили внимание на яркую форму друг у друга. Представители «ДоброЦентра48» были одеты в жёлтые рубашки, а школьники пришли в красных и зелёных галстуках. За каждым ребёнком закрепили по волонтёру, и все вместе они приступили к работе.
Воспитанники «ДоброЦентра48» рассказали детям, что нужно делать для создания фигурки. Ребята начали быстро размешивать гипс с водой, чтобы получить нужную консистенцию.
— Теперь заливаем смесь в формочки. Вот смотри, у тебя — котёнок, а у тебя — мишка, — показывает волонтёр Дарья Полякова.
Сердце в подарок
Большинство школьников впервые делали гипсовые фигурки. Многие даже не верили, что-то получится, ведь сначала смесь была очень жидкой.
— Придётся целый год её мешать! — восклицает Коля.
— Добавляй ещё гипса. Смелее! — подсказывает волонтёр Матвей.
— Ого, гипс застывает, — удивляется мальчик. Для него этот нехитрый эксперимент — настоящее открытие.
А у 9-летнего Андрея уже есть готовая фигурка для раскрашивания — сердечко. Он старательно расписывает её разноцветными красками. Вскоре на поверхности появляется яркая надпись: «Для тебя».
— Я его подарю маме, — объяснил школьник. — И для папы сейчас делаю вторую фигурку из гипса. Будет сюрприз обоим родителям!
Помощь друга
Пока дети раскрашивали готовые гипсовые фигурки, педагоги внимательно наблюдали за поведением и общением подопечных. Для специалистов важно, что ребята живо реагировали на советы, старались помочь и радовались друг за друга.
— Многие повзрослевшие ребята не подготовлены к самостоятельной жизни, — рассказала о главной цели мероприятия Анастасия Прохорова, директор Центра социальной адаптации для детей с инвалидностью и ОВЗ «Школа мастеров», руководитель добровольческого актива «ДоброЦентр48». — Мы развиваем их социально-бытовые навыки при помощи занятий, учим самостоятельности. А пару лет назад заметили, что воспитанники сами начали помогать младшим, которые только приходили к нам в «Школу мастеров». Начинали с элементарного: помочь накормить, разогреть еду. Мы с коллегами увидели, что у них есть желание заниматься подобным. Стали работать в этом направлении: развивать, привлекать, давать поручения.
Сами с усами
В конце мастер-класса школьники с восторгом изучали получившиеся игрушки. «У меня кот с красными усами! Все фигурки, даже сердечки, такие разные!» — радовались ребята.
— Я уже не в первый раз делаю гипсовые фигурки — брат научил, — с гордостью рассказала 14-летняя Александра. — Сегодня я сделала медвежонка. Вообще люблю животных: из домашних — собак, а из диких — волка и лису. Спасибо волонтёрам за то, что они приехали к нам, пообщались и провели занятие. Вот бы каждый день так!
Опытным путём
Марина Репникова, президент Липецкой региональной общественной организации инвалидов «Школа мастеров»:
— Новый проект возник из другого проекта по сопровождению и проживанию ребят с инвалидностью. Они ежедневно занимаются с психологом, логопедом, посещают ремесленные мастерские. Вскоре мы поняли, что многие и сами готовы проводить занятия, например, по созданию фигурок из гипса. С этого всё и началось. Мы стали ездить по интернатам, в этом году добавили лекции, поездки по району, поздравления ветеранов.
В итоге в здании на Циолковского, 15, удалось соединить несколько проектов и открыть наш «ДоброЦентр48». У нас есть опыт, можем тиражировать проект и приглашать других ребят с инвалидностью и ОВЗ.
Текст: Анна Дикарева
Фото: Александра Пастушенко