«Словно ветром тронуло струну…»

«Словно ветром тронуло струну…»

Юбилейный, 10-й музыкальный фестиваль имени Тихона Хренникова состоялся в Ельце.

Если необходимо найти музыкальный эквивалент доброго, лёгкого, открытого и народного отношения к миру, нужно слушать музыку Тихона Хренникова. И если не всё, то очень многое для своего творчества композитор взял из родного города.

«Пройдите вы, гости, по улице старой»

Звуки разножанровой музыки  от классики до джаза  проливались с площади Ленина, где проходил фестиваль, на так называемый елецкий «Арбат», заполняя собой центральную улицу Мира (Торговую).

Она осталась такой же, какой её знал композитор в детстве: с выбеленными стенами купеческих домов, уходящими в белесоватую линию горизонта, которая здесь ниже обычного, с ватными облаками над стоящим неподалёку Вознесенским собором и воздухом, наполненным мягкой свежестью

Откуда берётся музыка?  Из воздуха.  А воздух?  Их страстного желания жить

Родившись в 1913 году, Тихон Хренников был последним, 10-м ребёнком в елецкой купеческой семье. Старшего брата Глеба, погибшего в Первую мировую войну, он не помнил, но знал, что тот был солистом хора и учился в Московской консерватории.

Тихон по его примеру бесповоротно решил стать музыкантом, окончив сначала музыкальный техникум в Москве, а затем поступив сразу на второй курс консерватории. Его учителем был Сергей Прокофьев, поставивший своему студенту четвёрку за первую написанную симфонию. Но у Хренникова была крепкая сила духа. По этому поводу Прокофьев как-то произнёс: «Мою музыку часто ругали, но такой выдержки, как у вас, даже у меня нет».

Твёрдость духа, возможно, исходила от купеческих корней. Своих родителей Хренников называл шибаями.

 Это обедневшие купцы,  поясняет директор Елецкого городского купеческого музея Елена Андросова, проводившая интерактив о великом земляке прямо на Торговой.  Церковные метрические книги подтверждают, что Хренниковы получили мещанское звание после отмены в прошлом веке третьей купеческой гильдии.
А в детстве сам Тихон Николаевич был костыльником. Облачённый в стихарь, он прислуживал архиерею в Покровской церкви: во время службы держал его костыль, когда тот благословлял кого-то или читал молитву.

На Торговой демонстрировались и концертный костюм Тихона Николаевича, и другие личные вещи. Вообще, много на что на старой улице можно было смотреть невероятными глазами. Хренниковский фестиваль дал такой триггер, что Торговая стала улицей творчества с застывшими мемами-музыкантами, гигантским пианино для детей, множеством народных мастерских под елецким небом. Даже варенье из морошки и княженики здесь можно было попробовать или увидеть игрушечных издохшего от работы коня и его антипода  бессмертного пони.

«Сыграть мы пьесу были рады, и все старались искренне»

Если бы не сказали, что это солисты Липецкой государственной филармонии, можно было бы подумать, что играют спектакль «Про Федота-стрельца, удалого молодца» драматические артисты. Артём Тарасов, Анастасия Пименова, Сергей Колесник в постановке Ивана Карпова превратились в скоморохов, которые вели сказ о том, как Федот нашёл невесту на охоте: она была голубицей, но обратилась в девушку Марусю.

Девица вытаскивала стрельца из разных неприятностей с помощью волшебных персонажей  кукол Тита Кузьмича и Фрола Фомича. Неприятности чинил, естественно, царь, готовый извести Федота и забрать себе Марусю. Пропутешествовав по царским заданиям целый год, Федот узнаёт, что царь в его отсутствие и вовсе вёл себя недопустимо: приставал к Марусе и разорил их дом.

Стрелец Федот поднимает народ на восстание, но царь признаёт свои беззакония: «Я  мерзавец! Я  подлец Я сошлю себя в Елец!..» И даже готов «на текущую войну» отправиться. Сказ Леонида Филатова звучит современно, только Елец сейчас не на задворках русской земли, а там война ведьмы, Вий, заколдованное место. Поэтому царя с генералом и Бабой-ягой ссылают на остров Буян.

 Мы примеряем на себя роли: я, например, Бабы-яги и царя,  рассказывает солист филармонии Артём Тарасов.  А Сергей Колесников  Федота и генерала, Анастасия Пименова  Маруси и царевны. Это сатира на повседневную жизнь для всех поколений, где каждый может найти своё. Все архетипы русские, одинаково близкие нам.

Аккомпанировал артистам один из лучших коллективов Липецкой области  оркестр русских народных инструментов. Его дирижёр Василий Моисеенко и все музыканты являлись полноправными действующими лицами музыкально-драматического спектакля.

 Я  в процессе, оркестр тоже максимально включён. Все мы сопереживаем и сочувствуем действию, заряжаем артистов, чтобы они не выпадали из единого творческого полотна,  комментирует дирижёр.

«Есть для песен простор  это хор, это хор»

Целый час на сцене пел сводный детский хор Липецкой области. Когда поют дети  это особая энергетика, потому что для взрослых участие в фестивалях  дело профессии, а для детей  это праздник, который бывает раз-два в год.

Около 1 800 человек, собравшихся на площади Ленина, слушали хор из 150 юных певцов, исполнявших попурри. Липецкий сводный детский хор  единственный коллектив в ЦФО, который поёт только вживую. В основном юные хористы, тем более когда их большое количество, предпочитают петь под плюс: махиной в 500 голосов управлять сложно на концертах, особенно если играет оркестр.

 Когда к нам приезжают коллеги из других регионов, то удивляются, что у нас живые голоса, не записанные предварительно,  говорит руководитель и дирижёр сводного детского хора области заслуженный работник Людмила Жаринова.

Надо сказать, что и репертуар подобрать, чтобы он трогал детское сердце, непросто. На фестивале имени Тихона Хренникова дети исполняли и детские песни, и серьёзные. Свой концерт они открыли темой «Славься ты, Русь моя» из оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин».

 Дети обязательно должны понимать, о чём они поют,  комментирует Людмила Евгеньевна.  Когда составляем программу, я помогаю детям, объясняю смысл музыки. Ведь песня  это концентрат мысли, в неё заложено много смыслов. И по лицу всегда видно, осознаёт ребёнок, о чём произведение, или нет. В экстренных ситуациях мы меняем программу, убирая то, что детям неблизко.

«Здесь живут мои друзья»

Мы знаем музыку Тихона Хренникова по популярным песням. Он вобрал народную культуру в хорошем смысле слова и сделал песни практически народными для России. Многие поют его песни и не знают, кто их написал. Это высшая оценка композитора, вообще искусства.

А в кинофильмах песни Хренникова стали вровень с персонажами, такими же героями кинокартин. Например, романс Лапина «Что так сердце растревожено» из фильма «Верные друзья» сделал во многом этого героя и картину в целом.

Да, не было бы музыки Хренникова, не было бы и фильмов. Темы «Московские окна»«Песня о Москве»«Давным-давно» удивительны по стилю и жанру. Они сохраняют интонацию дружелюбного отношения к миру. И этой атмосферой добра и дружбы был окутан Елец в фестивальные дни.

Выступали различные музыкальные коллективы. И симфонический оркестр Липецкой филармонии под управлением маэстро Мясникова, и джазовые столичные музыканты (Fortuna Brass и квартет саксофонистов, исполнявших мировые хиты), и группа «Бис-квит» с программой «Опер vs Рок», где боролись опера и рок, а победила музыкальная стихия. И, наконец, парад духовых оркестров под руководством начальника военно-оркестровой службы Вооружённых сил Российской Федерации, главного военного дирижёра Тимофея Маякина. Все погрузили гостей фестиваля и участников в музыку. Всех музыка соединила.

Услышать Хренникова

Тихон Хренников, задавший музыке такой регистр, в похвале не нуждался. Он сам знал, кто он такой, откуда. И был, как отмечают те, кто с ним общался, хорошим, тёплым человеком, распахнутым к людям. Бескорыстно делал многое для композиторов, Союз которых возглавлял 43 года. Защищал опального Дунаевского. В заслугу ему можно поставить факт: единственным профессиональным сословием, которого не коснулись репрессии в СССР, были композиторы.

Участник фестиваля имени Хренникова, основатель оркестра «Фонограф-Симфо-Джаз», пианист, композитор и дирижёр народный артист России, которого все знают по музыкальному сопровождению шоу «Голос»«Голос. Дети»«Достояние республики», Сергей Жилин ответил корреспонденту газеты «Первый номер»:

 На сегодняшнем концерте в нашем репертуаре не было произведений Тихона Николаевича, потому что программа была сформирована в начале этого года и состоит из ранее исполняемых нами произведений. Она называется «Я как мама, я как папа» и посвящена Году семьи. Что касается музыки Тихона Николаевича, то, думаю, необходимо в следующем году сделать целый отдельный концерт, посвящённый его творчеству.

Сложно не согласиться с маэстро. Нужно больше произведений Тихона Хренникова на фестивале его имени, на его родине, где он и нашёл покой. Пусть весь Елец будет охвачен фабулой произведений Тихона Хренникова. Ведь музыка  это за тех, кто никогда больше ничего не скажет.

Текст: Светлана Чеботарёва
Фото: Липецкая государственная филармония