Чтобы увеличить пассажиропоток на трамваях, липчанам нужно создать условия. В городском Совете состоялось заседание комиссии по транспорту, дорожному хозяйству и благоустройству. При обсуждении самым важным вопросом стало: каким образом мотивировать горожан сесть на трамваи.
Мы ждём переезд
Обкатку трамвайных путей по улицам Полиграфической, Катукова, Меркулова до памятника танкистам концессионер «Мовиста Регионы Липецк» должен завершить в ближайшее время.
Как сообщил председатель департамента транспорта Евгений Чекрыжов, испытание на прочность трамвайных путей идёт полным ходом. Двигаются вагоны по новым рельсам только в ночное время. А днём концессионер «Мовиста Регионы Липецк» устраняет просадки пути.
И сразу приступает к финальному этапу на этом участке — благоустройству прилегающей к рельсовому пути территории. Уже на этой неделе переезды на пересечениях улиц 60 лет СССР и Меркулова должны быть заасфальтированы.
— Как раз липчан волнует качество переездов, мы получаем по этому поводу очень много обращений, — заметил первый заместитель председателя Липецкого городского Совета депутатов Борис Понаморёв. — Когда и каким образом будет решаться этот вопрос?
— Благоустройство переездов предусмотрено концессионным соглашением, — ответил Евгений Анатольевич. — Их обязательно приведут в должное состояние. Но надо понимать, что это будет происходить постепенно, поэтапно. Пока обкатка на конкретном участке не окончена, завершать работы по благоустройству просто нецелесообразно.
Причём, как сообщил генеральный директор «Мовиста Регионы Липецк» Иван Фёдоров, территория в пределах двух метров от рельсового пути — зона ответственности концессионера.
Скоро на рельсы
21 049,5 метра пути демонтировал концессионер «Мовиста Регионы Липецк» к концу мая 2024 года. Уложено 13 761,2 метра
46 трамвайных вагонов уже ждут выхода на рельсы
1,9 млрд рублей — сумма средств капитального гранта, перечисленная концессионеру в 2023 году. Сумма инвестиционных платежей — 88,4 млн рублей
Срок концессии — 20 лет. На модернизацию понадобится 13,8 млрд рублей. 38% этих средств концессионеру под 5,6% годовых выдаст ВЭБ.РФ, 24,5% — Фонд национального благосостояния России, 30%, которые не нужно будет возвращать, выделяет федеральный бюджет, и 7,5% вкладывает в проект сам концессионер.
20 тысяч рейсов
Всего 20 тысяч циклов/рейсов должен совершить каждый трамвай, прежде чем приступать к перевозке пассажиров. Полностью работы — а это обновление 40,8 км существующих трамвайных путей, строительство 5,2 км новых, поставка 46 трамвайных вагонов и реконструкция депо — должны быть завершены до 31 декабря 2025 года.
— Когда концессионер планирует запустить полноценное движение трамваев на левый берег? — спросили депутаты.
— Строители уже приступили к демонтажу рельсов на подходах к Октябрьскому мосту для соединения линий правого и левого берегов. При благоприятном стечении обстоятельств к концу года будет налажено трамвайное движение, — пояснил Чекрыжов. — Однако на мосту рельсы менять не будут. Это бессмысленная трата бюджетных средств.
Рядом со старым мостом планируется строить новый, проектом которого предусмотрено устройство нового трамвайного пути. А пока трамваи будут ходить по старому путепроводу с пониженной скоростью, с учётом износа существующих рельсов.
Пассажиров на поток
— Последний фиксируемый пассажиропоток составлял 2 млн человек в год. Планируется его увеличение в три раза, то есть до 6 млн пассажиров. Только заменой новых трамваем мы не обойдёмся, — заметил Борис Понаморёв. — Какие мероприятия в ближайшие два года будут осуществляться для увеличения пассажиропотока? Ведь необходима полноценная инфраструктура для того, чтобы людям было комфортно и липчане захотели перемещаться по городу на трамваях.
— Вы правильно сказали, — отметила вице-мэр, председатель департамента градостроительства и архитектуры Светлана Сурмий. — В рамках реализации программы «Комфортная городская среда» предполагается благоустройство 10 участков в городе, связанных с транспортной инфраструктурой, в том числе трамвайной.
Всё решают связи
— В рамках соглашения силами концессионера устанавливаются платформы, оборудованные остановочными пунктами. Разработаны конструктивные решения по устройству навесов. При этом в большинстве своём в правобережной части города трамвайные остановки совмещены с автобусными, — добавил председатель департамента транспорта.
— Если остановка будет стоять в поле одна, даже комфортная и красивая, — никто к ней не пойдёт. Важен комплексный подход, — считает Борис Владимирович.
Это и безопасные удобные пешеходные связи, и система дорожных знаков, и установка светофоров, если потребуется, и многое другое. Только объединение усилий концессионера, заказчика, использование при этом муниципальных инструментов, то есть программ, позволят добиться максимального эффекта. А значит, действительно достичь поставленной цели: увеличить пассажиропоток втрое.
Кто у руля?
— В чьей компетенции дальнейшая эксплуатация путей сообщения, трамваев? — поинтересовался депутат Сергей Сазонов.
— Муниципальное предприятие «Горэлектротранс» берёт на себя обязательства и предоставляет водителей. Оно же займётся обслуживанием трамвайных путей, — ответил Евгений Чекрыжов. — Это предусматривает концессионное соглашение.
— Сейчас мы видим, как устанавливают новые опоры для линии электропередачи вдоль уже существующих. Что будет происходить со старыми? — уточнил Понаморёв.
— Чтобы не случилось энергетического коллапса, нужно сделать «плавный переход»: электросети, которые обеспечивают освещение автодорог и улиц, просто перенесут на новые опоры, а старые — следом демонтируют, — ответил Евгений Анатольевич.
На высоких скоростях
Евгения Уваркина, глава администрации города Липецка:
— Завершение модернизации планируется до конца 2025 года. С нетерпением жду, когда наши горожане начнут ездить в новых, современных и комфортных трамваях!
Отдельные слова благодарности нашему губернатору! Игорь Артамонов выделил 17,5 млн на создание санитарно-бытовых условий для водителей на конечных пунктах. А на развитие транспортной отрасли, в том числе на повышение заработной платы сотрудников муниципального предприятия, — 71 млн. Большое спасибо за поддержку!
Текст: Елена Красилова
Фото: архив «Первого номера»