4 июня глава Липецка Евгения Уваркина отчиталась за пять лет своей работы перед депутатами Липецкого городского Совета. Это был её последний отчёт на посту главы города.
Мэром Евгения Уваркина избрана летом 2019 года. В Липецке она стала 63-м по счёту градоначальником. 32 мэра было до революции 1917 года, 26 — в период СССР и четыре — в постсоветскую эпоху. Все предыдущие градоначальники — мужчины, Евгения Уваркина — первая женщина, которая возглавила городскую администрацию.
Уваркину до этого все хорошо знали как в области, так и в областной столице. Она была предпринимателем такого же калибра, как, например, Николай Борцов, Александр Кремнев или Владимир Архипенко, — возглавляла агропромышленное предприятие «Трио».
На Соборной, 1, результатами выборов липецкого мэра остались довольны. Игорь Артамонов выразил своё отношение к Уваркиной примерно так: если она из нескольких убитых хозяйств сделала конфетку, то сделает конфетку и из Липецка.
Вечером 3 июня ещё была интрига, останется Уваркина на второй срок или уйдёт, 4-го утром все уже знали, что это её последний отчёт в качестве мэра Липецка и что она переходит на работу в областное правительство в качестве вице-губернатора.
Сказала — сделала
Всё, что команда Уваркиной сделала за пять лет, сделано, в принципе, в рамках той программы действий, которую она озвучила перед депутатами горсовета в 2019 году, когда её выбрали главой Липецка. Она тогда отмечала, например, низкую предпринимательскую активность в городе. И за пять лет, по её словам, количество малых и средних предприятий и самозанятых в Липецке выросло в два раза — их сегодня 48 086.
Уваркина говорила пять лет назад, что повышать экономический потенциал города нужно на основе развития инновационных производств. И теперь в своём отчёте она отметила успехи липецкого «Технопарка», где работают сегодня 38 резидентов, которые получили 28 патентов за уникальные разработки.
— Я горжусь, что наш «Технопарк» получил статус регионального оператора фонда «Сколково», — сказала Уваркина. — Это дополнительные возможности для нашего бизнеса, для развития и поддержки инноваций.
Не в цифрах дело
Если сказать в двух словах, то отчёт Евгении Уваркиной — это показатели роста и короткие комментарии к ним. Свой отчёт она начала с бюджета. За пять лет он вырос с 13,8 до 24,0 млрд рублей. Все показатели, как можно судить по отчёту, дали в последние пять лет хороший прирост, но эти цифры сами по себе мало что говорят о работе мэрии.
Принципиальное отличие
Евгения Уваркина, по понятным причинам, не могла хвалить сама себя. Обычно за неё в своём телеграм-канале это делает Игорь Артамонов, который, как не трудно заметить, ценит её уже за одно то, что она, мать шестерых детей, женщина, у которой был успешный бизнес, согласилась занять «расстрельную» должность городского мэра.
Дело в том, что Уваркина принципиально отличается от своих предшественников. И вот чем. Хоть обычно скупое на комплименты воронежское издание «Абирег» и называет её ярким политиком, она не политик. Она пришла во власть из бизнеса и как предприниматель умеет находить неординарные решения тех проблем, которые накопились в Липецке за последние 20–30 лет.
Все мы, например, из года в год слышали от городских чиновников, что в городе на сетях водоснабжения 550 из 1 000 км труб изношены на 100%, а на водоотведении из 898 км 100-процентный износ имеют 617 км труб и что не позднее 2033 года в Липецке случится коммунальная катастрофа. И речь, в общем-то, всегда шла о том, где взять деньги не на то, чтобы в корне изменить ситуацию, а хотя бы на то, чтобы поддерживать сети в том плачевном состоянии, в котором они находятся.
Уваркина просто отдала водоснабжение и водоотведение в концессию холдинговой компании «РВК», в которую входит корпорация ВЭБ.РФ, созданная специально для того, чтобы финансировать в том числе инфраструктурные проекты. «РВК» инвестирует в Липецк 46,2 млрд рублей, построит и реконструирует 421 километр сетей водоснабжения и 114 объектов, которые работают на этих сетях, и только в первые пять лет инвестируют 2,5 млрд рублей в реконструкцию липецкой станции аэрации.
— Благодаря концессии стали возможны реконструкция городских очистных сооружений, перекладка водопровода и канализации. Не всё идёт гладко. У нас есть вопросы к компании «РВК», но мы понимаем, что концессия позволила нам привлечь масштабные и дешёвые средства госкорпораций.
Вагончик тронулся
Или возьмите липецкое трамвайное хозяйство, в котором вагоны были изношены на 80%, пути — на 70%, а перевозили трамваи 5% жителей от общего пассажиропотока. Все были уверены, что трамвай исчезнет из города, так же как исчез троллейбус: чтобы его спасти, в бюджете не было денег.
Команда Уваркиной решила эту проблему за счёт федеральной программы модернизации городского электротранспорта и концессионного соглашения с компанией «Мовиста Регионы». Концессионер взял на себя обязательство реконструировать 40,8 километра трамвайных путей, построить 5,2 километра новых линий и закупить 46 новых односекционных трамваев, вложив в этот проект 13,8 млрд рублей.
— Благодаря концессии, — сказала Уваркина в своём отчёте, — в город уже поставлены 46 трамваев. В конце июня планируем запустить первый маршрут, а в 2025 году трамвайное движение в новом формате возобновится на всех маршрутах.
Пробивная женщина
Но в ту же программу модернизации городского электротранспорта нужно было попасть, и Уваркина этого добилась, как, впрочем, добилась и того, что Липецк включили во многие другие программы, которые спасли или спасают то, на чём в городе уже готовились поставить крест.
Видимо, не случайно Игорь Артамонов, объявив в своём телеграм-канале о назначении Уваркиной на должность вице-губернатора, где она будет курировать офис по нацпроектам и привлекать федеральные ресурсы на реализацию поручений президента, отметил, что ему много раз приходилось слышать от коллег о её пробивных способностях и умении добиваться поставленных целей.
«Работа в новой должности потребует от Уваркиной умения и представить регион, и доказать, почему именно мы должны войти в пилотный проект или получить дополнительные средства, — написал губернатор и добавил: — Уверен, что Евгения Уваркина с этой задачей справится».
Новые старые школы
Другой пример решения городских проблем, когда в собственном бюджете нет на это, можно сказать, ни копейки, — ремонт школ. Вообще последние пять лет в городе традиционно строили новые школы. В этом году, например, достраивают две большие школы — одну на 1 500, вторую на 1 225 мест.
Как заметила в своём отчёте Уваркина, школ такого масштаба в регионе ещё никогда не строили. Но в 2022 году мэрия добилась того, чтобы Липецк включили в федеральную программу по ремонту школ. Идея простая: берут старую школу, убирают всё внутри и снаружи, делают ремонт и получают совершенно новое современное здание за сравнительно небольшие деньги.
— В прошлом году, — доложила Уваркина, — новую жизнь получили две школы. В этом — уже ремонтируются три, и мы надеемся, до 1 сентября две из них точно будут готовы. И, конечно же, в июле, в августе, как только в Министерстве просвещения начнётся дополнительный отбор на ремонт школ и долгожданный отбор на ремонт детских садиков, мы обязательно будем в него включаться.
Горожане должны жить комфортно
Наконец нельзя не сказать о программе реновации старых микрорайонов Липецка, предложенную пять лет назад Евгенией Уваркиной. Она тогда говорила о создании комфортной городской среды, но нет никакого смысла говорить о комфорте городской жизни, если в центре Липецка люди живут в домах, построенных в 1930-е, 1950-е годы. Унитаз у них стоит в коридоре за занавеской, а ванна — в кухне. Идея реновации тоже очень простая. Застройщик получает площадку в старых кварталах, сносит развалюхи, строит современные высотки, расселяет в них местных жителей и сам на этом хорошо зарабатывает.
— Мы активно включились в эту работу, — сказала Уваркина. — Это позволяет в ускоренном формате и за счёт средств застройщика решать проблему ветхого жилья. В стадии реализации находятся четыре территории с градостроительным потенциалом 340 тысяч кв. м. 13 территорий — в проработке.
Отчёт Евгении Уваркиной занял 27 минут. В самом конце отчёта она заплакала. Потом в фойе журналисты спросили её: почему она не сдержала слёз, может быть, потому, что кто-то недооценил её работу, или потому, что она что-то не успела сделать?
— Слёзы были не про это, — сказала Уваркина, и видно было, что она опять готова заплакать. — Это, знаете, как любовь, с которой ты расстаёшься. Понимаешь, что всегда будешь любить этого человека, но уже никогда с ним больше не будешь. Вот о чём были эти слёзы.
Текст: Виктор Унрау
Фото: Александра Пастушенко