Специалист Октябрьского суда рассказала «Первому номеру» о сложностях морального выбора при решении конфликтов. Мы с детства знаем, в чём суть работы учителя, врача, водителя. А представляете ли вы, чем, к примеру, занимается в течение дня помощник судьи? Корреспондент «Первого номера» решила выяснить подробности у Татьяны Николаевны Пановой. Она занимается этой работой уже 33 года.
Утро начинается не с кофе
На часах — 8:30. До рабочего дня целых полчаса, но сотрудники судебной системы уже на месте. Их утро начинается не с кофе, а с кипы документов, таблиц, списка имён посетителей, которые вскоре придут на приём.
Для Татьяны Пановой такой ритм жизни привычен — ветеран труда работает в Октябрьском суде с 1991 года. Сначала — в должности секретаря, а затем — помощника мирового судьи по гражданским делам.
— Стараюсь приходить на рабочее место пораньше, чтобы подготовиться, организовать свой день. С 9 утра приставы начнут пропускать граждан. Многие с порога требуют решить их проблему. Нужно сразу включаться в процесс! — подчёркивает Татьяна Панова. — Самое интересное для меня работа с людьми. Они в суде встречаются не оттого, что им очень хочется, а потому что у них конфликт. Поэтому всегда надо быть готовым выслушать человека, вникнуть, помочь.
Вслед за романтичным образом
Татьяна Панова признаётся, что ей повезло найти своё любимое дело. Изначально она хотела поступать в педагогический, но подруга рассказала ей о вакансии в судебной системе — в Октябрьский суд требовался судебный секретарь.
— Признаюсь, в школьные годы часто представляла себя на работе в органах: мечтала быть следователем, милиционером, — вспоминает помощник судьи. — В те времена были в моде фильмы и сериалы «Следствие ведут знатоки», «Семнадцать мгновений весны». Мне в юности хотелось соответствовать этим образам! В 1991 году Октябрьскому суду было всего 5 лет. С тех пор мы взрослеем вместе.
Наглость vs стрессоустойчивость
Кабинет постепенно заполняется. То и дело заходят сотрудники судебной системы, тихо переговариваются друг с другом. Татьяна Панова относит на стеллаж аккуратные тома дел и попутно рассказывает, что сейчас у помощников судей есть отдельный кабинет, компьютеры, удобные шкафы для хранения документов. Но так было не всегда. В непростые 1990-е в одной комнатушке, заваленной ворохом бумаг, сидели и судья, и секретарь. Они рассматривали и уголовные, и гражданские дела.
— Раньше посетители с уважением относились к статусу работника суда, — поделилась наблюдением Татьяна Панова. — А сейчас позволяют себе больше свободы и даже наглости. Например, могут открыть дверь, достать телефон и выпалить: «Буду всё записывать, попробуйте мне запретить!»
Бывало даже, что обиженный человек в сердцах хватал со стола всё, что под руку попалось, и кидал в помощника судьи. И, увы, не раз… В нашей профессии очень важна стрессоустойчивость. Порой нужно быстро успокоить человека или же вывести его на разговор. Ведь люди приходят к нам за помощью. Поэтому для меня важно, чтобы человек ушёл с пониманием, что делать в его ситуации.
Человек и закон
Помощник судьи включает компьютер, проверяет электронную почту, разбирает корреспонденцию и раскладывает перед собой папки с документами и актами. Их у работников судебной системы сотни. И за каждым делом стоит человек со своей непростой историей.
В первые годы работы помощнику судьи пришлось столкнуться с моральным выбором.
— Представьте: 1990-е, везде разруха, появился хозрасчёт. Колхозы просто погибали, — вспоминает Татьяна Панова. — И тут к нам поступает уголовное дело. Женщина работала на тракторном заводе и воровала запчасти для местных колхозов. Да, это преступление, но к нам приходили руководители колхозов и пытались оправдать подозреваемую. Говорили: она же нас спасает! Но всё равно мы вынуждены были судить женщину. По-человечески её можно понять, но с юридической точки зрения — закон есть закон!
Счастье — в помощи
График консультаций у помощника судьи плотный. В день могут обратиться десятки граждан по телефону или при личной встрече. И если со стороны работа помощника судьи может показаться однообразной, то на деле специалисты ежедневно сталкиваются с самыми непредсказуемыми жизненными ситуациями, в которых оказываются люди.
— Иногда наблюдаешь жизненный цикл человека. Сначала к тебе приходит маленький мальчик (по делам опеки), потом юноша — с проблемой о защите прав потребителей. Через десять лет на пороге стоит уже зрелый мужчина с делом о назначении страховой пенсии, — отмечает Татьяна Панова. — Для меня в работе особенно ценны моменты, когда удаётся помочь людям. Например, есть секретные категории дел об усыновлении или удочерении. Многие берут в семью деток с серьёзными патологиями. Однажды судья задал вопрос, мол, зачем вы это делаете? И получил ответ: «За ребёнком в детдоме не смогут смотреть так, как мы». Гляжу на будущих мам и пап и понимаю: настоящие люди!
Для чего нужен шуруповёрт
Конечно же, работа помощника судьи не обходится без рутины.
— Первый приём посетителя — это 2–3 бумаги. Потом дело «растёт». К примеру, из одного искового заявления могут появиться 64 дела! — улыбается Татьяна Панова.
В ящике рабочего стола у юриста хранятся не только канцелярские принадлежности и личные вещи. Там, помимо привычных ножниц, лежат шило, иголки и даже… шуруповёрт.
— Когда мы формируем документы, то пользуемся обычными ножницами и иглами, а если нужно сшивать объёмный том, то приходится пользоваться подручными средствами, — поясняет специалист. — Сил не хватает, поэтому идёт в дело строительный инструмент.
С посторонними вход воспрещён
А вот посетителям, которые приходят на консультации и процессы, подобные предметы (колюще-режущие, баллончики) приносить в суд нельзя.
— Служебные приставы проверяют всех на входе, — отметила Татьяна Панова. — Ведь ситуации бывают разные. И чтобы спор не перерос в административное или уголовное дело, сотрудники тщательно следят за безопасностью. Бывали неоднократно случаи, когда стороны не могли дождаться решения суда, и дело доходило до драки. Хорошо, что сейчас есть камеры, усиленная охрана, мы ощущаем себя под надёжной защитой.
Мирным путём
При этом судебные специалисты всегда стараются примирить стороны на этапе первых консультаций:
— Предлагаем решить вопрос миром, самостоятельно или при помощи медиаторов. Например, в прошлом году медиация разрешила 35 дел. Радостно, когда возникает диалог между людьми, и в итоге дело прекращается мирным договором. У нас даже есть замечательная скамья примирения с цитатой Спинозы: «Понимание — начало согласия».
На этом наша беседа завершается — к помощнику судьи обратился посетитель. Дверь кабинета закрывается: всё, о чём будут говорить в его стенах, — строго конфиденциальная информация!
Текст: Анна Дикарева
Фото автора