Липчанка рассказала о преступной схеме, где её обманули дважды
В редакцию «Первого номера» обратилась 33-летняя Анастасия (имя изменено по просьбе героини), ставшая жертвой телефонных мошенников. И теперь хочет предостеречь липчан, чтобы они не попались на крючок, как она.
У вас заблокируют сим-карту
В одну из суббот у Анастасии зазвонил телефон. Она крутилась в своей обычной суетливой обстановке многодетной семьи: старший учится в шестом классе, средний — первачок, младшему всего 2 месяца.
— Женский голос в телефоне обратился ко мне по имени и отчеству. Девушка представилась сотрудницей моего мобильного оператора и предупредила: «У вас сегодня в 12 часов ночи заблокируется сим-карта!» — пересказала разговор Анастасия. — У меня сразу паника: школа, родительские чаты. Как же я останусь без связи?! Ведь вся жизнь в телефоне… И я сама же начала у неё просить помощи.
Спасибо за предоставленные данные
Мошенница вошла в положение многодетной мамы и предложила сделать всё дистанционно. Анастасия согласилась, удобно же, когда не нужно никуда ходить. Без толики сомнения сказала собеседнице цифры кода из СМС.
— И ведь я тысячу раз читала и слышала эту мантру «не сообщайте никому код». И всё равно сказала, — сокрушается Анастасия.
Мошенница закончила разговор издевательской фразой: «Спасибо за предоставленные данные. Мне вас искренне жаль».
Служба безопасности «Госуслуг»
Моментально на телефон Анастасии пришло СМС о том, что в личный кабинет на «Госуслугах» произошёл вход с другого устройства. В сообщении говорилось, что это могут быть мошенники, в чём раздосадованная Анастасия уже не сомневалась. А значит, обманутой женщине срочно нужно связаться со «службой безопасности «Госуслуг». В состоянии стресса липчанка даже не обратила внимания, что номер телефона, на который ей «посоветовали» позвонить, странный. Она уже была обманута и теперь искала спасения. Но не там.
— И я позвонила, — удивляется сама себе Анастасия. — Мне ответил приятный, вежливый молодой человек: «Здравствуйте, я Дмитрий. Служба безопасности «Госуслуг». Он мне так сочувствовал. Посетовал, что участились случаи мошенничества. Заверил: «Не беспокойтесь, мы вам поможем».
В это время на телефон Анастасии стали приходить СМС из различных банков — якобы на её имя пытаются взять крупные кредиты. Дмитрий сказал, что главное — «заблокировать все счета и отменить все эти заявки», и в этом поможет свой человек в Центробанке. Дмитрий предупредил, что Центробанк не работает с физическими лицами, только с юридическими (тут мошенники были правы). Поэтому он свяжется с Центробанком от имени своего ведомства, и для Анастасии выделят сотрудника, который ей поможет.
— Дмитрий продиктовал мне текст, который надо было отправить «сотруднице Центробанка»: «Здравствуйте, ваш телефон мне дал Дмитрий с „Госуслуг“, помогите обезопасить счета», — продолжает свой рассказ Анастасия. — Он предупредил, что общаться с ней нужно будет по видеозвонку, чтобы подтвердить свою личность. Когда мы созвонились, она меня видела, а я её — нет.
Секретные процедуры в Центробанке
Анастасии сразу сказали, что «сейчас будут происходить совершенно секретные процедуры». Для пущей важности выслали договор о неразглашении информации. Всё это время Анастасию продолжали запугивать: якобы мошенники сделали заявки на крупные кредиты уже в 13 банков, но то ли ещё будет — всего-то банков 326!
— «Сотрудница из Центробанка» руководила моими действиями, которые по всем признакам должны были натолкнуть меня на мысли о неладном, но этого снова не происходило, и я продолжала вестись и выполнять её инструкции, — говорит Анастасия.
Липчанке предложили сделать запрос на кредит.
— Не переживайте, эти деньги останутся, мы просто делаем заявку, — по-лисьему увещевала свою жертву «центробанкесса». — Заявка позволит увидеть, сколько денег взяли мошенники — это станет понятно через сумму одобренного кредита.
Анастасии одобрили заём на 88 тысяч рублей. Но настоящая служба безопасности банка заявку заблокировала, отметив в СМС-сообщении, что эти действия могут выполнять мошенники. Если же клиент банка уверен, что всё чисто, то повторить заявку Анастасия сможет через четыре часа. Но великодушная «центробанкесса» заверила, что не оставит женщину в беде и доведёт «спасательную операцию» до конца. Наметили все завершающие операции на понедельник.
Чей Крым?
Уже ночью в субботу Анастасия решила зайти в свой мобильный банк. В спокойной обстановке она вновь перечитала сообщения от своего банка, где её предупреждали о подозрительных операциях и о том, что это могут быть мошенники. Анастасия начала прозревать.
Несмотря на подписанный (конечно же, липовый) «договор о неразглашении», она позвонила старшему брату и рассказала обо всём. Он заверил, что все её собеседники — мошенники. Поэтому в воскресенье Анастасия обратилась с заявлением в полицию. А в понедельник отправилась в МФЦ восстанавливать доступ к личному кабинету на «Госуслугах».
Когда же ей вновь прислали сообщение из якобы Центробанка, Анастасия ответила одной фразой: «Крым наш?».
Дальше с разрешения нашей читательницы приводим переписку, из которой ясно, из какой страны мошенники.
«Крым наш?» — спрашивает липчанка.
«Статья 128.1 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за клевету, т. е. распространение заведомо ложных сведений», — ответила собеседница.
«А Крым наш», — написала со смеющимся смайликом Анастасия.
«А у вас денег на него хватит? Воспитателем на него не заработаешь», — язвила «центробанкесса».
«Муж уже Авдеевку проходит. Скоро будет», — подсказал супруг Анастасии ответ.
«Там и похороните», — не унималась «центробанкесса», раздосадованная сорвавшейся с крючка «рыбкой».
Карнавальный силовик
Минут через 10 после этой переписки Анастасии поступил видеозвонок с номера с подписью «УБЭП». Мужчина в форме сообщил, что поступили жалобы: якобы Анастасия «дискредитирует армию России».
На этот раз вмешался супруг липчанки и быстро вывел мошенника на чистую воду: форма явно ненастоящая, а в кабинете мнимого силовика ни российского триколора, ни портрета главнокомандующего.
— Да и говор, конечно, хоть он и старался, а всё же фрикативное «г» чувствовалось, — вспоминает Анастасия. — Муж взял телефон и стал с ним разговаривать уже по-мужски. Тогда мнимый убэповец перестал скрываться и перешёл на самые низкие оскорбления всех русских.
На раз, два, три
У истории Анастасии, можно сказать, хэппи-энд. Она не лишилась денег, но потратила массу нервов и времени на общение с мошенниками. Только разговор с якобы специалистом из Центробанка длился больше двух часов. Правда, Анастасия приобрела важный опыт:
— Телефонные мошенники мастерски усыпляют бдительность — на раз, два, три. Может, обучение какое-то специальное психологическое для этого проходят? Могла ли я — неглупый человек с двумя высшими образованиями, повышениями квалификаций — даже подумать, что поведусь когда-нибудь на всю эту ерунду?
Будьте бдительны
УМВД по Липецкой области напоминает:
— если в ходе телефонного разговора собеседник завёл речь о деньгах, прервите разговор;
— никому не давайте данные своей карты, не сообщайте коды, поступившие в СМС, и не переходите по ссылкам.
Помните, полиция, ФСБ России, прокуратура, Следственный комитет никогда не обращаются к гражданам за помощью в поиске и поимке преступников. Не звонят сообщить о взломанных счетах или мошеннических действиях с вашими счетами или документами. Если вам позвонил якобы сотрудник полиции или силового ведомства, запишите его звание, Ф.И.О. и место службы. Окончите разговор и перезвоните в своё отделение полиции, чтобы выяснить, работает ли такой сотрудник.
Банк России предупреждает:
— Банк России не работает с физическими лицами как с клиентами, не ведёт их счета, не звонит им, а его сотрудники не направляют никому копии своих документов;
— при поступлении телефонного звонка от мошенника немедленно прервите разговор и по возможности заблокируйте его номер;
— при возникновении любых сомнений самостоятельно позвоните в свой банк по номеру, указанному на его официальном сайте или на обороте банковской карты, и уточните информацию.
Также нужно знать, что у Центрального банка России нет «специального» (или «безопасного») счёта, на который мошенники нередко убеждают человека перевести свои деньги якобы для сохранности средств. На самом деле счёт, реквизиты которого называют злоумышленники, принадлежит им. Мошенники используют упоминание Центробанка, чтобы усыпить бдительность потенциальной жертвы.
Текст и фото: Елена Мамцева