С 2024 года будет расширена программа обследования для работающих россиян.
Не так давно позвонили из районной поликлиники и предложили пройти диспансеризацию. «Хуже не будет», — подумал я, мысленно поставив «плюс» государственной медицине, проявившей заботу о человеке непризывного возраста. В неспешном ритме, когда меня охотно записывали на удобное мне время, это заняло недели три. КТ и МРТ мне, конечно, не назначали, но флюорографию ведь я сам не делал не помню уж с каких пор, а тут повод появился.
Теперь вице-премьер Татьяна Голикова объявила, что с 2024 года будет расширена диспансеризация для работающих россиян, в том числе она включит оценку репродуктивного здоровья. По её словам, диспансерное наблюдение на рабочем месте может быть организовано как медицинским подразделением самого работодателя во взаимодействии с близлежащей медицинской организацией, так и путём заключения с медорганизацией соответствующего договора. Подробности пока неясны, но не стоит спешить отметать сам принцип массового охвата. Если это станет результатом продуманных совместных усилий медиков и работодателей, то польза будет, но и медиков надо всё же заинтересовать — материально.
Для этого планируется ввести в ОМС отдельный тариф. В прошлом году диспансеризация одного человека в рамках ОМС на первом этапе оценивалась в 1 200 рублей, на втором — в 3 500. Цены на диспансеризацию в частных клиниках варьируются от 4 500 до 14 000 рублей.
На следующий год расходы по ОМС Минздравом обещано увеличить на более чем 70%, проиндексировав подушевые нормативы финансирования. Тогда компенсация расходов на годовую бесплатную медпомощь на одного человека составит 4 380 рублей. Хотелось бы, конечно, больше, денег много никогда не бывает. Но надо учитывать, что многие люди годами не ходят к врачам и в государственные медучреждения.
Всё равно в масштабах государства речь пойдёт о немалых суммах, которые лучше потратить эффективно.
Начать с того, что проводить обследования, импульс к которым, надо понимать, поступит с момента издания приказа начальства — «всем пройти диспансеризацию!», всё же лучше по месту жительства или там, где пациента давно наблюдают и знают. Чтобы он незнакомым врачам не рассказывал всё с самого начала.
Среди медиков распространено при этом скептическое отношение к диспансеризации в принципе: мол, в результате массовых поверхностных исследований и стандартных анализов ничего толком не выявить. Но всё-таки что-то можно выявить случайно: у одного моего знакомого во время обычной флюорографии сумели вовремя обнаружить рак лёгких и успешно потом прооперировали. Однако экономическая целесообразность проводить для всех работающих примерно одинаковые процедуры в рамках диспансеризации всё же сомнительна.
Лучше не возрождать механически советские практики диспансеризаций, которые были передовыми для своего времени, а разработать новые регламенты в соответствии с современными научными достижениями и экономическими возможностями.
Например, в ходе диспансеризации врач обнаружил повышенный, как ему показалось, уровень холестерина, однако у рядовой поликлиники нет средств и возможности проводить углублённые исследования, отличая так называемый плохой холестерин от хорошего, который ВОЗ давно уже реабилитировала. В случаях массовых исследований людей до 40 лет вообще лучше не обременять анализами на холестерин.
Давно устарел, утверждают специалисты, и тест на определение простат-специфического антигена (ПСА) в крови у мужчин старше 50 лет для выявления рака простаты. Подчеркнём, именно при массовых исследованиях есть другие, более эффективные методики.
Маммография для молодых женщин скорее вредна, чем полезна, особенно если частить с облучением при отсутствии подозрения. ЭКГ «для всех» может, конечно, выявить особенности у отдельных людей, но при отсутствии с их стороны жалоб эти особенности риска для здоровья не несут.
Так же и с массовым проведением УЗИ. Даже обыватель знает, что общие клинические анализы крови и мочи крайне редко выявляют заболевания, зато дают много ложноположительных результатов.
Что касается репродуктивной функции, на которую хотят обратить особое внимание, то да, имеет смысл, говорят профильные специалисты, измерять уровень антимюллерового гормона у женщин. С обследованием мужчин сложнее — нужен анализ спермограммы, что вряд ли удастся сделать на уровне диспансеризации. Притом что падение качества этого материала — экология, стресс, сидячий образ жизни — всемирная проблема.
Полезны были бы ежегодные (или раз в два года) исследования на колоректальный рак: при раннем обнаружении смертность снижается на четверть. Неплохие результаты дают и массовые исследования на гипертонию, маммография для женщин старшего возраста, тесты для профилактики рака шейки матки.
Так что, внедряя массовую диспансеризацию, стоит постараться сделать её всё же максимально индивидуальной — с учётом пола, возраста, образа жизни и занятий людей. Необходимо разработать разные варианты-сеты исследований, предусмотреть возможность какие-то дополнительные исследования оплатить самому пациенту. Или предприятие может сделать это для работников. Сам принцип регулярных массовых тестов на здоровье правильный, он может хотя бы изменить психологию большинства россиян, которые идут к врачу, только когда уже болит или вообще поздно. Будущее именно за профилактической медициной. Да и вообще, хуже не будет, что само по себе уже хорошо.
Текст: Георгий Бовт
Фото из архива «Первого номера»
Страница подготовлена в рамках совместного проекта газеты «Первый номер» и «Российской газеты»