«Горячие сердца» быстрого реагирования

В школе № 41 организовали отряд помощи бойцам СВО .

Если у войны не женское лицо, то не детское уж точно. Это о лицах, но сердце… сердце может быть каким угодно, главное, чтобы пламенным, как у этих детей. «Малышата» вовсе не снисходительное название, а группа в объединении «Горячие сердца» школы № 41. Здесь дети вместе и наравне со взрослыми делают всё возможное, чтобы бойцам на линии фронта было теплее, комфортнее и безопаснее.

3 «Б» и все-все-все

Всё началось с писем, которые дети писали и посылали на фронт. Конечно, идею дали учителя, родители, которые понимают, что без поддержки любой человек сломается, а там, где война, помощь нужна сильнее всего. Важно, чтобы шла от сердца. «Я люблю нашу Россию. Спасибо, что вы защищаете Матушку. И если там Артём, то передайте ему привет. Вы самые лучшие солдаты. Главное — идти, не оглядываясь ни на что», — детские, безыскусные, но искренние слова. Ученик 3 «Б» Павел Ходос такое письмо отправил на фронт.

— Матушка у тебя с большой буквы, Паша. О ком так написал? — уточняю у него.

— О России.

— Ты правда так считаешь?

— Да. Мы лучшая страна.

— А Артём — это кто?

— Знакомый наш, военный. Он сейчас на фронте, мы и ему посылали посылку.

Своё письмо солдату отправила и одноклассница Паши Дарина Знаменщикова: «Вы самые сильные, лучшие. Спасибо, что нас защищаете. Пусть всё у вас будет хорошо». Это не сентиментальная наивность. Я знаю, насколько по-настоящему, по самой серьёзной мерке, важны такие письма с детскими рисунками. Бойцы их носят в нагрудных карманах, их перечитывают, с ними умирают.

Тот герой, кто за Родину горой

В этой школе проблем с отзывчивостью, теплотой и своевременностью нет.

— Работаем в две смены, — говорит, показывая на маскировочные сети, натянутые на рамы, завуч по воспитательной работе Татьяна Георгиевна Жукова. А рядом стоят и плетут серо-белёсые зимние сети дети разных возрастов. Здесь же, в школьном волонтёрском штабе, который разбили прямо в коридоре, стена с коробками-посылками бойцам. На окне — батарея из жестяных банок, наполненных воском. Это свечи для фронта. На стене — список детей, их более 20: с первого по девятый класс. И перечень уроков, с которых педагоги дали согласие их отпускать: физкультура, технология, музыка, ИЗО.

— Учителя считают, что здесь дети сделают больше, — комментирует список глава отряда «Горячие сердца», педагог дополнительного образования 41-й школы Наталья Потапова.

— Но детей никто не заставляет, сами приходят — и не только на уроках, всё свободное время готовы отдавать этому. Меня радует, что они и сами горой друг за друга. И малыши, и те, кто постарше, — рассказывает Наталья. — Приходят помогать с братьями, сёстрами, друзьями. Однажды времени было в обрез, я говорю: «Ребята, не успеваю со всеми делами». И в 8 часов утра они пришли ко мне домой, без предупреждения. Помогают ведь тогда, когда помощь нужна, а не когда возникнет желание и найдётся время. Мой брат собрал машину для изготовления лент, которые мы вплетаем в сети. Она дома у нас стоит. Вот ребята и присоединились к процессу — резали ленты для защитных сетей. Вообще ленточный процесс очень тонкий с точки зрения колористики.

Я видела, как волонтёр Марина Касьянова летом с кусочками ткани подходила к кустам — прикладывала,
чтобы добиться нужного тона лент.

Окопные свечи

В 41-й школе не только плетут защитные сети, но ещё и свечи льют, которыми можно осветить и обогреть блиндаж, на которых готовят еду в полевых условиях.

— У нас есть сотрудница, — продолжает Наталья.

— Она как-то предложила свиной жир переплавлять в свечи. Так случилось, что у неё дома оказалось много этого продукта, куда его деть? И мы в школьной столовой вместе с поварами и учителями наполняли жиром жестяные банки.

— Мы дома специально покупали кукурузу в банках, — говорит третьеклассница Ева Меркулова. — Кукурузу перекладывали, а банки приносили в школу.

— Вы не сомневайтесь. Вещь хорошая, работающая, — говорит Наталья. — Такие свечи горят и дают тепло 3-4 часа. Мы с дочкой тестировали дома: на них яичницу даже можно жарить.

Настоящий учитель

Тут же знакомит с другим ноу-хау — сухим душем, который незаменим и ценен в сложных, некомфортных военно-полевых условиях. Дети пропитывают салфетки специальным составом, который используется для ухода за лежачими больными. Но достаточно 30 мл воды — и прекрасное моющее средство, не требующее смывания, готово.

Рядом сидит боец, который подтверждает полезность школьного изобретения. Это муж Натальи — Сергей Потапов, артиллерист. Пришёл на новогодние праздники в отпуск. Остался один день — и на фронт. Сергей до прошлого лета работал учителем математики и информатики.

— Когда началась спецоперация, я понимала: муж уйдёт на фронт, — рассказывает Наталья. — Он в армии не служил, но из военной семьи. Мы смотрели сводки новостей, и разговор постоянно ходил вокруг мысли «нужно что-то делать». Я тогда сказала: «Ты сначала учеников своих выпусти, пусть экзамены сдадут…» Так и случилось: летом прошлого года, после экзаменов, Сергей ушёл добровольцем.

От героев былых времен

В этой школе каждый по капле вносит вклад в общее дело. На входе висит «Коробка доброты», куда школьники, педагоги и родители жертвуют посильные деньги для боевых нужд. Проводят «День стольника», ярмарки, а с вырученных денег покупают необходимое для военных оборудование.

Ученик того же 3 «Б» Степан Корнеев в 2022-м занял 1-е место в матчевой встрече по боксу, посвящённой воинам российской армии, участвующим в спецоперации. «Этот тоже из бойцов», — подумала о парнишке. Тем более что в школе этих мальчишек и девчонок воспитывают на примерах настоящих героев.

Классный руководитель 3 «Б» Людмила Валериевна Гаршина, имеет дворянские корни. Её прадед Иван Степанов — офицер царской армии, в Первую мировую воевал на Кавказском фронте.  Это ему «святой Георгий тронул дважды пулею не тронутую грудь». В семье Людмилы Валериевны хранят наградные Георгиевские кресты, фотографии, покрытые патиной времени, но не забвения.

— Сейчас новая эпоха, — говорит учитель, — но она не дверь, которая захлопнулась за святой Русью, за Россией, как некоторым хочется думать, ушедшей в небытие. Здорово и правильно, когда дети знают историю своего государства. Да, будучи людьми, у которых всё впереди, их интересует будущее. Но и прошлое России, благоденствующей страны, её национальная культура, её люди, её дух им тоже интересны. Я рассказываю детям о тех, кто нашу великую Россию защищал в прошлом. Они знают, что такое офицерская честь. Известна фраза русских офицеров: «Честь необходима, жизнь не столь уж необходима». Она говорит о том, что для людей чести легче умереть, чем предать Родину или своих товарищей. Для русского
человека ничего не изменилось. И сейчас ежедневно перед таким же выбором люди, которые отстаивают нашу страну в зоне СВО.

Текст: Светлана Чеботарёва
Фото: Сергей Паршин