Новым дирижёром духового оркестра Дома музыки стал Василий Збаражский
Один взмах палочки — и он запускает большой механизм оркестра, приглашая зрителя в чудесный мир музыки. Его работа с виду кажется несложной, однако именно от дирижёра зависит, как будет сыграна композиция.
Василий Збаражский — новый художественный руководитель и главный дирижёр духового оркестра Дома музыки. Он строит далеко идущие планы. Верит в безграничный потенциал своего оркестра и уверен: им ещё удастся удивить и восхитить зрителя.
Мечта отца
Родился Василий Збаражский на побережье Чёрного моря, в солнечном Туапсе. Отец работал столяром-краснодеревщиком, мама трудилась швеёй и воспитывала четверых сыновей. Когда Василию было 10 лет, родители переехали в Волгоград.
— Здесь и произошло моё становление как музыканта. Мой отец всегда мечтал играть на кларнете, но его жизнь сложилась по-другому, — рассказывает Василий Ярославович. — И он решил, что именно я смогу воплотить его мечту в жизнь. В 11 лет он отвёл меня в музыкальную школу.
Музыкант и преподаватель
После окончания школы Збаражский поступил сначала в Волгоградское училище искусств, после отучился в Ростовской консерватории.
В Липецк переехал в 2008 году к родственникам жены и устроился музыкантом в духовой оркестр.
— Большая часть моей творческой жизни прошла именно здесь. Поначалу Липецк казался мне слишком медленным городом, — говорит Василий Збаражский. — Я привык к постоянному движению и более активному ритму. Но сейчас мне он нравится — уютный, спокойный и комфортный для жизни. Кроме того, здесь есть возможности творчески развиваться.
В нашем городе Василий Ярославович начал передавать свои знания юному поколению — устроился преподавателем кларнета и саксофона в детскую школу искусств № 6 и педагогом в колледж искусств имени Игумнова.
Семья у Василия Збаражского тоже музыкальная: супруга работает концертмейстером в детской школе искусств № 6, сын учится на саксофониста и уже работает в оркестре у отца, а 14-летняя дочь осваивает кларнет.
Большая музыка
Ещё играя в ростовском оркестре, Збаражский был заворожён так называемой «большой музыкой». Соприкоснувшись со звучаниями симфонической и оперной музыки, в основе которой лежат сложные мелодии Шуберта, Бетховена, Штрауса и Дебюсси, он загорелся мечтой о дирижёрстве. В 2012 году поступил в академию имени Гнесиных, чтобы обучиться оперно-симфоническому дирижированию. В 2021 году стал вторым дирижёром в духовом оркестре. В 2023-м — возглавил его.
Единое целое
Если наблюдать за работой Збаражского, видно, что дирижёр координирует игру оркестра, задаёт темп, динамику, управляет процессом исполнения — создаёт стройную трактовку музыки всеми участниками оркестра. С помощью жестов даёт условные координаты, благодаря которым оркестранты определяют точный момент звучания. Дирижёр призван возглавлять и выполнять роль направляющего, собирая всех участников оркестра воедино, чтобы создать гармонию в многообразии.
— Дирижёр, в отличие от музыкантов, работает на опережение. Он находится раньше во времени и перед тем, как они вступают, уже видит всю форму выступления. При разумном руководстве даже самый невзрачный оркестр сыграет лучше, чем он может. При плохом — даже самый хороший будет играть формально, — уверен Збаражский. — Я не диктатор, как было раньше принято у дирижёров. Я скорее первый среди равных. Зритель приходит к нам на концерт за эмоциями, и мы обязаны ему их дать. Здесь своя система: я подаю эти эмоции оркестру, а музыканты отдают их в зал, и уже спиной чувствую, слушает ли нас зритель, в восторге он или скучает.
Рука или палочка
Дирижёрскую палочку часто называют продолжением руки дирижёра. Она концентрирует внимание исполнителей, делает жест дирижёра более чётким и читаемым. Есть что-то магическое и гипнотизирующее в узорах, которые она рисует. Некоторые дирижёры в порывах негодования на оркестрантов разбивают палочку вдребезги, а некоторые даже не используют её.
— В гневе разбивать палочку мне ещё не приходилось, а вот в воздухе разлеталась, — смеётся Василий Ярославович. — Недавно я лишился своей любимой палочки, которая прослужила мне верой и правдой девять лет. На нашем концерте «Эволюция рока-2» играли Metallikа. От вибраций палочка разлетелась на кусочки — настолько я увлёкся движениями. Пришлось заканчивать концерт руками.
По словам дирижёра, как правило, правая рука тактирует палочкой, а левая — «общается» с музыкантами.
Ломая стереотипы
Принято считать, что духовой оркестр не относится к большой музыке. Он малочисленный — около 30 человек. В симфоническом, например, играет до 80 музыкантов. К тому же симфонический оркестр состоит из струнных, духовых, ударных и клавишных инструментов. В духовом же основные инструменты — это трубы, тромбоны, кларнеты и флейты. Но вальсы, марши, польки — это не про Збаражского. Он мечтает привнести в наш город новое веяние классической музыки. И хотя опыта ещё не так много — в свои 50 лет он лишь начинает серьёзный путь дирижёра, — планы Збаражского амбициозны.
— В октябре мы провели первый концерт под моим руководством, который так и назывался «Большая музыка — духовым оркестром», — поделился дирижёр. — И, несмотря на то что у нас отсутствуют струнные, музыканты хорошо справились. Ведь это очень тяжело — передать симфоническую музыку одними лишь духовыми инструментами.
В ожидании Нового года
Сейчас духовой оркестр готовит новогоднюю программу. 28 декабря в Липецком Доме музыки прозвучат классические и эстрадные хиты, среди них: Чик Кория, Фредерик Лоу, Стинг, Майкл Джексон, АББА.
— Неважно, что мы играем, — говорит Василий Збаражский, — главное, сделать так, чтобы классическая музыка, исполняемая в стенах Дома музыки, несла драйв, волновала, вызывала бурю чувств и эмоций.
Текст: Анжелика Пишикина
Фото из архива героя