Липецкий завод по производству электроавтомобилей презентовал новую модель — Evolute i-SKY
Evolute — электромобильный бренд № 1 в России — запустил серийное производство стильного электрического кроссовера. Предзаказы уже стартовали, и в ближайшее время новые модели появятся в дилерских центрах. Журналисты «Первого номера» одними из первых смогли увидеть готовый образец, познакомиться с производством, узнать о комплектации и преимуществах электрокара, а также прокатиться на новеньком авто.
За год — пять моделей
В сентябре прошлого года на заводе ООО «Моторинвест» в Краснинском районе состоялся запуск первого в стране специализированного завода электромобилей под брендом Evolute. Производство включает в себя подстанцию на 20 МВт, три этажа и цеха покраски, сварки и сборки общей площадью 68 тысяч кв м. Начальные вложения в перспективный проект составили 13 млрд рублей.
— Наш завод единственный в России выпускает легковые электромобили. В первый год работы было представлено две модели — седан i-Pro и кроссовер i-Joy. Сейчас у нас вышел на конвейер первый i-Sky, до конца года появятся i-Jet и минивэн i-Van, — рассказал на презентации заместитель гендиректора по производству фирмы «Моторинвест» Сергей Мамонтов. — Всё это время мы анализировали и насыщали рынок. У нас много корпоративных клиентов, в том числе такси и каршеринг. Достаточно было и розничных покупателей. Пилотные модели показали себя отлично, и сейчас вы можете увидеть их на улицах города. Это следующий шаг в автомобилестроении. Транспортные средства экологически безопасны и экономичны.
К электромобилю надо привыкнуть, надо понять. Пройдут годы, и он займёт свою нишу на рынке.
Новейшая модель
Запас хода при полной зарядке у электрокроссовера i-Sky превышает 500 километров, мощность двигателя — 204 лошадиные силы. Машина способна разгоняться до 100 км/ч за 8,6 секунды, а её максимальная скорость составляет 180 км/ч. Стоимость новой модели — 4 млн рублей с учётом господдержки и 5 млн без неё.
— I-Sky оснащена панорамной крышей, есть обогрев передних сидений с вентиляцией и массажем, камеры кругового обзора, автономный отопитель, а также системы предотвращения столкновения, экстренного торможения, предупреждения о выезде с полосы и контроля мёртвых зон, — знакомит с моделью руководитель технологического отдела Владимир Карпов.
Первую модель, которую мы увидели, собрали буквально на наших глазах. Кроссовер был сине-зелёного цвета.
В линейке также будут автомобили белого, серебристого и чёрного цветов.
Сборка
На складе ждут своего часа десятки блестящих кузовов. Их везут из Китая, как и большинство деталей электротранспорта.
— Количество моделей пока пять, но в дальнейшем, возможно, будет больше, — проводит для нас экскурсию начальник отдела технического контроля Андрей Михайлов. — Сборка проходит в три этапа: установка внутренних элементов салона (система ГЛОНАСС, телематика и т. д.), силовых элементов (батарея, подвеска, двигатель, бамперы), установка колёс, фар и оставшихся элементов. От пустого кузова до готовой машины путь длится около трёх с половиной часов.
В сборке одного электрокара задействовано не менее 30 человек, всего на заводе работает более 200 сотрудников. За месяц они своими руками создают порядка 25–45 автомобилей.
— Китай предоставляет нам всю информацию для обучения сотрудников. Наши технологи изучают, проверяют, собирают один автомобиль сами. И только потом мы выводим кузова на линию, чтобы на практике обучить людей, — поясняет Андрей Михайлов.
Говоря о преимуществах, он выделяет у электрокара мягкую подвеску, что даёт комфорт и чёткое сцепление с дорогой. Кроме того, на новых моделях, таких как i-Sky и i-Van, мощность батарей увеличена до 86 кВт*ч, что и позволяет им проезжать пять сотен километров. Но цифра эта условна — всё зависит от условий вождения. Срок службы батареи электрокара — 10 лет.
Локализация
На фоне санкций и трудностей в экономике как никогда необходимо развивать собственное автомобильное производство. С минимальным привлечением импортных составляющих. Тем более что в ОЭЗ «Липецк» есть заводы, выпускающие запчасти для авто. Так, YOKOHAMA занимается производством шин, ООО «МЕТАЛИТ РУС» — частей и принадлежностей для автомобилей и их двигателей, ООО «Эгида» производит пенополиуретан, из которого изготавливаются автомобильные сиденья. И это не весь список.
Пока же за год работы предприятие «Моторинвест» достигло с нуля 15% локализации.
— Сейчас из российского внутри у наших авто — дополнительный аккумулятор, система ГЛОНАСС, телематика, колёса (кроме резины). Мы, конечно, заинтересованы в максимальной локализации. С уходом затрат на логистику снизится и стоимость комплектующих автомобиля. Пока мы работаем над этим вопросом. Рассчитываем достигнуть полной локализации производства лет через 11–12, — говорит Михайлов.
Машина нового времени
На заводе нам удалось прокатиться на электрокаре i-Pro. Безусловные достоинства электромобиля — это быстрый старт, лёгкость, плавность и бесшумность движения. Среди плюсов также можно отметить экологичность и бюджетную «заправку». У противников электромобилей есть один аргумент: «А как на нём уехать за 400–500 км?» Пока это сложно: развитой инфраструктуры в России нет, станции быстрой зарядки найдёшь не везде. Если в Липецке их достаточно, то уже за пределами — в глухой деревне — возникнет проблема. А бегать по частным домам в поисках розетки, «встав» посреди ночи по пути в столицу, — такая себе затея.
Но в городских условиях липецкий Evolute зарекомендовал себя весьма неплохо. Машины этой марки уже пополнили автопарк такси некоторых крупных компаний не только в Липецке, но и в курортных городах, например в Сочи.
Рекомендовано для чиновников
В октябре этого года Минпромторг представил список автомобилей, рекомендованных к использованию госслужащими. Липецкий Evolute в этом реестре представлен сразу тремя моделями: I-Pro, I-Joy, I-Sky. Однако по мере выхода новых моделей на рынок рекомендованный ряд автомобилей будет расширен. Также в список для приоритетного использования государственными и муниципальными служащими в служебных целях попали автомобили брендов Lada, УАЗ, «Москвич», Aurus, Evolute и Haval.
Текст: Анжелика Пишикина
Фото: Сергей Паршин