Юрий Осипов – один из немногих, кто может управлять раритетным трамваем
Каково это — изо дня в день ездить по одному и тому же маршруту? Юрий Александрович Осипов уверяет: из-за постоянной смены сезонов, людей и вагонов скучать вагоновожатому просто некогда.
Маршрут известен
Юрий Александрович пришёл в депо в 1985 году на должность водителя трамвая 3-го класса. Он начинал работать на рижских трамваях РВЗ-6 (сейчас один из них стал своеобразным памятником на территории депо), работал начальником маршрута, чуть позже — заместителем начальника депо по эксплуатации. Признаётся, работа вагоновожатым не каждому по плечу.
— Нужно встать в четыре утра. Затем на машине или дежурном автобусе приехать на работу. Потом самому сесть в кабину и управлять составом: внимательно следить за ходом вагонов, механизмами, проверять токоприёмник, реагировать на дорожную ситуацию, — поясняет водитель.
Вагон радости
Освоил Юрий Александрович и управление «старожилом» липецкого парка — трамваем марки МС-4, знаменитым Лип Липычем, Он был передан в наш город в 1987 году. Вагон модели МС-4 привезли из Ленинграда к 40-летию Липецкого трамвайно-троллейбусного управления в качестве экскурсионного. История у трамвая богатая и славная. Его построили на знаменитом Путиловском заводе в 1932 году. В блокаду трамвай работал как грузовой, после войны помогал в восстановлении города. В Липецке вагону вернули пассажирский салон и присвоили бортовой номер ЭВ-01 — «экскурсионный вагон № 1».
— Первый раз я вышел на линию на Лип Липыче в 2007 году. Всегда приятно видеть эмоции липчан, особенно детей. Когда этот трамвай подходит к остановке, пассажиры сразу начинают улыбаться. Можно сказать, что радости как раз целый трамвайный вагон. Управлять Лип Липычем, конечно, нелёгкая задача, так как сегодня мы работаем на совершенно иных трамваях. Но Лип Липыч — душевная машина.
За свой труд Юрий Александрович награждён почётными грамотами областного управления дорог и транспорта, благодарственным письмом администрации Липецка.
До скорых встреч
Трамвайное дело для Осиповых тоже стало семейным. В 1990-х на предприятии работали отец и сестра Юрия. Александр Иванович был кузнецом, а Нина Александровна — табельщицей. С 1999 года в депо в должности электрогазосварщика трудится племянник — Алексей Завалишин.
Юрий Осипов надеется, что родственников, связавших свою жизнь с электротранспортом, станет больше.
— У меня два внука и внучка, возможно, кто-то из них продолжит династию. Тем более к нам поступили такие красивые современные трамваи! Конечно, нужно переучиваться, чтобы управлять новым подвижным составом: там современная электроника, — поделился Юрий Осипов. — Больше всего люблю встречи с людьми. Пассажиры заходят — нужно обслужить их качественно, с любовью. Кого-то подождёшь, если бежит, опаздывает. В ответ получаешь благодарность, искреннее спасибо, а на прощание — до встречи. Это ведь и есть самое главное — хорошо делать свою работу.
Текст: Анна Дикарева
Фото: Сергей Паршин