Остров джаза

Фестиваль «Джаз на Зелёном острове» собрал больше 6 000 зрителей

Ярко, романтично и невероятно зажигательно! Липецкий Зелёный остров вновь стал материком для музыкальных эстетов. Открыла программу московская группа REVO BAND. В её составе — участники шоу «Голос», «Доброе утро», «Шаболовка, 37». Они исполнили известные композиции в стиле фанк-джаз.

Акапельное пение и битбокс от JUKEBOX TRIO зарядили эмоциями разные поколения. Парни представили мировые хиты, хиты 90-х и авторские композиции. Группа стала финалистом шоу «Главная сцена» на канале «Россия-1» и лауреатом фестиваля «Новая волна» в Юрмале. Эмоционально взорвала публику кубинская исполнительница Иллиана Санчес. Латиноамериканские мотивы и сногсшибательная энергетика девушки заставили танцевать даже партер. Кубинка не смогла удержаться и спустилась в него к подпевающим зрителям. В этот вечер у девушки точно прибавилось поклонников. Одной из долгожданных стала встреча с Тиной Кузнецовой — проектом Zventa Sventana. В стиле фолк-джаз певица исполнила свои известные песни «Сухотушка», «Сашенька» и другие. Под «На горе мак» на танцполе не осталось места: люди объединялись в хороводы и весело плясали. Завершился вечер выступлением группы EILENCRIG CREW и Александра Панайотова. До начала творческого вечера корреспондент «Первого номера» пообщался с известным во всём мире российским трубачом, художественным директором фестиваля Вадимом Эйленкригом.

Сыграть лучший в жизни концерт

— Вадим, как вы стали художественным руководителем «Джаза на Зелёном острове», чем вас заинтересовал этот проект?

— К Липецку у меня особое отношение: однажды на концерте — это было давно — со мной познакомился трубач из Липецка Алексей Зайцев. Он просто сел в машину, приехал на мой концерт в Москву, ему понравилось. Мы дружили, он организовал несколько концертов нашего коллектива в Липецке. Позже бросил музыку, ушёл работать в липецкую ГИБДД.

В какой-то момент мне предложили стать художественным руководителем фестиваля, даже не думая, согласился. Притом что фестивалей, которые я курирую, много. Ещё один, наверно, не взял бы. Но этот особенный. И такое отношение со стороны липецкой администрации, работать одно удовольствие. Все настолько дружелюбны и помогают реализовывать любые творческие идеи.

— Какие поступали отзывы после первого фестиваля?

— После первого фестиваля в основном общался с администрацией Липецка. Говорили, что все довольны и всё хорошо. Собственно, поверил на слово. Не вижу основания не верить таким людям.

Публика, которая не ушла

— У вас есть личные критерии удавшегося фестиваля?

— Да, конечно. Самое главное — погода, шучу. Показатель удавшегося фестиваля — это, во-первых, публика, которая пришла, и публика, которая не ушла. Она может разочароваться и уйти. Такое тоже бывает. Публика, которая придёт в будущем году. Во-вторых, когда на фестиваль ты приглашаешь новых артистов, а они уже знают, что это отличный фестиваль, и заранее согласны. Значит, фестиваль хорош и со стороны организаторов, и со стороны вообще всего артистического. На этот фестиваль нам было очень легко всех приглашать. Хочу верить, что в следующий раз будут дополнительные трибуны и они будут заполнены.

— В своих интервью вы говорите о том, что для вас важно постоянно совершенствоваться, наверняка вы что-то отметили для себя, исправили или привнесли в этот раз.

— Не буду обманывать, к лайн-апу (заявленный состав исполнителей или групп на концерте. — Прим. ред.) первого фестиваля мы не имели большого отношения. Его выбирали не мы. Надо сказать, что он был очень хорошим: два народных артиста — Даниил Крамер и Сергей Жилин, большой джазовый оркестр Петра Востокова. Наш второй фестиваль, с точки зрения джаза, менее традиционный. Он современнее. И это тоже даёт мне надежду, что мы привлечём ещё больше публики. Весь лайн-ап был предложен нами. Мы его утверждали и доказывали, что он должен быть именно такой. И это предмет моей гордости, потому что фестиваль можно поместить в любую географическую точку: Латинскую Америку, Азию, куда угодно — везде он будет очень удачным.

— Прошлый фестиваль был посвящён 100-летию джаза. Если я правильно поняла, сейчас задача — привлечь молодёжь.

— Нет. У нас нет такой задачи. Цитируя Михаила Жванецкого: «Если бы мы захотели, молодёжи бы вообще не было» (улыбается). Задача — привлечь людей любого возраста. Без разделения на социальные, национальные, этнические, культурные аспекты. Мы хотим видеть людей, которые чувствуют. Джазовые концерты хороши тем, что на них всегда собираются эмоциональные единомышленники. Скажу вам честно, когда выхожу на сцену, у меня всегда одна и та же задача — сыграть лучший в жизни концерт. Даже своим музыкантам перед выходом на сцену говорю: «Помните, мы здесь для того, чтобы сыграть лучший концерт». Соответственно, когда составляли программу этого фестиваля, у меня тоже была цель — собрать лучший лайнап джазового фестиваля.

 — Импровизация будет?

— Только она и будет. Вообще всё это импровизация.

По принципу — лучшие

— Какими критериями вы руководствовались при составлении программы?

— По принципу — самые лучшие. Мы подумали: если у нас есть возможность пригласить лучших, почему бы и нет? REVO BAND — чудесные молодые амбициозные супермодные ребята с правильным выбором музыки и отношением к ней. Zventa Sventana (Тина Кузнецова) — совершенно невероятный, такой народный этноэлектронно-модный проект. Просто супер! JUKEBOX TRIO — безумно талантливые ребята, я их просто обожаю. Веду большую музыкальную программу на телеканале «Россия Культура», у нас очень много гостей. Однажды пришла девушка с группой «Ритмы Гаваны». Это была Иллиана Санчес — невероятной красоты. Она по подаче, посылу, улыбке, вокалу похожа на Уитни Хьюстон. С ней произошла чудесная история: она с Кубы, встретила в одном из городов России на каком-то концерте гитариста Олега, и они стали мужем и женой. Она осталась здесь, не вернулась на Родину. Теперь приехала в Липецк придавать нашему фестивалю статус международного. Лайн-ап классный, публика пришла, с погодой повезло, считаю, что мы в этом году убедили всех, что должен быть третий фестиваль.

— Почему специальным гостем выбрали именно Александра Панайотова?

— Он один из моих любимых артистов. Признаться, не так много вокалистов, которые интересны Eilenkrig Crew. Александр Панайотов запредельно талантливый человек и поёт как инструменталист. Для него голос — инструмент. Очень редко о ком-то из вокалистов могу такое сказать. Буквально есть ещё два-три человека, которых мне было бы приятно и интересно пригласить.

— В одном интервью вы рассказали, что джаз, смешанный с электронной музыкой, воспринимаете как шутку, хотя и профессиональную. Тина Кузнецова смешивает фольклор и электро. Как вы оцениваете этот симбиоз?

— Наверно, это было в контексте, и я про себя это говорил. Когда работаю с диджеями, для меня это такой фан, шутка, не отношусь к этому серьёзно. Но у Тины немножко другое — там изначально написана музыка, она не напевает что-то сверху. Музыка создаётся под звучание. У неё очень серьёзный проект. На мой взгляд, в любом проекте должны быть мастерство, профессионализм. К тому же он должен быть понятен. Не люблю непонятное искусство, потому что за чем-то непонятным часто скрывается аферизм. И обязательно должна быть свежая идея. То есть для меня искусство — профессионализм, идея и реализация.

Открыть себя для отклика

— Вы говорили, что слушать джаз и понимать его — не одно и то же. Есть формула, как в нём разобраться?

— Джаз понимают единицы. Как правило, это люди со специальным образованием, потому что даже люди с просто хорошим музыкальным образованием не всегда его понимают. В нём гармонии, лады, обыгрывания, надо знать очень много: кто, когда, что и как играл. Вот чувствовать джаз — совсем другое. Надо просто открыть себя, и, если в тебе откликнется, значит, и понимать не обязательно.

— Что может дать джаз каждому из тех, кто пришёл на фестиваль?

— Вообще искусство — это всегда про эмоции, и понятно, что эмоции бывают разные и вызывают их тоже разные вещи. Как говорил один мой знакомый: «Выбить слезу можно и ударив коленом между ног, а можно растрогать человека чем-то безумно прекрасным». Джаз прежде всего уникален тем, что музыкант делает на сцене здесь и сейчас. Это не академический музыкант, который перфектно исполняет что-то по нотам. Ты понимаешь, насколько он талантлив, в какой он форме, даже как он чувствует, но никогда не скажешь, как он мыслит, потому что мыслит композитор. В джазе всё наоборот. В джазе мыслит музыкант, и он на сцене. Он делится именно тем, что у него сейчас. Когда говорят, что джаз — музыка не для всех, это не значит, что для этого нужно иметь особое образование или воспитание, но для этого однозначно надо иметь какую-то особенную душевную организацию, быть очень восприимчивым к чувствам. Опять же, есть ещё один нюанс — чтобы в тебе разбудили эту любовь, важно, кто это сделает. Я, может быть, наивный человек, но мне кажется, что настоящий профессионализм всегда понятен. Ты можешь ничего не смыслить в балете, но тебе всё равно хватит понимания, кто делает это идеально, а кто не очень хорошо. На сцене во время фестиваля выступают именно те самые люди, которые могут либо пробудить любовь к джазу, либо укрепить её.

Липецку повезло

— Как вы относитесь к тому, что в последнее время джаз становится неким элементом антуража успешного человека. Это хорошо или плохо?

— Наверно, это неплохо. Была мода читать книги, и людям, которые не читали, было стыдно сказать, что они не любят читать. Наверно, это то же самое. Хорошо, что джаз становится некой знаковой вещью и люди ссылаются на него, чтобы подчеркнуть уровень своей культуры. Мы же прекрасно понимаем, что иногда достаточно надеть смокинг, чтобы выпрямиться и чувствовать себя солиднее. Здесь тоже вначале человек скажет, что любит джаз, или соврёт, потом подумает: «Что же я люблю?» Поставит джаз, и в этот момент случится чудо — джаз ему понравится. Или нет, но он всё равно скажет другому, что слушает такую музыку. Другой тоже решит послушать.

— Вы знакомы с липецкими коллективами, можете кого-то выделить?

— Да, конечно. Липецку очень повезло. Блестящий саксофонист Никита Зимин живёт в Липецке. Он здесь руководил джазовым оркестром, потом духовым. Сейчас стажируется в театре Станиславского и будет академическим дирижёром. Запомните это имя. Он очень талантлив. Также я выступал с Липецким духовым оркестром и бэндом.

Один из вариантов будущего

— Есть идеи о следующем фестивале?

— Только одна мысль — как соответствовать такому лайн-апу, артистам, которые на этом фестивале. Понятно, что у нас много артистов и проектов, но этот фестиваль задал серьёзную планку. Хотя с Анатолием Владимировичем Якутиным у нас был разговор. У меня есть проект с симфоническим оркестром, такой симфо-джазовый кроссовер (когда артист добавляет в исполняемую композицию одного жанра элементы, характерные для других жанров. — Прим. ред.). Может, вообще посадить на сцену этот оркестр и сыграть одно из отделений. Это один из возможных вариантов.

Текст: Виктория Толчеева

Фото: Сергей Паршин