В конце лета дорожный ремонт на объектах проходит строгий контроль качества
В августе у дорожных работников во всех смыслах горячая пора. Это и жаркая погода, и подходящие к финишу ремонты участков дорог и мостов. Перед сдачей объектов специалисты проверяют качество ремонта — пробы асфальта проходят многоуровневый контроль в нескольких лабораториях.
Сроки — на контроле
На финишной прямой — ремонт участков дорог по национальному проекту «Безопасные качественные дороги». Мэр Липецка Евгения Уваркина вместе с профильными специалистами проверила, как продвигаются работы на нескольких объектах.
На улице Кривенкова специалисты компании «СДК» заменили старое покрытие проезжей части на участке от проспекта 60 лет СССР до Свиридова. Общая протяжённость — более 1,7 км. На дороге уже есть свежая разметка, обновлён тротуар со стороны Молодёжного парка. Работы пока не завершены: подрядчик готовит песчано-щебёночную подушку дорожки в пешеходной зоне.
Председатель городского департамента дорожного хозяйства и благоустройства Павел Звонарёв уточнил, что специалисты не нарушают график: они должны обновить улицу до конца лета. Евгения Уваркина подчеркнула, что заказчик — управление главного смотрителя — должен проконтролировать соблюдение всех технологий и сроков работ.
Обновляют по графику
Проинспектировала мэр и ещё один объект, который приводят в порядок по нацпроекту «БКД», — улицу Московскую. По словам заместителя главы Николая Дергунова, основные работы здесь выполнены. На участке протяжённостью 2,5 км уложены два слоя нового асфальтобетона. Вероятно, будут заменены остановочные павильоны — в управлении главного смотрителя рассматривают такую возможность.
На остановке «Технический университет» предприниматели планируют открыть по обеим сторонам дороги торговые точки. Ведутся работы над созданием павильонов.
— Мы проверили, как идут дорожные работы на Кривенкова и Московской. И на той, и на другой улицах в график укладываемся. В сентябре всё будет готово, — сделала вывод мэр города.
Сокол оперяется
С середины августа подрядная организация «Инфинити Групп» приступила к ремонту второй половины Сокольского моста — по направлению от улицы Студёновской в сторону Сокола. Его тоже приводят в порядок на нацпроекту «БКД».
— На сегодняшний момент идут работы по демонтажу на второй половине моста, — рассказал заместитель генерального директора ООО «Инфинити Групп» Максим Колпаков. — Это те же работы, как и на предыдущем участке: замена изношенного асфальтобетонного покрытия, тротуарных ограждений, восстановление деформационных швов, нанесение разметки. Будут ещё установлены ограждения и видеокамеры.
Под мостом работы почти завершены. Рабочие очистили поверхности опор, ригелей и крайних балок пролётных строений, восстановили защитный слой бетона.
Исторический облик
Куратор объекта от управления главного смотрителя Сергей Акулов обратил внимание, что на ограждениях моста сохранены привычные и узнаваемые для горожан символы — соколы.
— Мы максимально точно передали исторический облик соколов. Символы выполнены из композитных материалов, а не из чугуна, как раньше. Благодаря этому облегчается уход за сооружением. Изготовил соколов наш местный производитель, — пояснил Сергей Акулов.
Всего на данный момент, как отметили специалисты, выполнено около 70% от общего объёма работ.
— Ремонт объекта продолжается. Одну сторону отремонтировали, остались небольшие работы на ней выполнить, — подвёл итог Виталий Лесных, начальник управления главного смотрителя. — Но для эксплуатации она готова, поэтому открыли и запустили по ней движение. Отставаний по графику нет, планируем сдать объект до конца года.
Лабораторные работы
Конечно, визуальный осмотр объектов — это лишь одна из начальных стадий контроля за дорожными ремонтами. Перед сдачей в эксплуатацию непосредственное качество асфальта проверяют в нескольких лабораториях по десяткам параметров. В составе отдела контроля качества есть передвижные диагностические лаборатории и стационарное здание. Сначала «в поля» выдвигается мобильная лаборатория.
Происходит это следующим образом. Работники мобильной лаборатории выезжают на участок дороги с новым покрытием. При помощи специального аппарата они примерно через каждые 300 м вырезают из асфальта образцы — керны диаметром 70 мм, внешне похожие на шайбы. Специалист оформляет акт с указанием точного места отбора пробы и толщину слоёв покрытия.
Затем образцы увозят в стационарную лабораторию. Здесь начинается самая ответственная часть. Современные приборы позволяют определить соответствие асфальтобетона новому ГОСТу, принятому в 2020 году. В первую очередь лаборанты промывают и сушат до постоянного веса керны.
— Наша главная задача — определить физико-механические свойства материалов: плотность, среднее насыщение бетона, предел прочности на сжатие, состав смеси на соответствие всем критериям ГОСТа, — рассказала начальник отдела качества лаборатории «Дорожного агентства» Елена Быковских. — Подрядчики уже дисциплинированы: стараются выполнять работы в нормативе, сначала и сами испытывают асфальт. Если что-то не так — корректируют.
В этом году отрицательных заключений лаборатория не выдавала, подчеркнула специалист.
Трасса на экране
Отремонтированную дорогу параллельно со стационарной проверяет передвижная дорожная лаборатория «Трасса». Компьютер, подключённый к камерам и датчикам, рисует на экране автодорогу. Её исследуют по 19 параметрам. Инженер изучает продольный и поперечный уклоны, ширину, ровность. А сцепление колёс с готовым покрытием проверяют при помощи прицепа: на скорости 50–60 км машина увлажняет асфальт водой и блокирует колесо. В это время датчик определяет коэффициент сцепления шины с поверхностью.
Как рассказали специалисты, на качество дорог, помимо состава асфальтобетонной смеси, влияет и температура укладки (она достигает +140°C). А вот после приёмки объекта состояние покрытия будет зависеть от сверхнормативных нагрузок.
Семь раз отмерь
Если специалисты выявляют недостатки, то составляют соответствующие акты. Подрядчики получают предписания устранить недочёты в установленный срок. Получается, что дорожным компаниям невыгодно ремонтировать дорогу некачественно: иначе придётся её переделывать и тратить дополнительные деньги.
Поэтому, как в известной пословице, перед работами и во время них качество асфальта проверяют не единожды, чтобы на финише уложить ровное и прочное дорожное полотно.
Текст: Анна Дикарева
Фото: Сергей Паршин, Александра Пастушенко