В Доме Мастера открыли выставку живописца, который учился у Сорокина
Пейзажные работы кисти народного художника России почётного гражданина Тверской области Николая Дочкина (1935–2015) сложились в выставку «Небо Николая Дочкина» (6+).
Елец и Виктор Сорокин
Николай Дочкин родился в Тульской области. В подростковом возрасте переехал с семьёй в Калинин (так называлась Тверь с 1931-го по 1990 год). Там и начал свой творческий путь с художественной школы. Мечтал о Москве, но без столичной прописки начинающего художника в учебное заведение не приняли. Так он попал в городок попроще — Елец. Но вряд ли это можно назвать неудачей. Ведь в Елецком художественном училище его педагогом стал всенародно любимый и признанный мастер Виктор Сорокин.
— Очень символично, что эту выставку мы открываем в Год педагога и наставника, — отметила заместитель начальника управления культуры и туризма Липецкой области Надежда Зарникова. — Это ещё одна возможность удивиться тому, каких прекрасных продолжателей своего таланта оставил наш великий мастер.
Правда, елецкая учёба Дочкина была совсем недолгой: в 1955-м художника призвали в армию. В это время училище расформировали. И Николай Дочкин после службы наконец исполнил давнюю мечту — учиться в Москве. Но влияние липецкого мастера Виктора Сорокина осталось при нём навсегда.
— Внимание к цвету, живописность роднят Николая Дочкина и Виктора Сорокина, — считает заведующая филиалом Липецкого областного краеведческого музея — Дом Мастера Лючия Сорокина.
Жена художника
Выставка не состоялась бы без супруги Николая Дочкина — преподавателя СПбГУ Татьяны Малькевич, которая присутствовала на открытии экспозиции в Доме Мастера. Когда журналисты стали интересоваться у неё: «Как подписать ваше интервью — вдова художника?», Татьяна Малькевич возмущённо ответила: «Ни в коем случае — жена художника».
Николай Дочкин ушёл из жизни в 2015 году, а она до сих пор говорит о нём так, будто он здесь. Кажется, что просто пишет очередной пейзаж на пленэре или дорабатывает полотно в мастерской. Словом, он очень занят. Поэтому на открытии выставки его представляет супруга.
— Я не думаю, что он встречался и как-то контактировал с Сорокиным после учёбы, — говорит Татьяна Малькевич. — Он был очень занят, постоянно писал.
Кажется, не только «художника обидеть может каждый», но и жену художника. При общении она довольно остро реагирует на не по нутру сформулированные вопросы. Скажем, когда речь заходит о местах, в которых был написан тот или иной пейзаж, ультимативно проясняет:
— Он не места писал! Он писал философские картины. Это всё образно и без привязки к месту.
Небесная экспозиция
Тем не менее география работ обращает на себя внимание: Ока, байкальские пейзажи, тверские зарисовки. Впечатляет и география пребывания работ не только в галереях и музеях, но и в частных коллекциях: Англия, США, Япония, Китай. Множество работ выложено на сайте dochkin.ru — это детище его супруги.
— Скажите, вы стали таким как бы менеджером своего мужа-художника ещё при его жизни или после ухода? — осмеливаюсь задать вопрос гостье из Твери.
— После, — на этот раз без обид отвечает Татьяна Малькевич. — А в этот сайт я всю себя вложила: тут и описания картин, и фотографии. А здесь —в видео — картины показываются на фоне музыки Чайковского.
— Это он сам выбирал?
— Что «сам выбирал»?
— Музыку. Любил Чайковского? Писать, может, под эту музыку любил?
— Ох, нет, чего это там «выбирал»! —снова переходит на тон активной, властной и деятельной супруги, которая всё сама-сама-сама, пока творец где-то будто бы тут —в соседней комнате —пишет. Творит. В облаках-небе. А это всё земное — не для художника, а для нас с вами.
Находясь среди этой небесной экспозиции картин, в общем-то, кажется неважным — твёрдо ли сейчас стоит автор ногами на земле или уже много лет, как слился с теми самыми облаками со своих полотен. Потому что творчество продолжает жизнь благодаря его таланту и неутомимости влюблённой в него и его работы супруги.
А на что действительно стоит обратить внимание, так это на то, как меняется тональность картин на протяжении жизни автора и соотносятся краски его пейзажей разных лет с историческими событиями и настроениями в обществе в то время. Самая ранняя работа экспозиции — 1967 год. Последняя —«Мартовский снег» 2014-го.
Текст: Елена Мамцева
Фото и видео автора