В Липецкой области растёт спрос на местные бренды
За последний год в Липецкой области количество организаций лёгкой промышленности увеличилось на 20% и приблизилось к 200. Из них более 50 ориентированы на экспорт. И если санкции представители лёгкой промышленности научились легко обходить, то нехватку швей каждый решает по-своему.
Нужны швеи, а не блогеры
Масштабный профильный форум «Стиль48» прошёл в одном из крупных липецких торговых центров и объединил свыше 100 дизайнеров-производителей, модельеров и стилистов. В рамках форума была открыта выставка-ярмарка с одноимённым названием, где липецкие производители выставили свои изделия. За три недели продажи составили около 450 тысяч рублей. Наибольшим спросом пользовались украшения и аксессуары ручной работы, постельное бельё, домашний, кухонный и банный текстиль, детская одежда из натуральных тканей.
— Мы создаём актуальную одежду лаконичного дизайна, — рассказывает руководитель бренда NATGO Наталья Черкашина. — Разрабатываем её и шьём в собственном цехе лимитированными партиями. Чтобы она радовала не один год, преимущественно используем шерсть, лён, хлопок, шёлк. Искусственные материалы — только в праздничных коллекциях. Сейчас интересное время, время возможностей. С рынка ушло много иностранных магазинов. Но в нашем бизнесе есть определённые подводные камни.
И один из них — нехватка рабочей силы. Особенно швей.
— Нужна поддержка государства, чтобы популяризировать профессию швеи и поднять её статус, — считает Наталья. — Чтобы девушки хотели стать швеями, а не блогерами. Все верят в лёгкие деньги, быстрый успех, но так не бывает. Все видят конечный результат, но не видят изнанки.
Ещё один камень преткновения в продвижении местных брендов одежды — цена. Минимальная стоимость сарафана или платья от бренда Черкашиной — 6 500 рублей.
— Мы платим достойную зарплату нашим сотрудникам, поэтому есть сложности с окончательной ценой, — поясняет Наталья.
В штате у Натальи 10 сотрудников. Их зарплата варьируется от 40 до 60 тысяч рублей. Магазины работают в Липецке и Воронеже. В планах расширить производство, чтобы покрыть потребность магазинов. Наталья уже подала заявку на получение финансовой поддержки от государства. Если она будет одобрена, субсидию направит на приобретение нового оборудования.
Рабочая сила из Воронежа
Компания KelliQvin производит корпоративную одежду. Два года назад типография, где уже на готовую одежду наносили шелкографию и делали вышивку, превратилась в швейную фабрику полного цикла.
— Заказчики сказали, что хотят одеваться в хорошую одежду, — рассказывает представитель компании Светлана Руденко. — Мы закупили оборудование. Цех и сотрудников нашли в Воронеже. Там со швеями проще. Набрали 38 человек. У нас в области умерло обучение. Учат на стилистов, дизайнеров, а рабочих профессий практически нет. Думаю, что государство обратило внимание на эти пробелы и начало их заполнять.
По словам Светланы, санкции практически не отразились на производстве. Сейчас её главные поставщики — Италия, Турция, Египет и российский город Иваново:
— В чём-то стало сложнее, в чём-то легче. Сотрудничаем с дружественными странами. Выстраивается производство внутри страны. Будем на месте учиться, производить ткани, красить, шить.
В числе заказчиков корпоративной одежды от KelliQvin крупнейшие парфюмерно-косметические сети, розничные торговые компании, хоккейный клуб «Авангард».
— Будем расти, открывать новые магазины, — говорит Светлана. — Продукцию активно покупают в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Омске, Москве. География широкая.
Своя кузница кадров
Острее введение санкций ощутил проект Loveratextile. Его руководитель Екатерина Маракулина говорит, что при закупках ткани, фурнитуры возникли проблемы с логистикой:
— Если мы хотим приобрести хорошие итальянские ткани, то делаем это через третьи страны — Казахстан, например. Также используем сырьё из Кореи и Китая.
Проблему нехватки специалистов решили по-своему. Создали свою кузницу кадров. Сейчас штат состоит из 10 сотрудников.
— Берём даже людей, не связанных со швейным бизнесом, — делится Екатерина. — Обучаем их с нуля. Ведь если есть желание, то всё возможно.
Открытость — философия бренда. Производство и шоурум находятся в историческом центре города, здесь можно посмотреть, как шьют заказ, пообщаться с конструктором.
— Наша миссия — осознанное потребление, — говорит Екатерина. — Мы хотим показать, как создаётся одежда, чтобы люди видели, с каким трудом это происходит, и относились к ней бережно. Стоимость изделий варьируется от 4 до 11 тысяч рублей.
Для поддержки производственников в области разработан ряд мер. Это грант «Лёгкий старт» — по нему можно получить до 600 тысяч рублей, грант для социальных предприятий и молодых предпринимателей до 25 лет до 500 тысяч рублей, субсидия для продвижения товаров на маркетплейсах до 500 тысяч рублей, льготные микрозаймы от 1 до 6%.
Текст: Виктория Толчеева
Фото: Сергей Паршин