Липецкие волонтёры доставили помощь бойцам в Бахмут
Бахмут (Артёмовск) 20 мая полностью перешёл под контроль ВС России. В последние дни это была одна из самых горячих точек на карте СВО. Как говорят сами бойцы, здесь было особенно «жарко», самый «солнцепёк». Плечом к плечу воевали и частные военные компании, и мобилизованные, и добровольцы. Они вели бои не просто за городские кварталы, бойцы выгрызали у противника каждый сантиметр территории ради освобождения мирных граждан Донбасса.
Нет дороги назад
Добраться сюда волонтёру практически невозможно. Организатор группы «Zа победу 48» Данил Праскурин — один из тех бесстрашных, кто смог доставить груз в самое пекло. Дорога до места назначения была непростой. Уже на территории Донбасса волонтёры немного заблудились, пришлось перестраивать маршрут. Потом перегрелась «Газель», на которой везли основной груз. На помощь пришли военные: выехали навстречу и перегрузили всё на «Урал».
— Были не в самом Бахмуте, но очень близко. Разгрузка была на пункте, куда, по возможности, по несколько человек выводят бойцов, чтобы они могли помыться, переодеться, поесть. Они проводят там всего один-два дня, потом снова возвращаются на передовую, — рассказывает Данил.
Настораживающая тишина
Данил целый год возит гуманитарную помощь нашим бойцам (см № 35 от 2022 года). Многое успел повидать. Но так близко к передовой он ещё не был.
— В пункте разгрузки было несколько человек. Одни с ранениями, ждали машину, чтобы их доставили в госпиталь, другие вышли из «огня» привести себя в порядок. Но тут, где не так «громко», они выглядели растерянно. Их настораживала тишина. Они уже привыкли к бесконечным обстрелам — гулу войны. Их руки, лица стали цвета земли. Даже после бани до конца не отмываются, настолько земля въелась в кожу. Бойцы отряда месяцами живут в крошечных землянках, которые делают сами вручную, как говорится, кровью и потом.
Строго по списку Груз собирали по списку, что дал старшина роты: металлическая сетка-рабица, чтобы защитить технику, много ручного инструмента: пилы, молотки, топоры, лопаты, гвозди, саморезы. Закупили навесные умывальники. Липчанки сшили дождевики, специальные «пятиточечники», которые можно разложить и прикрыть ими спину.
— В отряде много липчан. Есть мужчина, ему 56, он ещё в советское время проходил срочную службу в морфлоте. Не смог смириться с происходящим и добровольцем отправился защищать Родину, — рассказывает Данил. — Парень из Липецка ушёл на фронт добровольцем на своей «Газели». Работает водителем — отвозит раненых, доставляет боеприпасы и провизию. Ему нужны были колёса. Купили.
Самый нужный груз
Команда «Zа победу 48» уже собирает новый заказ.
— Туда можно тоннами возить влажные салфетки. Ребята говорят, что надо памятник поставить тому, кто их придумал, — говорит Данил. — Оценили бойцы и сухие души. Вода питьевая — вещь дефицитная. Бывает, что доставить её на передовую невозможно из-за обстрелов. Иногда бойцы набирают воду даже из луж, фильтруют через сложенные в несколько слоёв бинты, потом кипятят и пьют. В большом количестве нужны «расходники»: трусы, носки, футболки. А на лето — спрей от комаров. Его делаем сами. Закупаем специальный концентрат и разводим. Рецепт подсказал парень, который был снайпером в спецназе.
Как Михаил Калашников
Волонтёры не только доставляют спецпомощь, но и сами мастерят различные военные приспособления. Причём некоторые идеи подсмотрели у ВСУ, которые уже девять лет воюют с Донбассом.
— Будем пробовать делать новые сапёрные щупы. Да, у ребят есть миноискатели, но они издают звук, а это небезопасно. Есть армейские щупы, но они с металлическим наконечником. А украинцы ставят мины, которые реагируют на металл. То есть если к ней прикоснуться щупом, она может сдетонировать. Нужен диэлектрический наконечник. Уже придумал, что сам щуп сделаем из пластиковых труб, а наконечник из стекловолокна. Это, правда, пробный вариант, будем его дорабатывать, — поделился планами новый Калашников. — Заказали переходники на автомат АК-74, чтобы можно было метать гранаты до 200 метров. Ещё нам должны привезти переходники для РПГ под миномётный снаряд. Миномётную установку нужно устанавливать, каждый раз прицеливать, выстраивая координаты, и нужно два человека на неё. А так один человек может прицелиться и выстрелить.
Вкус дома
Данил сожалеет, что в этот раз не удалось привезти бойцам домашней еды. Там, «за ленточкой», привычные на «гражданке» вещи приобретают совершенно иную цену. Даже детские письма и сладости способны не только поднять настроение, но и укрепить боевой дух.
— Спланировать точную дату поездки к отряду, что держит оборону Бахмута, было невозможно из-за активных боевых действий. Поэтому и заказать нашим помощницам, чтобы они что-то приготовили, не смогли. Бойцы мечтают о домашней еде, сухпай уже надоел. В следующий раз обязательно договоримся с девчонками, чтобы наготовили, и повезём домашнее.
Наша миссия
Быт «за ленточкой» — это не романтика, а тяжёлый и рискованный труд. Но никто не жалуется, бойцы говорят: работу эту выбрали по зову сердца и ни о чём не жалеют. Многие и вовсе называют спецоперацию миссией по защите людей.
— Побывав там, на линии фронта, один раз увидев своими глазами всё происходящее, уже невозможно остановиться и сказать: «Всё. Это была последняя поездка». Это затягивает, поглощает тебя. А искренняя благодарность бойцов придаёт силы возвращаться туда снова и снова. Мне помогает очень большое количество людей. Мы будем поддерживать бойцов, и когда-нибудь это будет наша общая победа!
Текст: Марина Костюк
Фото: Сергей Паршин и из архива героя