Как липецкие строители восстанавливают Мариуполь
В восстановлении разрушенных городов Донбасса и присоединённых территорий, по данным Минстроя России, участвуют от 40 до 60 тысяч строителей. Будет восстановлено 6 200 объектов. Треть специалистов трудится в Мариуполе. Город очень сильно пострадал. Сейчас под руководством липецкого ФКР там работают около 500 наших строителей.
Город, которого нет
По данным, которые в прошлом году озвучил бывший мэр Мариуполя Константин Иващенко, в результате боевых действий в городе повреждено 60–70% зданий, а 20% жилых домов вообще не подлежат восстановлению. Как рассказывал Путину вице-премьер Марат Хуснуллин, который курирует восстановление Мариуполя, солдаты ВСУ, покидая город, расстреливали дома из танков, хотя в этом не было никакой военной необходимости.
Мариуполь, получивший статус города по указу Екатерины II на год раньше Липецка, во многом сопоставим с нашим городом. Он, правда, на 100 кв. км меньше. Но если посчитать население Мариуполя и нескольких соседних районов, которые входят в мариупольскую агломерацию, выходит, что до специальной военной операции там проживало примерно столько же народа, сколько и у нас: в Липецке 496 тысяч чело[1]век, в Мариуполе — 457 тысяч. И тут, и там главные предприятия — металлургические комбинаты: в Липецке НЛМК, в Мариуполе — «Азовсталь», которая в прошлом году в течение нескольких месяцев не покидала новостные ленты.
Чтобы понять, как много нужно сделать в том числе и липецким строителям в Мариуполе, представьте масштаб Липецка — по размерам они сопоставими.
Липчане работают отлично
В восстановлении Мариуполя участвуют ФКР из 13 регионов России. Для работы в мариупольском проекте выбрали самых лучших, передовиков в своей отрасли, тех, кто хорошо справляется со своей работой дома и должен безукоризненно справиться со своей задачей в Мариуполе. В марте, когда туда прилетал Путин, Марат Хуснуллин похвалил наших строителей.
— Липчане отлично работают, — сказал он.
Под началом липецкого ФКР в Мариуполе 11 компаний, пять из них липецкие. Они должны отремонтировать 27 жилых домов, детский сад, школу и технический лицей.
— Мы начали работать в Мариуполе в августе прошлого года, — рассказал «Первому номеру» и. о. генерального директора ФКР Липецкой области Роман Сапрыкин. — У нас был там 31 объект. 30 нужно было отремонтировать, один — снести, он не подлежал ремонту. На сегодняшний день мы отремонтировали два дома на 100% и сдали их администрации города. По всем остальным работы ещё ведутся. Я думаю, что большой объём сдачи будет в апреле-мае.
Будет разительно отличаться
Те, кто в последние полгода регулярно бывает в Мариуполе или работает там постоянно, говорят, что город заметно преобразился по сравнению с тем, что было там в августе прошлого года.
— Когда я приехал в Мариуполь в первый раз, — рассказывает Роман Сапрыкин, — увидел удручающую и, может быть, даже шокирующую картину. Дома в ужасном состоянии. Чёрные от дыма. Стены побиты снарядами. Где-то из них торчат стабилизаторы от мин. По улице идёт маленькая девочка, волоча по земле большого плюшевого медведя: грязного, оборванного. Идёт к себе домой. У её дома нет крыши. Квартира накрыта сверху какой-то зелёной плёнкой.
Как рассказывает Роман Сапрыкин, из-за того, что в ДНР, и в Мариуполе в том числе, не было своего ФКР, жильцам приходилось делать наружные ремонты за свой счёт. У кого были деньги, те утепляли свои квартиры, например, пенополистиролом, у кого нет — жили с голыми стенами. Поэтому многие дома в городе пока похожи на одежду с разноцветными заплатками.
Строителям, которые работают на субподряде у липецкого ФКР, предстоит ещё отремонтировать фасады домов по красной линии. Ожидается, что лето они потратят на наружную отделку зданий.
— Я думаю, в сентябре-октябре Мариуполь будет разительно отличаться от того, как он выглядит сейчас, — говорит директор ООО «УК «КРС» Олег Сизов, это одна из подрядных липецких организаций. — В прошлом году нашей основной задачей было восстановить тепло, покрыть крыши, поставить двери и застеклить окна — они по всему городу вылетели от взрывов. Тогда главное было, чтобы люди могли перезимовать. На красоту никто внимания не обращал. Сейчас ударными темпами по всему городу делают фасады. Проезжаешь по улицам, на каждом доме люльки висят и стоят строительные леса.
Люди возвращаются домой
По словам Константина Иващенко, к августу прошлого года в Мариуполе из 431 тысячи человек оставалось всего 200 тысяч жителей — получается, почти половина мариупольцев ушла из города по гуманитарному коридору. Но сейчас люди потихоньку возвращаются в город.
— Я была там шесть раз, и в первые приезды в Мариуполь там, действительно, было совсем мало людей и машин, — рассказывает пресс-секретарь липецкого ФКР Наталья Моисеева. — Многие жили ещё в подвалах и готовили еду на улице. Идёшь по дворам, смотришь, женщина варит на костре борщ. Машин практически не было. А сейчас там такое оживлённое движение, что на дорогах даже пробки появились. Вообще, город изменился. Если не обращать внимания на дома, которые ещё не успели восстановить, Мариуполь — город как город. Там можно купить кофе, сходить в кафе, есть где остановиться. А во время первых командировок мы ночевали в посёлке в 25 км от Мариуполя, а то так и вообще в Ростове, потому что в городе не было ни гостиниц, ни съёмных квартир.
176 млрд рублей
По словам председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина, ведомство которого подсчитывало ущерб, нанесённый Мариуполю, на восстановление города потребуется около 176 млрд рублей.
Все деньги будут выделяться из федерального бюджета. Как заявил министр финансов Антон Силуанов на заседании в Госдуме, в бюджет России на 2023 год и плановый период 2024–2025 годов заложены средства на восстановление Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей: «Предусмотрены расходы на выполнение всех тех же обязательств, которые существуют во всех субъектах Российской Федерации. И предусмотрели средства для восстановления экономик регионов после тех разрушений, с которыми сегодня они сталкиваются», — отметил министр.
К слову сказать, средства, предусмотренные на капремонт липецкого жилья, в Мариуполе ФКР Липецкой области не тратит.
— Это разные деньги, — говорит Роман Сапрыкин. — На капремонт в Мариуполе идут федеральные средства, в Липецке — как обычно и в том же объёме — средства ФКР, то есть взносы, которые платят собственники. Если кто-то думает, что мы жертвуем подрядчиками в пользу Мариуполя, то это тоже не так. У нас нет дефицита строительных организаций, готовых работать с ФКР.
Герои тыла
Нельзя, конечно, сравнивать героизм тех, кто находится сегодня на линии огня, и тех, кто работает в Мариуполе, где кровопролитные бои давно закончились. Тем не менее те, кто восстанавливает город, работают не в таких спокойных условиях, как если бы они чинили крыши и меняли водопроводные сети у себя в спокойном Липецке.
В Мариуполе, рассказывают наши строители, есть проукраински настроенные горожане, надеющиеся, что над городом когда-нибудь снова поднимут украинский флаг. Местные, которым возвращаться под власть Киева не хочется, называют их «ждунами». Но «ждуны» не представляют для наших строителей никакой опасности — они даже работают в российских бригадах. Опасность представляет то, что после Великой Отечественной называли «эхом войны».
— Перед тем как мы отправились в Мариуполь, — рассказывает Олег Сизов, — с нами провели беседу специалисты, дали рекомендации, как себя вести в разрушенных зданиях и вообще в городе: там могли где-то остаться мины, растяжки и так далее. Это на всякий случай, конечно, перед тем, как мы туда зашли, наши минёры обшарили там каждый квадратный сантиметр. Но особенно первое время чувствовали себя как-то не очень спокойно.
Все свои
С местными, в том числе и с теми, кто ждёт, когда их накормят украинскими галушками, у липчан добрые отношения. Наши, отправляясь туда, обязательно прихватывают с собой гуманитарку — у них там ещё очень плохо, и им помогают. Все же — свои.
— Все мариупольцы до 30 сентября прошлого года, — говорит Олег Сизов, — какой бы национальности они ни были, отличали себя от наших тем, что себя называли русскими, а тех, кто приезжал из России, — россиянами.
В ведомстве Марата Хуснуллина в прошлом году разработали 100-страничный мастер-план восстановления Мариуполя, по которому город собираются возродить за три года. Кроме восстановления жилых домов и социальных объектов планируют построить улично-дорожную сеть, современную набережную, многопрофильный медицинский центр. Как рассказывают сотрудники липецкого ФКР, в Мариуполь перебрасывают из России такое огромное количество стройматериалов и строительной техники, что на дорогах, которые ведут в город, образуются пробки по 20–25 км длиной.
Текст: Виктор Унрау
Фото: пресс-служба ФКР Липецкой области, правительство Липецкой области