Тест-драйв на батарейках

Электробус КАМАЗ 6282 проходит обкатку в Липецке

Автобусная остановка «28 микрорайон». Точно по графику почти бесшумно к ней подъезжает новый для Липецка вид транспорта — электробус. По внешнему виду, если не считать синего цвета корпус, практически ничем не отличается от привычных газомоторных автобусов.

Замечаний нет

Пассажиров с улыбкой встречает водитель. В кабине у него тоже ничего необычного. Разве что вместо привычного индикатора топлива на панели управления — уровень зарядки аккумуляторов. Это едва ли не единственный показатель, за которым приходится следить водителю.

Вместимость электробуса КАМАЗ 6282 — 85 человек, для сидения — 35 мест. Пассажиры отмечают, электробус отличается от автобусов заметно более плавным ходом, особенно во время начала движения и при торможении. Молодёжь оценила наличие в салоне USB-разъёмов для зарядки мобильных телефонов.

Так же как и в обычных автобусах, есть кнопки подачи сигнала для требования остановки. Но в электробусе на них дополнительно нанесена информация шрифтом Брайля для слабовидящих и слепых пассажиров.

— Я на автобусе редко езжу, а тут раз — и сразу на электробус попал, — говорит один из пассажиров Иван Тоболин. — Мне кажется, когда он едет, в салоне тише, чем в автобусе. Единственное, на остановках, когда двери открываются, они сильно шумят.

— Это включается тепловая завеса, — объяснил заместитель директора по эксплуатации МУП «Городской пассажирский транспорт» Дмитрий Ушков. — Когда на улице прохладно, чтобы при открытых дверях в салон не поступал холодный воздух, его перебивает поток тёплого, а летом всё будет наоборот. Это позволяет сохранять комфортную температуру в салоне. — Тогда всё отлично. Никаких замечаний нет. Беру свои слова обратно, — уже улыбаясь, отвечает Иван Кузьмич.

 Нужна подзарядка

Электробус, сделав два круга по маршруту, возвращается в депо. Причина — необходимость постоянной подзарядки аккумулятора.

— Производитель заявляет, что запас хода — 100 км, — говорит Дмитрий Ушков. — На полную зарядку аккумулятора на станции ультрабыстрой зарядки машине необходимо всего 30–40 минут. Потом электробус снова возвращается на линию. В Москве такие станции установлены на конечных остановках, поэтому и нужды сходить с маршрута нет.

 Экспертная оценка

Оценить преимущества нового транспорта липчане смогут до 24 апреля. Встретить электробусы можно на разных маршрутах. Их специально будут менять, чтобы протестировать по максимуму. А вот водитель электробуса Галина Синюкова уже дала свою экспертную оценку:

— Мне нравится. В управлении лёгкий, удобный. Салон по-домашнему уютный. А «заправляться» можно, не выходя из кабины. Подъехал к зарядной станции, нажал на кнопку, пантограф (манипулятор для погрузочно-разгрузочных работ, «механическая рука». — Прим. ред.) поднялся — батарея заряжается. Электробус более манёвренный, разгоняется мягче, тормозит быстрее. Работала на троллейбусе, на трамвае, последнее время водила автобус, стаж работы водителем — 12 лет, поэтому могу уже и оценить машину.

От выгоды экологической к экономической

Одно их главных преимуществ электробуса КАМАЗ 6282 перед автобусом — экологичность: нет вредных выбросов. Перед троллейбусом — манёвренность и возможность поехать по любой улице вне зависимости от контактной сети. Говорить же об экономической выгоде липецкие специалисты МУП «Городской пассажирский транспорт» пока не берутся. Но, как заверяют их московские коллеги, суммарные затраты на эксплуатацию электробуса на 10% ниже, чем у троллейбуса.

— Пока мы оцениваем только эксплуатационные характеристики: комфортность управления и обслуживания, манёвренность на наших дорогах, на сколько хватает заряда аккумулятора и другие показатели, — пояснил Дмитрий Ушков. — Экономическую составляющую можно оценить только при полноценной долгосрочной эксплуатации, когда будут установлены зарядные станции на маршрутах.

Если тест-драйв электробусов в Липецке пройдёт успешно, то уже к концу года на улицах города появятся 10 новых аналогичных машин и будут установлены три зарядные станции. Всё это закупят в рамках концессионного соглашения по модернизации трамвайной системы. Всего на развитие городского электротранспорта Липецк получит 4,5 млрд из федерального бюджета, 5% к этой сумме добавит область.

Текст: Марина Костюк

Фото: Оксана Макарова