Стать лучшими

Руководство главного театра области поделилось творческими — и не только —планами на будущий сезон

Липецкий театр драмы имени Толстого в этом году завершит сезон на месяц раньше. Всё из-за ремонта. Его должны закончить к осени. Но стройка в здании не означает каникул для артистов. Труппа занята репетициями, гастролями и уже… подготовкой к открытию нового, 103-го театрального сезона.

Снять шторы

1 сентября липчане не узнают свой любимый театр. Его внешний вид полностью преобразится. Нет, вносить изменения в конструкцию здания никто не собирается. Современный облик театру и прилегающей территории придаст необычная подсветка. «Световой куб, световое пятно, которое будет привлекать внимание» — так, по замыслу дизайнеров, теперь должен выглядеть театр имени Толстого. С панорамных окон снимут тяжёлые шторы, которые не пропускают ни свет, ни звук. По сути, театру вернут первоначальный облик, задуманный ещё в советское время. Фасад решено сделать таким, каким его представлял московский архитектор Марк Бубнов, получивший за липецкий театр Государственную премию.

— Мы изменим фасад. На наш взгляд, будет очень красиво. Открытые окна, люстры, много света. Будет праздник. Интересная архитектурная фишка нашего театра — лестница. Потёмкинская, как мы её шутя называем, — рассказал на пресс-конференции и. о. м директора театра заслуженный работник культуры России Валерий Русин (руководит театром с февраля 2023-го. — Прим. ред.). — Важно, что ступеньки — и те, что снаружи, и те, что внутри: лестница из фойе на второй этаж — идут синхронно. Когда мы освободим окна от штор, публика в вечерних платьях внутри и люди в верхней одежде снаружи увидят друга. Получится очень интересный эффект присутствия.

Пространство заиграет

В театре полностью заменят кровлю. Приведут в порядок пространство у здания — тут поработают над озеленением, обновят плитку. Внесут технические изменения в малую сцену — улучшат шумоизоляцию, чтобы репетиции и спектакли на ней можно было проводить в то же время, что и на большой. Новый смысл обретут зрительские части интерьеров. Вот что ожидает, к примеру, фойе второго этажа:

 — Тут под ковролином мрамор, вы представляете? Мы его откроем, зачем такую красоту скрывать? — делится планами Валерий Владимирович. — Здесь будем проводить выставки работ липецких художников и фотографов, будет ненавязчиво звучать живая классическая музыка. Пространство заиграет совершенно по-другому.

Четыре месяца перемен

В театре благодарны руководству области. Говорят: на Соборной поддерживают все их задумки. Вот и средства на ремонт — около 80 млн рублей — выделили из областной казны. Тут поставили амбициозную задачу сделать Липецкий академический лучшим в России — и одним из лучших в Европе. Уже купили качественную дорогостоящую аппаратуру для сцены.

— Мы следим за развитием театральных тенденций, — пояснил Валерий Русин. — И не покупаем то, от чего отказывается Москва. Покупаем то, что она только планирует купить.

К сожалению, пока не будут реконструировать зрительный зал — это из разряда планов на будущее. В перспективе возможна полная его трансформации, например, полностью убирать кресла. Но уже пересмотрели подсобные помещения и гримёрки — их сделают удобнее для артистов.

— Актёр — штучный товар, его надо оберегать, — улыбается Русин. — Он должен и работать, и восстанавливаться в комфортных условиях.

Ремонт начали 15 апреля. Дедлайн — 1 сентября. К этому сроку всё, что задумали, должны воплотить в жизнь.

Гастрольный мини-фестиваль

Последними спектаклями в 102-м сезоне на сцене Липецкого академического стали постановки Калужского театра «12 стульев» и «Золотой телёнок» режиссёра Роберта Манукяна. Липецкие же актёры в рамках обменных гастролей в Калуге показали три своих популярных спектакля: «Шикарная свадьба», «Слишком женатый таксист» и «Пришёл! Увидел! Полюбил!». После Калуги эти же постановки увидят в Орле. Затем — гастроли в Мичуринске, Воронеже, районах Липецкой области. В планах — участие в крупных российских фестивалях.

— Поедем на фестиваль «У Троицы» в Сергиевом Посаде, нас уже не первый раз туда приглашают, — рассказала заместитель директора театра Елена Борисова. — Там мы покажем наш «Русский роман». Осенью планируем гастроли в Севастополе, сейчас обсуждаем репертуар, который туда повезём.

Премьеры класса премиум

Старт 103-го театрального сезона намечен на 26 сентября. В год 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова в рамках 39-х «Липецких театральных встреч» прозвучат его опера «Алеко» и 2-я симфония. Их исполнят артисты Большого театра. Затем академическую программу продолжит оперный гала-концерт «Молодые голоса Большого театра».

Премьеру сезона — оперетту «Летучая мышь» — готовят худрук Воронежского театра драмы имени Кольцова лауреат «Золотой маски» Владимир Петров и всемирно известная оперная певица Любовь Казарновская. Народный артист России профессор кафедры мастерства актёра ГИТИСа Борис Морозов приступает к постановке «Таланты и поклонники» по пьесе Островского. В юбилейный год Островского увидит свет и премьера «Не всё коту масленица», пьесу ставит заслуженный артист России Николай Чебыкин.

— Мы с нетерпением ждём начала «Липецких театральных встреч», — поделилась Елена Борисова. — Кроме Большого, к нам пообещали приехать театр «Современник», Московский академический театр имени Маяковского. Мы бы очень хотели, чтобы в фестивале приняли участие и наши дорогие друзья — Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр. Мы возьмём на себя все расходы по их приезду.

Без главного режиссёра

В новый сезон театр войдёт без главного режиссёра. Корреспондент «Первого номера» спросил, почему на пресс-конференции не присутствует заслуженная артистка России Елена Оленина — ещё недавно она совмещала в театре имени Толстого две должности: директора и главного режиссёра. Елена Оленина возглавила театр в августе прошлого года (см. интервью в № 34 от 6 сентября 2022 года). В феврале 2023-го она оставила пост директора театра. И хотя официально ещё нигде не озвучено, но с апреля Елена Оленина больше не главный режиссёр театра.

— С главным режиссёром контракт подписывает областное управление культуры. По каким причинам они расторгли контракт — не нам судить, — пояснил Валерий Русин. — Работает ли этот товарищ в театре — нет, не работает. Да, это творческий человек, который ставил хорошие спектакли. Но, наверное, творчество — оно захватывает, и для него требуется огромное время. И, может быть, на каком-то этапе человек принял такое решение. Но, повторюсь, это прерогатива управления культуры. Спектакли её как шли, так и будут идти, спектакли хорошие.

Кто станет главным режиссёром, пока неизвестно. Проблема с теми, кто отвечает за репертуар, в театре Толстого началась после расторжения контракта с Сергеем Бобровским, который поставил ряд сильных спектаклей в Липецке с 2008-го по 2018-й. Вот уже пять лет у главного театра области нет постоянного главного режиссёра.

Профориентация по-липецки

Совместно с региональным управлением образования и науки артисты Липецкого академического реализуют театрально-образовательный проект «Школа». При театре откроют подростковую студию актёрского мастерства.

— Будем проводить мастер-классы с детьми, творческие экскурсии по театру: по закулисью, по музею, — объяснил заместитель директора театра Максим Заврин. — Будут и выездные мероприятия по области, составлен график таких поездок. Это очень объёмный проект. Уже на следующей неделе выезжаем в Краснинский район. В театре решили возобновить подготовку талантливых подростков

к поступлению в театральные вузы. Учеников 9–11 классов осенью пригласят на просмотры. Тех, кому повезёт попасть в число счастливчиков, будут обучать театральному мастерству не только в теории. Ребятам будут давать небольшие роли в реальных спектаклях.

— Почти половина нашей труппы сейчас — те люди, которые 20 лет назад пришли в нашу молодёжную студию, организованную ещё Владимиром Пахомовым, — добавил Заврин. — Они получили высшее театральное образование и вернулись на родную сцену. Труппу нужно обновлять притоком молодёжи.

Текст: Марина Карасик

Фото: Сергей Паршин