Разговор о важном

Липецкие школьники поставили спектакль про СВО

Спектакль «Плохая квартира» (12+) в постановке школьного театра «Дебют», возможно, первый не только в Липецке, но и в России, который посвящён теме СВО. Школьники переосмыслили пьесу советского драматурга Виктора Славкина. Пьеса-гротеск, написанная в 1966 году, спустя более полувека на школьной сцене вдруг стала пьесой-откровением, прозрением и предсказанием.

 Жить на войне

Пьеса очень короткая. Всего за 30 минут зрителю расскажут про будничный ужас жизни в Донбассе. По моим личным ассоциациям, плохая квартира — это Донецк. Таким он мне всегда представлялся после рассказов беженцев и наших добровольцев, уехавших туда ещё в 2014-м. Итак, простая семья, состоящая из Мужа (Иван Березнев), Жены (Варвара Шепелева) и Мамаши (Валерия Козак), вынуждена жить в действующем тире. Жизнь людей подчинена чёткому расписанию: они прекрасно знают, когда и куда стреляют. Они обедают, спят, ведут разговоры под выстрелами, под контролем оптического прицела. И… они смирились с ситуацией и даже приспособились к ней.

Приехавший в гости Племянник (Руслан Фасахутдинов) сначала приходит в ужас, а потом даже романтизирует такую жизнь, говорит, что и своим родителям предложит нечто подобное. — Такие спектакли нужно показывать — это о войне в Донбассе. Друзья, коллеги там. С детьми нужно говорить о серьёзных вещах, — такие мнения высказывали взрослые, пришедшие в школу № 55 посмотреть детский спектакль, который оказался совсем недетским.

Школьный дебют

Театральная студия «Дебют» в школе № 55 «Лингвист» действует с 2013 года. Ею руководит актриса и режиссёр Стелла Елфимова. За эти 10 лет она воспитала целую плеяду талантов. Вот и сейчас, пока писалась эта статья, её учеников, участников спектакля, чествовали в Санкт-Петербурге на награждении всероссийского конкурса «Шедевры из чернильницы». Стелла Евгеньевна сама в 2019 году на фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества «Слияние культур» в Казани получила первую премию за режиссуру. Выбор этой пьесы режиссёр объясняет просто: дети захотели поставить.

— Я принесла французские комедии. Но дети решили, нужно что-то серьёзное. Дети говорят мне: нам нужно понять, почему мы сейчас воюем на Украине, — рассказала Стелла Евгеньевна. — У меня зять в зоне СВО. Моя дочь дважды возила гуманитарный груз. Сейчас открыла цех: шьёт аптечки, носилки, плащ-палатки. У многих ребят родственники в зоне СВО. Так что все мы, каждый из нас тесно связаны со специальной военной операцией. И нам надо понимать, что там происходит. Сейчас нет пьес и рассказов, которые бы объясняли происходящее в Донбассе. В семьях даже горячие дискуссии разворачиваются об этом. Я вспомнила про пьесу Славкина. Сейчас она мне показалось очень актуальной. Тир — это Донбасс, где живут мирные люди. Стрелок — собираемый образ наёмников НАТО. Восемь лет назад война пришла в Донбасс, Украина в лице НАТО убивала мирных жителей, не военных, а именно стариков и женщин.

Заработать на войне

В этой пьесе один отрицательный герой — Стрелок. Именно благодаря живым мишеням его тир стал очень популярным и приносит баснословные прибыли.

 — Всё оправдывается. Всё рентабельно, — объясняет семье свой бизнес Стрелок. — Вы, мои дорогие, вы мой самый главный производственный успех. Как вы думаете, почему все ходят в наш тир? Им очень любопытно следить, как вы тут выживаете. Особенно интересно, как это удаётся старушке.

Если это перевести в плоскость современных цифр, то из-за конфликта на Украине и подрыва «Северного потока» импорт сжиженного природного газа из США в Европу вырос на 260%. Продажа американского оружия союзникам в 2022-м по сравнению с 2021-м — почти в два раза: с 15 млрд долларов до 28. Как говорил немецкий драматург Бертольд Брехт: «Войны будут, пока хоть один человек сможет зарабатывать на них».

Не стать Стрелком

Стрелку противостоит Племянник. Это одна из трудных и неоднозначных ролей. Её играет восьмиклассник Руслан Фасахутдинов. С одной стороны, его герой романтизирует Стрелка и даже хочет быть похожим на него. Но когда ему в руки дают оружие и предлагают стрелять в живых людей, он отказывается.

— Это прямая аналогия с тем, что происходит в Донбассе, — рассуждает Руслан. — Очень легко можно провести аналогии, достаточно понять, кто жертва, а кто охотник. Сначала Племяннику даже понравилось жить в такой квартире. И ему самому захотелось стрелять. Но на самом деле он не хочет убивать людей.

— То есть ваш герой предпочитает стать жертвой?

— Да, получается так, — юноша задумался. — Потому что охотники — жестокие.

И если для взрослого зрителя было важно противостояние Стрелку, то для самих детей-актёров главное — провести грань между собой и Стрелком и понять, как не стать им.

— Мы все в этом спектакле задействованы как определённые характеристики определённых явлений, — говорит одиннадцатиклассница Валерия Козак. — Лично для меня Мамаша — настоящий человек, который страдает, но несгибаем, она твёрдо уверена в своей правоте. Она против происходящего в плохой квартире и не хочет с этим мириться. Но она запрещает сыну брать оружие в руки, ведь так он предаст себя, потому что насилие порождает насилие. Взять в руки оружие — это точка невозврата: стать таким же, как те, кто стрелял в тебя.

Как не стать Стрелком, ребята понимают. Но как стать Защитником, пока не знают — да такого героя и нет в этой пьесе. А они нужны. Ребятам нужно объяснять, в чём различие между Защитником и Стрелком. Возможно, об этом будет следующий спектакль. Эмоциональный и идеологический вакуум нужно заполнять, иначе его заполнит что-то другое. Пока ребята чётко понимают, что такое плохо. Взрослые должны показать, что такое хорошо.

Текст: Наталья Горяйнова

Фото: Сергей Юшков