Липецкие школы планируют модернизировать на федеральные средства
Крашенные масляной краской стены, потёртый линолеум, повидавшие виды деревянные парты. Так сегодня выглядит большинство школ города. И это не удивительно, ведь 19 из них старше 30 лет, а 32 и вовсе были построены более полувека назад. Учебные заведения Липецка нуждаются в масштабном обновлении.
Правильный пример
И полная противоположность — школа № 34 в микрорайоне Европейский, которую открыли два года назад. Это, можно сказать, школа мечты. Просторные светлые коридоры, цветовое оформление кабинетов, зоны отдыха с удобными пуфами, где можно не только весело общаться компанией, но и уединиться с книгой. Классы оснащены современным цифровым оборудованием, есть цифровая библиотека, бассейн, тренажёрный зал. Детям здесь действительно комфортно и уютно. Именно это учебное заведение выбрала глава города для того, чтобы показать представителю Общественной палаты России Наталье Кравченко, какой должна быть современная школа.
— Проект школы типовой, но директор и педагоги сами придумали дизайн, они решали, какое будет наполнение внутри. Сами рисовали эскизы мебели, потолочных светильников. Причём воплотить все эти задумки мы смогли силами местных компаний, — поясняла Евгения Уваркина. — Мы ставим перед собой задачу создания универсальной среды в школе. Чтобы там комфортно чувствовали себя все школьники, в том числе и дети с ограниченными возможностями. Мы сотрудничаем с международным техническим экспертом по безбарьерной среде из Москвы Натальей Крель. Она даёт рекомендации, которые мы будем учитывать уже на стадии проекта, чтобы потом не нужно было ничего переделывать.
Экономическая выгода
Всего же за последние пять лет в городе построено пять школ на 4 000 мест. В этом году начинается строительство в Звёздном. Выделят средства на школу в Елецком. Это будут современные учреждения, в которых создадут все условия для образования и развития школьников. Строительство новых школ — дело нужное и хорошее, но очень дорогое.
— Школа на 800-1000 мест в среднем обходится в 1,5 млрд рублей. А капитальный ремонт — возможность дать школе новую жизнь, при этом минимизировав расходы. Ведь в таком случае на обновление образовательного учреждения необходимо на порядок меньше средств, около 150-200 млн рублей, — пояснила Евгения Уваркина. — Но сделать полную «перезагрузку» старых школ только за счёт средств областного и городского бюджетов практически невозможно, поэтому Липецк планирует войти в федеральную программу «Модернизация школьной системы образования». От Липецкой области будут поданы заявки на капремонт более 100 школ, из них 52 в Липецке. Ремонт пройдёт в 2024-2026-х годах.
Три составляющие
Как пояснила Наталья Кравченко, программа «Модернизация школьной системы образования» состоит из трёх частей:
— Первая — капитальный ремонт. Вторая — оснащение, на это Минпросвещения выделяет дополнительные средства. В прошлом году — 6,5 млн на школу. Если от региона участвует несколько школ, то выделенные средства могут быть распределены в зависимости от нуждаемости того или иного учреждения. Третья составляющая — подготовка и переподготовка команды школы. Это необходимо, чтобы оборудование, которое будет закуплено, и среда, которая изменилась, могли быть педагогами освоены на 100%.
Вне программы
Преображение школы не может быть полным, если территория вокруг неё не соответствует новому образу. Однако благоустройство не входит в федеральную программу. Но и тут всё продумано наперёд и решение найдено. Эти работы можно сделать в рамках губернаторской программы. Как, например, в школе № 63, которая вошла в программу капитального ремонта на этот год.
— В прошлом году по губернаторской программе благоустроили спортивную площадку, — рассказал директор школы № 63 Сергей Керекелица. — Как она будет выглядеть, решали совместно с педагогами, учениками, родителями и активными жителями нашего округа. Теперь на месте пустыря с одними воротами появились футбольная и комбинированная баскетбольно-волейбольная площадки, зона воркаута, беговая дорожка. Для нас важно не только пространство снаружи, но и внутри школы. Когда узнали, что попадаем в федеральный проект, начали разрабатывать концепцию преображения школы. Вместе с детьми собрали идеи, чего нам не хватает, что хотелось бы изменить. Все эти пожелания передали нашим выпускникам, ставшим профессиональными дизайнерами, и они разработали предварительный проект.
Обещано рекомендовать
Наталью Кравченко, как куратора федерального штаба общественного контроля за реализацией программы капремонта школ, впечатлил такой подход к делу. Она считает, что коллективное участие, когда школьники и педагоги сами решают, что для них важно, — правильная тактика. Представитель Общественной палаты пообещала дать Минпросвещения самые лучшие рекомендации по Липецкой области:
— Поддерживать будут те регионы, где команда доказала, что может делать быстро, качественно и в срок. Липецкая область подняла высокую планку и ваш опыт можно тиражировать. Той школе, которая была по программе отремонтирована, могу поставить уверенную пятёрку с плюсом. Совсем не стандартный подход, не формальный. Я вижу вовлечённость и главы города, и поддержку губернатора, и желание коллектива школ делать их лучше.
Текст: Марина Костюк
Фото: Оксана Макарова