Завтрак для чемпионов

Завтрак для чемпионов

Счёт медалям начинается со школьного спортзала.

Приносим извинения, страница ещё редактируется. Зайдите чуть позже, чтобы увидеть окончательную версию материала.

Обходя свои спортивные владения в новой 58-й школе, заместитель директора и учитель физкультуры Лариса Николаевна Орехова комментирует: «Лучшая тусовка  у нас на тренировке. Так здесь будет написано». А в её кабинете уже ждали те, для кого это не просто слова.

Свободная смена

Так хотелось, отправляясь на встречу с учителем физкультуры и пестователем спортивных талантов, узнать какой-то способ, наглядно иллюстрирующий взращивание спортзвёзд. И вот попала на завтрак для чемпионов.

Ученики Ларисы Николаевны из прежней школы, где загорелись от её спортивной искры, пришли в гости в новую школу к учителю: чай с тортом попить, планы наметить. Поговорить обо всём. Вроде бы свободное от тренировок время, но не праздное. Потому что каждая минута в профессии учителя физической культуры даёт результат.

 Какие качества вашего учителя вы считаете выдающимися?  спрашиваю у победителей и призёров множества соревнований различного уровня, обладателей золотых значков ГТО.  Доброжелательность. Отзывчивость. Желание помочь. С ней вообще можно говорить обо всём,  отвечает 17-летний мастер спорта по карате Артём Володин.

Артём не только был признан спортсменом года. Он ещё и отличник по общеобразовательным предметам. В 2026 году его приглашают принять участие в чемпионате мира по карате в Японии.

 Стремление быть лучшей,  добавляет одиннадцатиклассница, легкоатлетка с золотым значком ГТО Юлия Неклюдова.

 Всегда,  вторит ей другая юная спортивная звезда Мария Котова.  Всегда быть лучшей. Такой лаконизм  не от антикоммуникабельности и не от присутствия учителя рядом. Когда в тебя вложено с самого «старта» настолько много, в слове это выразить не так просто.

 А недостатки у Ларисы Николаевны есть?  не скрываю провокационного тона я.

 Нет вроде бы Может поругать иногда, когда мы сами ссоримся или спорим. Ведь ненормально такое.

Ну, и эти, прихлёбывающие чай юные чемпионы, кажется, из абсолютивов. Здесь, сидя за столом рядом с учителем, они тоже воспитывают себя, учатся преодолевать житейские преграды, выходить из сложных ситуаций с чистым счётом победителей.

Следуй за нами!

 Мы начинали в 51-й школе спортивную тему, где поначалу был только волейбол. Но, когда стала там работать, возникли другие виды спорта, появился школьный спортивный клуб. Потом уже, когда перешла в 34-ю, всё это превратилось в «Спортивное созвездие». И сейчас при поддержке нашего директора Светланы Валерьевны Бедровой мы стараемся собрать уже в 58-й школе все виды спорта, возможные для школ, чтобы было разнообразие: и лёгкую атлетику, и баскетбол, и волейбол. «Где Орехова, туда всё и перемещается»,  так подбадривает меня директор,  улыбается Лариса Николаевна.

Сегодня большой интерес среди школьников вызывает не просто прокачка мускулов, а событийный спорт. С седьмого класса её ребята участвуют в «Школе безопасности», организованной МЧС.

 Мы их отпускаем в поля,  рассказывает Лариса Николаевна,  а сами волнуемся, получая сообщения и фоторепортажи-отчёты. В это время ребята пробегают дистанции 1415 км по местности с огромным туристическим снаряжением одеждой, спальниками, палатками. Параллельно выполняя задания: спасти человека из-под завалов, поднимая рухнувшие плиты, разрезая железо машины, или перевезти пострадавшего с одного берега реки на другой  по-разному моделируется ситуация. Более того, если это двухдневный спортивный квест, то дети должны не только иметь хорошую спортивную подготовку, но и уметь развести костёр, самостоятельно приготовить себе еду. Мы долго готовимся к мероприятию, потому что это в самом деле серьёзно, ответственно. Бывают форс-мажорные ситуации. Например, в прошлом году мы ездили на «Школу безопасности» в Аргамач-Пальну. Там один ребёнок не из нашей команды, пробегая, не увидел неотключённого электрического пастуха и пострадал от тока. Ему оказали помощь, это был серьёзный урок на внимательность. Был случай, когда участника мышь укусила. Поначалу ребята, не представляющие, что их ждёт, приезжают, будто бы в поход. Девочки с чемоданчиками Однажды мы ездили на майские праздники, а май  самый большой капризник погодный. Дождь пошёл, сырой холод, а у нас шесть соревновательных дней. Думаю, сейчас девчонки переночуют в палатках одну ночь и позвонят родителям  заберите нас! Утром спрашиваю: «Девочки, вы как?»  «Да ничего»  «А что родители вам сказали?»  «Советовали теплее одеваться и идти на маршрут».

Победить себя вчерашнего

Воспитанникам Ларисы Николаевны удаются олимпиады, спартакиады, выступления за честь школы, города и даже президентские состязания. Ниагарским водопадом летят на них медали, грамоты. Только со «Школы безопасности» её команда привозит по 1516 грамот. Сама она неоднократный победитель региональных конкурсов и призёр Всероссийского смотра-конкурса на лучшую постановку физкультурной работы и развитие массового спорта среди школьных спортклубов.

 Как вырастить чемпиона?  задумывается Лариса Николаевна.  Наверное, трудом наставника и ученика. Да, нужно много трудиться и многому учиться. Бывает, дети боятся выполнять какой-то норматив. Вижу в детских глазах страх. Я не из тех учителей, кто заставляет прыгнуть на требуемую длину или отжаться определённое количество раз. Ребёнка нельзя измерить в цифрах. Его можно научить технике. Но результат надо рассматривать всегда через единственную призму: от возможного. Мы с ним разговариваем. Я говорю, вот ты сегодня один раз повисел на турнике, а на следующий урок, когда мы будем заниматься уже другим, подойди сам в конце занятия и повиси-подтянись. И потом подходи на каждом уроке сам к перекладине. Будет, пусть и маленький, результат  ты уже молодец.

Они поначалу не верили, даже стеснялись говорить о результатах. Например, девочки в 8-м классе прыгают в длину метр, а по нормативу должны прыгать 1 м 80 см. Я говорю: «Если в конце года прыгнешь 1 м 5 см, ты вообще золото». И ставлю пятёрку ребёнку. Он победил себя.

Культура физическая и человеческая

К такому подходу привыкают не сразу не только ученики, но и педагоги. Мне тоже поначалу показался он каким-то преувеличенно демократичным, что ли. Ведь спорт  это достижения, результат, цифры, как бы мы от них ни отмахивались.

 Нет, главное  ко всему относиться с душой и добром,  убеждает Лариса Николаевна.  Мы не физруки, как некоторые привыкли почему-то говорить, а учителя физической культуры. Культура  ведь это и музыка, и изобразительное искусство. Неслучайно у нас в школе образовано «Методическое объединение спортивных и эстетических наук», которым я руковожу. Там физкультура, ИЗО, музыка и технология.

Конечно, если мы говорим о большом спорте, то должны и отбирать детей, учитывая данные, и ориентировать их на результат. А вот у меня была группа детей-баскетболистов в школе. От них отказались все тренеры. Так в спорте бывает: если не даёшь результат  ты никому не нужен. Я собрала всех, кто просто хотел заниматься и получать от этого удовольствие. И мы достигали своих результатов.

Учитель должен, как никто другой, уметь научить ребёнка поверить в невозможное, сделать удивительное. Стать чемпионом, взрастить чемпиона внутри себя. Без доброты, культуры это невозможно, потому что уродливо получится. Красота ни угловатой, ни уродливой, ни ущербной быть не может.

На вопрос, каким должен быть идеальный урок физкультуры, Лариса Николаевна отвечает:

 Идеальный урок  это когда ребёнок счастлив, а учитель раскрывается как творческая, профессиональная личность. Когда нет негатива от учителя, то и от учеников обратно его уже не будет. Учитель должен учить не только предмету, в моём случае  физическим упражнениям, но и нести вместе физкультуру и человечность.

Текст: Светлана Чеботарёва
Фото: Сергей Паршин