Ольга Никитина: «Как помочь ребёнку жить?»

Ольга Никитина: «Как помочь ребёнку жить?»

Здоровый разговор о психическом нездоровье детей.

В жизни никогда нет тупика, и всегда есть горизонты. Нет такой ситуации, при которой дальше некуда идти. Даже когда ребёнок родился больным или, будучи здоровым, вдруг заболел. Психическое заболевание  такая же болезнь, как и любая другая. Как не смотреть на маленького человека свысока, считая его проблемы незначимыми, маленькими, или, может быть, неудобными, а помочь ему? Это то, чем занимается ежедневно Ольга Никитина  врач Липецкой областной психиатрической больницы.

Детство  это большая жизнь

 Ольга Николаевна, детский психиатр  это особенный врач, судя по дифференциации его в общей психиатрии. Скажите, пожалуйста, дети  это особенные люди?

 Да, дети другие, нежели взрослые. Но с детьми нужно говорить по-взрослому: как только мы начинаем общаться с ними, как с маленькими,  упрощая, сюсюкая или говоря «да отстань»  то мы автоматически оказываемся в точке невозврата по отношению к тем базовым категориям, понятиям, которые не только в медицине, а в общей системе ценностей и развития общества потом невозможно будет восстановить никогда и ничем. Кроме того, дети другие в том плане, что они в некоторых сферах жизни могут опережать опыт взрослых. И современная молодежь отличаются от той, что росла десять или пятнадцать лет назад.

 Если область детства такая исключительная, то к ней должно быть приковано внимание. Откуда тогда корреляция «маленький человек  маленькие проблемы»? Якобы проблемы бывают только у взрослых, а у детей их всерьёз не существует вовсе.

 Это связано ещё и с тем, сколько времени родители посвящают детям. Несколько лет назад проводился соцопрос, показавший, что современный мужчина уделяет своему ребёнку в среднем 7 минут в сутки. За этот срок можно спросить и получить формальные ответы на вопросы: «Привет, как дела? Ел? Что в школе? Ну, иди спать».

Когда родители не уделяют достаточного времени детям, и это кажется им не стоящим внимания, то впоследствии они могут столкнуться с массой проблем. Но детство  это время настоящей жизни. Равно как и молодость, зрелость и старость  ведь никто не считает их незначительными.

Не бойтесь психиатра

 Я знаю, что многие родители боятся обращаться за помощью к детскому психиатру несмотря на то, что замечают отклонения поведения у детей. Объясняют это тем, что они не враги собственным чадам, поскольку при обращении к психиатру ребёнка поставят на учёт в системе «Квазар», оставив пятно на всю жизнь. Это правда или заблуждение?

 Задача любого врача  не сделать хуже больному, а напротив, улучшить его состояние. И детский психиатр (сейчас нет подростковых психиатров, все доктора, занимающиеся с пациентами от 1 года до 18 лет, считаются детскими психиатрами) прежде всего, ставит перед собой задачу «как помочь ребёнку жить комфортно в сложном современном социуме». Мы объясняем это родителям, и через вашу газету хочу ещё раз сказать: на диспансерный учёт ставятся не все обратившиеся, а только дети с определёнными патологиями: например, шизофренией, умственной отсталостью.

Кроме того, есть группа консультативного учёта, которая состоит из детей, страдающих от депрессивного расстройства, социализированного расстройства поведения, лёгкого когнитивного расстройства, нарушения сна или учебных навыков (это ЗПР-задержка психического развития). Для врачей ЗПР  довольно часто встречающаяся патология. Таких детей могут переводить на облегчённую, адаптированную учебную программу. Но до этого, перед психолого-медико-педагогической комиссией, дети проходят осмотр психиатра, где я должна выяснить, в чём причина неуспеваемости ребёнка.

В любом случае мы взываем к родителям: пожалуйста, не затягивайте, если видите изменения в поведении детей! Чем дольше вы медлите, тем продолжительнее мы будем выводить ребёнка из этого состояния. Психическая болезнь, как снежный ком  катится по чуть-чуть, накапливая массу проблем. Иногда родители оправдывают своё бездействие, считая, что это подростковый период с характерной гормональной перестройкой организма, которая завершится. Но понимаете, сам подростковый период  это стресс. Когда, к примеру, за три месяца у ребёнка наблюдается резкая динамика роста, вы представляете, что происходит с его гормональным фоном? Так что, к сожалению, если есть проблема, без помощи специалиста благополучно она не разрешается, а последовательно развивается, усугубляется.

Спасите наши души

 Могут ли подростки, чувствуя беспричинные тревоги, снижение настроения, нежелание что-либо делать и другие расстройства поведенческого спектра самостоятельно обратиться к доктору?

 С 15 лет подростки имеют право сами давать согласие на осмотр психиатра. То есть они могут без родителей прийти на приём к врачу, который проведет диагностику, даст рекомендации. До 15 лет согласие на консультацию и наблюдение ребёнка дают законные представители: родители или опекуны (у сирот).

 К вам часто приходят подростки без сопровождения взрослых?

 Сейчас всё чаще, и мне нравится такая тенденция. У современных детей нет стигматизации относительно психиатра, они нас не боятся. Им плохо, и они идут за помощью. И здесь Интернет, который, в общем амбивалентное средство в плане добра или зла, является благом. Когда у подростков начинаются проблемы, то они находят источники информации в Интернете, где почти всегда написано, что необходимо обратиться к специалисту. Вот они и приходят, начитавшись интересных вещей, даже диагнозы себе могут ставить. Но слава богу, что приходят.

И часто подростки просят родителей выйти из кабинета. Спрашиваю: «Почему ты велел маме выйти?»  «Она меня не понимает, не слышит». Я начинаю работать с ребёнком. Это не сравнимо с взаимодействием со взрослым пациентом. Маленькие, чистые люди, они не умеют хитрить, играть в поведенческий контакт. Если дети доверяют, рассказывают о своей беде, нельзя слушать их вполуха, нельзя обмануть их доверие.

Помощь детям и родителям

 Мне кажется, необходима ещё работа с родителями.

 Конечно, бывает так, что отдельно работаю с ребёнком и родителями. Часто родители приходят со слезами, показывают фотографии детей: «Посмотрите, какой он был, и что стало сейчас». Я объясняю иногда по несколько раз, что ребёнок заболел. Это такая же болезнь, как бронхит или сахарный диабет. Мы должны ему помочь, должны понять.

Я работаю в паре с клиническим психологом, то есть не педагогическим психологом, который занимается с детьми в школе, а медиком, знакомым с патологией. Он отслеживает свою динамику заболевания, я  свою. В дальнейшем, если следовать рекомендациям специалистов, в большинстве случаев поведенческие расстройства купируются по окончании подросткового возраста. Дальше мы уже наблюдаем положительную динамику.

 Находится с больным человеком, думаю, очень тяжело. Как научить родителей жить с такой моральной ношей?

 У меня был случай, когда мама положила 10 лет своей жизни, находясь возле ребёнка с ДЦП, которого воспитывала одна. Она забыла обо всём, в том числе и о себе. А после 10 лет у ребёнка стала манифестироваться агрессия: он маму начал душить. Так как он не ходячий, то мышцы рук достаточно сильные. Женщина в отчаянии говорила: «Если вы его не заберёте, я его убью». Мы видим, что она находится в психотравмирующей ситуации ежедневно. Да, такие родители тоже к нам обращаются, мы помогаем им. Это и психофармакологическое лечение, и другие виды помощи.

Той маме, для того чтобы она немного отдохнула, мы предложили на время поместить ребенка в реабилитационный центр «Седьмой лепесток». При этом пояснили: «Не волнуйтесь, он будет находиться там временно под наблюдением квалифицированных специалистов. Кроме того, в центре есть ровесники, с которыми ему можно общаться».

Предрасположенность к заболеваниям

 Есть ли какая-то склонность к психическим заболеваниям у людей определённого склада психики?

 Есть тип нервной системы, предрасположенный к критическим депрессивному, тревожному, биполярному расстройствам. Особенно это можно проследить, когда в семье растут несколько детей. Предрасположенные к расстройствам психики дети растут как правило послушными, переживательными, принимающими всё близко к сердцу. И уже видно, немножко тревожными. Когда родители говорят, что одного ребёнка можно ругать, и с него как с гуся вода, а с другим только тон голоса меняешь  уже слёзы на глазах. То есть у него слабый тип реагирования нервной системы. Плюс гормональная перестройка и внешнее окружение, тот же буллинг в школе

Был случай, одноклассник сказал девочке в школе, что она толстая. И несколько человек в классе посмеялись, поддержали его. Человек с другой реагентной системой пропустил бы такое мимо, а она расстроилась. Начала рассматривать себя в зеркало, стала постоянно думать об этом, не спать ночами. То есть она поверила в слова о себе, её самооценка снизилась, она забросила уроки, села на диеты, которые находила в интернете. Всё это привело к нервной анорексии.

На приёме спрашиваю, знает ли она об этом заболевании. Она, конечно, знает: в Интернете прочитала. Я показываю фото истощённых людей, спрашиваю: «Это красиво?» Она: «Ну, ничего». У неё на фоне болезненного состояния снизилось критическое восприятие действительности.

Дети в этом состоянии отказывают себе в приёме пищи, даже воду запрещают себе пить. И анорексия сменяется приступами булимии. Организм растёт, требует питания. Тогда дети подходят к холодильнику, наедаются, а потом начинают себя винить в том, что наелись. Они могут вызывать у себя рвоту. Особенно часто нервная анорексия проявляется у девочек. Помочь ребенку может только психиатр, независимо от того, в государственном медицинском учреждении или в частной клинике. В любом случае буде оказана помощь.

 А как вы лечите подобные расстройства?

 Любое заболевание, даже если оно имеет одно название, протекает у всех индивидуально. Прежде чем поставить диагноз, мы проводим клинико-психологическое обследование, чтобы уточнить, в рамках какого заболевания происходит анорексия. Часто она сочетается с депрессией, биполярным расстройством или может быть началом шизофрении. Уточняем диагноз, а потом назначаем лечение по соответствующим клиническим рекомендациям. Это терапия препаратами из групп антидепрессантов, ноотропов и др., при этом детям обязательно назначается психотерапевтическая помощь квалифицированного клинического психолога.

 Гендерная предрасположенность к типам психических заболеваний существует?

 Такая статистика есть. Мальчики чаще болеют детской шизофренией, поведенческими нарушениями. Детский аутизм также распространен больше у мальчиков, чем у девочек. А у девочек чаще диагностируются нервная анорексия, депрессия, биполярное аффективное расстройство.

Каждый родитель должен знать

 Ольга Николаевна, помимо тех диагнозов, при которых показана группа инвалидности (аутизм, умственная отсталость, детская шизофрения и другие), о которых знают родители с раннего возраста своих детей, с какими заболеваниями вам чаще всего приходится работать, и что должно быть тревожным сигналом для родителей, чтобы своевременно обратиться к доктору?

 Основная патология, с которой чаще всего сталкиваюсь  депрессия у детей и подростков. Она проявляется в снижении настроения, утраты интересов, нежелании что-либо делать.

Дети перестают посещать школу, жалуются на слабость, утомляемость, перестают общаться с друзьями. Доходят до того, что не выходят на улицу, закрываясь в своей комнате. Поскольку психическое нарушение отражается на учёбе, часто начинаются конфликты с родителями.

У детей пропадает желание учиться, они говорят, что не видят смысла в получении знаний в школе. Начинают больше времени проводит в виртуальном пространстве. Здесь существует опасность того, что они могут познакомиться в социальных сетях с лицами, с уже более сложными психическими расстройствами, которые могут ими манипулировать. Вспомним «Синий кит» и подобные сообщества, когда дети изначально не хотели умирать, но их к этому подвели.

Ребёнок может не спать ночами, «пропадая» в телефоне. Если родители забирают устройство, то дети могут давать аффективную реакцию. Взрослые не понимают, что с ребёнком происходит, начинают давить на него. Состояние детей усугубляется, они даже высказывают мысли о нежелании жить, в том числе наносить самоповреждения  не с целью умереть, это их «крик» о помощи.

Иногда подростки 1213 лет сами просят отвести их к специалистам, но родители не понимают серьёзности ситуации, затягивают с обращением к психиатру. А дети, не видя понимания родителей, замыкаются и боятся рассказывать им о своём эмоциональном состоянии, и получается замкнутый круг.

Также сложной является работа детского психиатра с тревожными расстройствами у детей.

 Но чувство тревоги может спорадически возникать у всех.

 Да, но у подростков это постоянное, неодолимое чувство тревоги без повода. Потому что, когда они впервые его ощущают, у них появляется чувство страха, что такое может снова с ними произойти. И дети начинают жить в таком тревожном ожидании и непонимании, что с ними происходит. Естественно, к ним присоединяется сниженное настроение, апатичное поведение. То есть происходит дезадаптация их жизни. Начинает меняться стиль одежды, как модно сейчас говорить, возникает свой имидж. Могут надевать чёрное, делать пирсинг, красить в разные цвета волосы, преимущественно в чёрный. Они это делают для того, чтобы наружу вынести своё внутреннее состояние.

Часто у подростков встречаются ещё такое заболевание, как биполярное расстройство. Это колебание то плохого, то хорошего настроения. Подростки так чаще всего рассказывают о своих внутренних ощущениях: «Несколько дней всё хорошо. Я могу всё делать, даже спать несколько часов в сутки, чувствуя себя бодрым, активным. По учёбе у меня всё прекрасно, мне хочется общаться с друзьями, ходить в разные места». А потом, через какое-то время, начинают испытывать сниженное настроение, чувство тревоги и беспокойства, не хотят чем-либо заниматься. Они не понимают, что с ними происходит.

Родители не придают этому должного внимания, объясняя фразой «переходный возраст» и полагая, что всё пройдёт. Но ребёнку нужна помощь именно сейчас. Я обращаюсь к родителям: «Не надо усугублять и без того сложную ситуацию, не надо искать надуманные причины отказа в посещении психиатра! Разве от этого вашему ребенку станет лучше? Не надо думать в этот момент только о себе и своем реноме в обществе. Если вы вовремя обратитесь к специалисту, вы получите квалифицированную помощь и правильное решение накопившихся проблем.

Если нужна помощь

В Липецке есть всё для лечения и реабилитации детей с психическими патологиями. Это и амбулаторная помощь детских психиатров в детских поликлиниках города, в диспансерном отделении на улице Аксакова, 4 и в лечение в стационаре  в детском отделении  15 Липецкой областной психиатрической больницы в селе Плеханово, где дети госпитализируются с 5 до 18 лет.

Также в диспансерном отделении осуществляется круглосуточная бесплатная и анонимная психологическая помощь  телефон доверия: 8 800 350 48 11. По этому телефону 24 часа работают специалисты учреждения, оказывая помощь детям, подросткам и взрослому населению.

Беседовала: Светлана Чеботарёва
Фото, видео: Лена Мамцева
Иллюстрации: ИИ